Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


О роли института генеральных конструкторов в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе


01.08.16 15:27 Дмитрий Рогозин, Журнал "АвиаСоюз"


В истории нашей страны, развитии ее оборонно-промышленного комплекса всегда была значимой и определяющей роль генеральных конструкторов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ). И на современном этапе руководство Российской Федерации исключительно важное значение придает работе генеральных конструкторов, в том числе в такой высокотехнологичной отрасли промышленности, как авиастроение.

Наиболее известны и памятны нашим соотечественникам незаурядные личности и блистательные результаты деятельности целой плеяды выдающихся конструкторов авиационной техники: А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева, О.К. Антонова, В.М. Мясищева, Н.Н. Поликарпова, А.И. Микояна, М.И. Гуревича, П.О. Сухого, М.Л. Миля, Н.И. Камова, А.М. Люльки, Н.Д. Кузнецова, А.А. Микулина и др. Это были одни из умнейших и талантливейших людей своего времени, обладавших несгибаемой волей и твердым характером, большими организаторскими способностями. Они были наделены руководством страны всей полнотой полномочий и ответственности при принятии и реализации конструкторских решений. Были созданы все условия для проявления, развития и реализации творческих способностей этих гениальных личностей.

В период Великой Отечественной войны руководители практически всех авиационных конструкторских бюро являлись главными конструкторами и решали весь комплекс вопросов, связанных с созданием, испытанием и внедрением в эксплуатацию боевой авиационной техники. Их вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне трудно переоценить. 

Институт генеральных конструкторов был введен в Советском Союзе в 1956 г. Роль и статус генерального конструктора определялись самим порядком назначения на эту высокую руководящую и ответственную должность в системе Военно-промышленного комплекса страны. Кандидатуры генеральных конструкторов рассматривались и утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС. 

Результаты деятельности генеральных конструкторов и возглавляемых ими коллективов свидетельствуют о высокой эффективности их работы. Созданные в 50-80 гг. самолеты «Ту», «Ил», «Ан», «Як», «Су», «МиГ», вертолеты «Ми» и «Ка» получили признание во всем мире, выпускались большими сериями, эксплуатировались и продолжают летать во многих странах мира. В значительной степени благодаря выдающейся и благотворной деятельности генеральных конструкторов СССР стал одной из ведущих авиационных держав мира.

К сожалению, в постсоветский период в новых экономических условиях авиационной деятельности по ряду причин должность генерального конструктора оказалась, в лучшем случае, на вторых ролях. В некоторых КБ эта должность совмещалась с должностью генерального директора, в том числе, иногда руководителями, не имеющими авиационного образования и необходимого опыта. 

В результате, процесс дальнейшего развития авиационной отрасли, сама структура управления ею, которая за 25 лет многократно изменялась, лишились столь необходимой интеллектуально-административной поддержки государственного уровня, каким обладали генеральные конструкторы времен СССР. Существенно снизились возможности и эффективность управления отрас-лью в части разработки и проведения единой технической политики.

Понимая стратегическую важность этого вопроса, в целях формирования и реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования ВВСТ, Президент Российской Федерации В.В. Путин своим Указом от 19 января 2015 г. №18 (далее – Указ) утвердил Положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники (далее – Положение), которым определены права, обязанности и ответственность генерального конструктора, а также порядок его деятельности. 

В соответствии с Положением, генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов, систем) ВВСТ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – проект). 

Кандидатом для наделения полномочиями генерального конструктора может быть высококвалифицированный специалист, имеющий высшее техническое образование, ученую степень доктора наук (как правило), стаж работы не менее 10 лет на инженерно-конструкторских должностях по соответствующему направлению работ в организациях оборонно-промышленного комплекса, опыт участия в реализации государственных, федеральных и иных программ, добившийся существенных производственных и научных достижений.

Решения о наделении кандидата полномочиями генерального конструктора и о прекращении таких полномочий принимаются руководством Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Военно-промышленной комиссией Российской Федерации принято решение о наделении полномочиями генерального конструктора по авиационной отрасли по проектам:

«Авиационные комплексы и их вооружение»;
«Вертолетные комплексы и их вооружение».

Решением Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 19 января 2016 г. полномочиями генерального конструктора по авиационным комплексам и их вооружению наделен генеральный директор АО «РСК «МиГ» С.С. Коротков, который назначен по совместительству вице-президентом ПАО «ОАК» по инновациям.

Военно-промышленной комиссией Российской Федерации также одобрена и представлена на утверждение Президенту Российской Федерации для наделения полномочиями генерального конструктора по проекту «Вертолетные комплексы и их вооружение» кандидатура генерального конструктора АО «МВЗ им. М.Л. Миля» Н.С. Павленко.

Во исполнение Указа коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации уделяет особое внимание организации деятельности генеральных конструкторов. На заседании Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (далее – Совет) 16 июня 2016 г. был рассмотрен вопрос «Об организации и программах деятельности генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники».

Заслушаны и обсуждены доклады генеральных конструкторов по проектам С.С. Короткова и Н.С. Павленко.

Совет по авиастроению отметил, что для обеспечения решения генеральными конструкторами поставленных задач, реализации, прав, обязанности и ответственности в интегрированных структурах авиационной промышленности ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» организуются и проводятся работы по созданию соответствующих условий и структур обеспечения деятельности генеральных конструкторов.

Наиболее системно и успешно такая работа проводится в ПАО «ОАК», где введена должность генерального конструктора – вице-президента по инновациям, создается соответствующая организационная и функциональная структура блока генерального конструктора, разработан и реализуется план-график соответствующих мероприятий.

В целях разработки и реализации единой научно-технической и инновационной политики при создании авиационных комплексов (АК), координации разработок АК на надпроектном уровне, повышения эффективности управления конструкторскими ресурсами создан Совет главных конструкторов при генеральном конструкторе, определен состав Президиума и секций по направлениям деятельности, разработаны концепции оперативного управления и поддержки принятия решений генеральным конструктором, подготовлены предложения по приведению актов Правительства Российской Федерации, нормативно-технической документации и организационных документов ПАО «ОАК» в соответствие с Указом и требованиями госзаказчика, оптимизируются подписанные ранее соглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве между ПАО «ОАК», Российской академией наук и Фондом перспективных исследований.

Одновременно с организационными мероприятиями проводится работа по выполнению требований Указа в части создания научно-технического задела и демонстраторов технологий, оптимизации процесса разработки образцов авиационной техники (АТ), определению приоритетных перспективных направлений развития АТ, унификации разрабатываемых образцов ВВСТ и их компонентов, подготовки конструкторских, научно-испытательных, инженерных и технических кадров. Подготовлены предложения по реализации требований Указа в части авиационных комплексов и их вооружения.

Совет рекомендовал аналогичную работу организовать и провести в АО «Вертолеты России». 

Советом отмечен ряд проблемных вопросов, оказывающих негативное влияние на организацию и результаты деятельности генеральных конструкторов по проектам. К основным из них следует отнести:

- осуществление государственными заказчиками постановки задач и реализации новых мероприятий без согласования и сопровождения генерального конструктора;
- отсутствие единой системы сбора и обобщения результатов НИОКР по тематике генерального конструктора, а также эффективных механизмов выявления, трансферта и реализации инновационных разработок в интересах реализации проектов, выполняемых под руководством генерального конструктора;
- слабая координация руководством интегрированных предприятий и организаций мероприятий по развитию экспериментальной и испытательной базы с инновационными программами деятельности генеральных конструкторов; 
- низкая эффективность существующей системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации ученых и специалистов для выполнения работ по тематике генерального конструктора.

Советом даны соответствующие рекомендации Минобороны России, Минпромторгу России, ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», реализация которых обеспечит повышение эффективности инновационного развития самолето- и вертолетостроения в России во исполнение Указа Президента Российской Федерации.

Руководством Российской Федерации в настоящее время принимается ряд необходимых мер по развитию отечественной авиационной промышленности. И одна из них – обеспечение условий для разработки и реализации генеральными конструкторами единой военно-технической политики в области создания и совершенствования передовой авиационной техники, обеспечивающей безопасность нашей страны. Соответствующие мероприятия реализуются также и по другим видам ВВСТ.


комментарии (6):

Сашочек      01/08/2016 [21:20:12]#1
Пока генеральный конструктор будет иметь написание с маленькой буквы, как это есть сегодня, пока он не станет Генеральным конструктором по сути (Генеральный - определяющий все), которому будут подчиняться манагеры - ничего в авиастроении не изменится.
Из статьи следует, что роль Генеральных конструкторов в подлинном развитии авиационной техники, полностью отвечающей потребностям авиаперевозчиков, - Военно-промышленной комиссией НЕ ПОНЯТ!
Все Генеральные конструкторы, упомянутые автором, потому сумели выполнить свою миссию, потому что имели ВСЕ ПОЛНОМОЧИЯ, что позволяло им реализовывать самые сложные по тем временам проекты (Ту-95, первый полет которого состоялся всего лишь через семь лет после войны) и сегодня, через 60 с лишним лет служит стране. У них у всех была ПРЯМАЯ связь с Верховным главнокомандующим (генеральным секретарем правящей партии). Этого не имели все министры (они заказывали свои переговоры).
И уж если пример сегодняшнего положения главного конструктора в ОАК (подчиняющегося манагеру-неспециалисту, не имеющего права напрямую обратиться наверх) показан в качестве положительного для остальных корпораций, то о каком прогрессе в авиастроении можно даже задумываться? Сегодня в корпорациях за прямое обращение в верха сразу снимают с должности. Раньше министры этого не боялись, потому что слово Генерального конструктора, обратившемуся наверх помогало им в общем деле.
Пару лет тому назад двигателестроительная корпорация хотела снять с должности (под видом объединения с заводом) А.И.Иноземцева - по сути единственного Генерального конструктора (в Перьми). Губернатор выставил из кабинета пришедших с таким предложением руководителей ОДК, и, тем самым, сохранил судьбу ПД-14, единственного двигателя в стране. В результате весной этого года Иноземцеву было что доложить Президенту, чего не было бы, если бы губернатор и коллектив не защитили Генеральго от манагеров ОДК (и Минпромторга).
И еще: один Генеральный конструктор в корпорации - это нонсенс, это от абсолютного непонимания вообще роли главного человека в конструировании сложной техники (сегодня систем вооружения).
Генеральный конструктор должен быть в конкретном ОКБ (Туполева, Илюшина, Сухого, Микояна и т.д.). Даже только в одной фирме ему работы будет под завязку.
Впрочем, все это говорится в пустую. Потому что манагеры от управления оборонкой не понимают суть проблем создания современных систем и поэтому творят, творят, творят ... пустые бумаги! Которые выдают за прогресс.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      02/08/2016 [11:55:36]#2
2 Сашочек

У Погосяна была сверхконцентрация власти, и что? Может дело ещё и в личности Генерального конструктора?

Сашочек      02/08/2016 [18:42:59]#3
Погосян не был генеральным конструктором! Генеральный конструктор - это человек с глубокими ЗНАНИЯМИ предмета, ЖЕЛАНИЕМ создавать новую технику, НУЖНУЮ людям, ИЗНАЧАЛЬНЫМ ТАЛАНТОМ к этому и бесконечно ПРЕДАННЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ вплоть до полного погружения в дело, при котором он нередко забывает о себе. Мечтой такого человека является новая, созданная им ХОРОШАЯ техника.
Ни одной составляющей из этого списка у Погосяна замечено не было. Но было желание за счет имитации их и огромной закулисной деятельности как бы создать "Суперджет", уничтожить все конкурирующее. Но из-за отсутствия составляющих "Суперджет" получился таким, каким получился.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      02/08/2016 [22:35:08]#4
О как? Значит личностные качества все же имеют значение? И за что же тогда он был избран академиком? И где же эти Туполевы, Ильюшины, Антоновы..?

Сашочек      08/08/2016 [20:47:51]#5
За что был избран академиком - помолчим. Сегодня в России министрами и главами корпораций и да и большинство состава в правлениях при этих главах нередко становятся люди, которые ни одного дня не ходили в проходные предприятий, НИИ или КБ. Они же потом руководят процессом выбора и прохождения людей в академики.
Погосян не из этого числа. Он ходил в проходную. Но очень хотелось бы прочитать что-нибудь из написанного им, относящегося к научным трудам.
Нередко звания присуждаются и за обобщенную деятельность. Ничего предосудительного в этом нет, если есть очень большие результаты в этой самой деятельности. О результатах его деятельности уточнять форумянам не нужно. Но очень хотелось бы посмотреть что написано по результатам этой деятельности в представлении Погосяна к званию академика - какие ему учтены заслуги?

Более важный вопрос: где же эти Туполевы, Илюшины и т.д. Их нет, ибо заложенные таланты людей проявляются в созидательной работе. Претендующим по природным данным на такие места в истории, теперь уже российской авиации, не дали возможности проявиться. Им просто не давали на протяжении четверти века заданий по созданию новой техники. Например, для Туполевцев со второй редакции ФЦП развития российской авиационной техники до 2015 года (с середины прошлого десятилетия) НЕ ПЛАНИРОВАЛОСЬ, и сейчас НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ни одного задания на создание новой авиационной пассажирской техники. Конкретно их не планировали Правительство, ВПК, Минпром. Делалось это при активном участи в проведении такой политики (а значит в уничтожении школы Туполей по гражданской техники) со стороны Погосяна, вначале в качестве подпольного кардинала, а потом - напрямую.
Т.е. это - целенаправленная работа по пресечению появления в России Туполевых, Илюшиных и им подобных.
Теперь, получается, такую политику будет пропагандировать Погосян новому поколению.
Во всех этих словах нет никакого преувеличения. В США ежегодные вливания в новую авиационную технику со стороны правительства составляет не один миллиард долларов. Там понимают, что в таком вливании - светлое будущее американского авиастроения. Это закреплено там законом. У нас такие подходы ликвидированы с распадом СССР, с приходом в руководству непрофессионалов, с необъявленным, но претворяемым решением реформаторов о ненужности российского авиастроения (завезено за восемь лет более 850 иномарок в российские авиакомпании).
Как при этой политике могут появиться в России новые Туполевы? Никак!!!

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/08/2016 [11:26:03]#6
Эх, увы, Погосян вроде как и авиаконструктором работал, и генконструктором был, а как возглавил ОАК, сам газначил себя главным во всех КБ. Вот она гримаса истории.


А в академики его избирали не чиновники, а другие, ещё советской закваски, академики. Я их не виню, не избрали бы, главный во всех КБ удавил бы их голодом.













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5D7s
Тут http://perevozki.youdo.com/evacuation/services/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer