Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космический фундамент


26 июля 2016 года Lenta.ru


Строительство космодрома Восточный, как любой масштабный проект, сопровождается скандалами. Срывы сроков, невыплата зарплат рабочим и последняя на сегодня новость — в очередной раз выросшие расходы. Однако параллельно идет процесс — первый запуск ракеты-носителя «Союз 2.1а» в апреле 2016 года доказал работоспособность всех систем космодрома. «Лента.ру» пообщалась с ответственными за самую основу космической стройки.

Скрытая суть

Главная часть космодрома — стартовый комплекс площадью 60,05 гектара. А основа комплекса — стартовое сооружение, технически сложная конструкция, представляющая собой многоэтажное железобетонное здание. Именно отсюда в апреле запустили первую ракету.

«Стартовое сооружение имеет развитую систему подземных коммуникаций и шахт — это целый лабиринт Минотавра, уходящий вглубь на несколько десятков метров», — рассказывает Михаил Амонтов, ведущий инженер отдела МТО и К ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России», который выступает заказчиком строительства космодрома.

Общая высота стартового сооружения 60 метров: 30 метров под землей и 30 метров над землей; толщина стартового полотна — бетонного монолита, с которого стартует космический корабль, составляет 9-10 метров.

Чтобы возвести такую масштабную конструкцию, понадобились соответствующие объемы стройматериалов. «Меня как инженера, отвечающего за поставку цемента, поражали объемы, — говорит Амонтов. — Стройматериалы шли сюда целыми эшелонами. Были заказы и по сто вагонов в месяц, и даже больше. Каждый вагон — 72 тонны. В летний период, когда ведется усиленное бетонирование, на объект доставляется порядка 10 тысяч тонн цемента. Чувствуется колоссальность всего проекта. И, конечно, когда в апреле состоялся успешный запуск ракеты, стали видны плоды нашей работы. Наконец-то мы добились своего».

Цемент на старт

Об уникальности космодрома Восточный российские власти говорили не раз. Вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркивал, что первый российский гражданский космодром стоит намного дешевле, чем аналогичные проекты в других странах. «Мы сейчас потратили на космодром Восточный — я говорю это специально, чтобы не было никаких спекуляций, чтобы их остановить и прекратить, — 84 миллиарда рублей», — отчитался он. На эти деньги за четыре года, по словам Рогозина, «в регионе, где была всего лишь тайга, построены уникальные объекты». Чтобы обеспечить эффективное функционирование всех этих сооружений, нужны были стройматериалы высокого качества.

«Необходимо было добиться максимальной прочности сооружения, — подчеркивает Амонтов. — Во-первых, объект испытывает колоссальные нагрузки. Проектная прочность бетонных конструкций — 500 килограммов на кубический сантиметр. Во-вторых, колебания температур на данной территории огромны: от плюс 35 в летние месяцы до минус 40 зимой, что, конечно, заставляло строителей трудиться в особых условиях. Не говоря уже о том, что требуется выдержать температуру горения топлива». Поэтому все элементы — и арматура, и цемент, и бетон, и кирпич — должны были быть проверенного качества. Именно с этих простых материалов начиналось строительство космодрома, они обеспечили фундамент, на котором вырос огромный высокотехнологичный объект. Поставщиком стройматериалов стало ОАО «Теплоозерский цементный завод» (компания входит в структуру ООО «Востокцемент»).

Главная конструкция стартового сооружения — так называемый стартовый стол, площадка, которая служит опорой для ракеты. По словам экспертов, это самый трудоемкий объект. Стол, что стоит на Восточном, целиком вылит из бетона, изготовленного из теплоозерского цемента. Этот материал обладает рядом качеств, которые в сложных климатических условиях Восточного стали оптимальными: высокая прочность, морозостойкость, умеренное тепловыделение, полная водостойкость к пресной воде и стойкость к коррозии.

Представитель завода Виктор Иванов говорит, что поставлять продукцию для особенных условий компании уже приходилось: «Мы давно работаем на дальневосточном рынке, из наших стройматериалов создавались Нижне-Бурейская ГЭС, мост через реку Амур, мост на остров Русский. Все эти факты, как мне кажется, послужили серьезным основанием для строителей космодрома Восточный выбрать продукцию именно нашего предприятия».

Качественно и в срок

«Полный цикл производства цемента на заводе позволяет контролировать качество продукции на каждом этапе, — рассказывает Иванов. — Цемент проходит всю производственную цепочку: от карьера до упаковки. На заводе имеется своя лаборатория, которая следит за отбором сырьевых материалов, за помолом сырьевой смеси, за обжигом клинкера, за помолом цемента и за отгрузкой».

Еще один критерий, необходимый для поставщика цемента на сложнейший объект, — исполнительность. Представитель «Дальспецстроя» говорит, что за четыре года сотрудничества претензий по срокам к «Востокцементу» не возникало. «Любой вопрос решается в максимально короткие сроки. Цемент доставляется на стройку по железной дороге. Были случаи, когда железная дорога из-за ремонта путей не могла обеспечить прохождение вагонов, и тогда сбытовая структура "Востокцемента" — "ДВ-Цемент" — выручала нас: организовывала доставку стройматериалов автомобильным транспортом».

Поставлять большие объемы продукции для Теплоозерского завода не проблема, комментирует управляющий заводом: логистика в регионе была хорошо организована еще в советское время. «Даже такие моменты, как ремонт железнодорожных путей, не создавали серьезных проблем. В этих случаях мы или организовывали автодоставку стройматериалов грузовым транспортом из Теплого Озера прямиком на космодром, или клиент вывозил продукцию самостоятельно. Дорога в одну сторону составляет около 500 километров».

Будущее с крепким фундаментом

Уже начато строительство второй очереди космодрома Восточный, по плану оно должно завершиться в 2021 году. Параллельно развивается пространство вокруг космодрома — создается кластер научной, производственной, жилой и туристической инфраструктуры. Сейчас усиленно ведется стройка наукограда Циолковский — уже построены и заселены несколько многоэтажек, но самая активная стадия развития инфраструктуры начнется после 31 октября. Поставщик цемента на эту стройку тот же — «Востокцемент».

«Рабочие места, квалификация сотрудников, зарплаты, инвестиции и объемы строительства — по этим параметрам Восточный, наверное, крупнейший объект на Дальнем Востоке, — рассуждает Михаил Амонтов. — Тут не может быть мелочей. Каждый элемент в строительной цепочке должен работать четко и исправно. Могу сказать, что с компанией "Востокцемент" у нас это однозначно получалось и получается».

На следующий год с новейшего и единственного в России космодрома гражданского назначения запланированы сразу два запуска. Глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил, что в 2017 году на орбиту выведут два спутника серии «Канопус» и аппарат «Метеор», а с 2018 года фактически включится конвейер: по плану с Восточного должно осуществляться шесть-восемь, а в перспективе до десяти пусков в год.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer