Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дальнюю авиацию приблизили к Сирии


17 августа 2016 года Иван Сафронов, Георгий Степанов, Максим Юсин, КоммерсантЪ


Вчера самолеты дальней авиации Ту-22М3 Воздушно-космических сил России впервые нанесли удар по антиправительственным группировкам в Сирии, взлетев из необычного места — с аэродрома Хамадан в Иране. Хотя именно Москва и Тегеран считаются главными зарубежными союзниками Дамаска, их сотрудничество в военной сфере до сих пор столь явно не афишировалось. По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, использование российской авиацией иранских аэропортов свидетельствует о том, какое значение обе страны придают исходу битвы за Алеппо — ключевой город на севере Сирии. Реакция США оказалась весьма болезненной: вчера вечером представитель Госдепа выразил сожаление в связи с использованием Москвой иранской авиабазы, а госсекретарь Джон Керри в беседе с главой МИД РФ Сергеем Лавровым поделился своей "обеспокоенностью".

Первые сообщения о переброске российских самолетов дальней авиации Ту-22М3 и фронтовых бомбардировщиков Су-34 на 3-ю тактическую авиабазу ВВС Ирана Хамадан появились вчера днем на сайте портала Al-Masdar News. Позже эту информацию подтвердили в Минобороны РФ. Официальный представитель ведомства сообщил "Ъ", что "машины двух типов под истребительно-авиационным прикрытием самолетов Су-30СМ и Су-35С", базирующихся на авиабазе Хмеймим в Сирии, "совершили групповой вылет с полной бомбовой нагрузкой, нанеся авиационный удар по объектам боевиков "Исламского государства" и "Джебхат ан-Нусры" (обе организации запрещены в РФ.— "Ъ")".

"Были уничтожены пять крупных складов с вооружением, три пункта управления и лагеря подготовки террористов в районах населенных пунктов Серакаб, Эль-Баб, Алеппо и Дейр-эз-Зор",— добавили в ведомстве. Там же уточнили, что уничтоженные в результате авианалета лагеря и пункты управления использовались для обеспечения группировок сирийских антиправительственных сил, действующих в районе Алеппо. "Все самолеты после успешного выполнения боевой задачи вернулись на аэродромы базирования",— добавили собеседники "Ъ" в Минобороны.

"Ирано-российское сотрудничество в борьбе с терроризмом в Сирии носит стратегический характер, и мы делимся своим потенциалом в этой области и своими объектами",— заявил в свою очередь агентству IRNA глава Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани. По его словам, в результате "эффективного взаимодействия" Ирана, России и Сирии "экстремисты оказались в критической ситуации, и от полного уничтожения их уже ничто не спасет — ни смена названий группировок, ни попытки использовать в качестве живого щита мирное население".

Напомним, что в период с 30 сентября 2015 года по 1 февраля 2016-го в Сирии была сформирована полноценная смешанная авиагруппа, состоящая из 70 машин (самолетов Су-24М, Су-25СМ, Су-34, Су-35, а также вертолетов Ми-24П и Ми-28Н). К 14 марта, когда президент Владимир Путин объявил о выводе основных сил и средств из Сирии, ВКС РФ совершили 7,8 тыс. ударов по Сирии и, согласно сообщениям Минобороны, уничтожили около 15 тыс. объектов исламских радикалов. ВМФ РФ дважды задействовал малые ракетные корабли Каспийской флотилии, обстреливавшие позиции боевиков ИГ крылатыми ракетами "Калибр-НК", один раз это сделала подлодка "Ростов-на-Дону". Несколько раз авиаудары наносила стратегическая авиация (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3). По словам Владимира Путина, поводом для сокращения масштабов операции "Возмездие" стала "эффективная работа наших военных", создавшая условия "для начала мирного процесса".

Впрочем, наладить мирный процесс пока так и не удается. Одна из причин — разногласия с США в том, какие группировки сирийской оппозиции считать "умеренными". Как сообщили "Ъ" информированные источники в Москве, знакомые с ходом переговоров, США "обещали отделить представителей "умеренной оппозиции" от террористов "Джебхат ан-Нусры", но до сих пор так этого и не сделали".

Кроме того, по словам собеседников "Ъ", сирийская армия не смогла самостоятельно обеспечить перекрытие границы с Турцией (откуда боевики получали и продолжают получать подкрепление и оружие). Ситуация осложнялась тем, что понесшим тяжелые потери в боях последних месяцев войскам Башара Асада требовалось время для восстановления ресурсов. Но его практически не было: пока правительственная армия пыталась перехватить инициативу, оппозиционные силы осуществляли перегруппировку, после чего разворачивали наступление на ключевых направлениях.

В итоге на большинстве ключевых участков фронта правительственные войска отказались от наступательных операций, сосредоточившись в основном на удержании занятых позиций. Как объяснили источники "Ъ", знакомые с ситуацией, от ВКС России "потребовалось принятие срочных мер", которые и последовали 12 июля, 14 и 21 июля, когда шесть Ту-22М3 совершили первые с февраля боевые вылеты, нанеся удары в районе Пальмиры, Эс-Сухны и Арака.

При этом самая тяжелая обстановка сложилась в окрестностях Алеппо, где, по данным Генштаба ВС России, "Джебхат ан-Нусра" создала группировку численностью около 7 тыс. человек с танками, БМП, артиллерией и другим оружием. Эта группировка стала одной из приоритетных целей российской авиации.

Как правило, Ту-22М3 вылетали на боевые задания с авиабазы Моздок (Северная Осетия), проделывая путь в общей сложности не менее 2 тыс. км (они достигали Сирии через Каспийское море, а затем — воздушное пространство Ирана и Ирака). "Летать с аэродромов базирования в России долго и дорого,— объясняет председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов.— Вопрос затрат на военные действия сегодня стоит во главе угла, мы не должны выходить из текущего бюджета Минобороны".

По словам источника "Ъ" в военном ведомстве, несмотря на то что вооруженные силы РФ "могут использовать любую сирийскую инфраструктуру по согласованию с Башаром Асадом", ни одна из действующих там авиабаз не была способна принимать стратегическую авиацию. Однако военные обратили внимание на иранскую авиабазу "Хамадан", которую ВКС РФ использовали как аэродром "подскока" еще в декабре 2015 года (тогда российские самолеты при необходимости осуществляли там дозаправку и далее перелетали в "Хмеймим").

По данным источников "Ъ", проблем при согласовании с иранской стороной не возникло: вопрос "в кратчайшие сроки был согласован высшим военно-политическим руководством двух стран". По данным агентства Al-Masdar News, это соглашение позволит сократить расстояние полета российских до Сирии на 60%, что существенно снизит расходы на горючее и повысит эффективность авиаударов.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов пояснил "Ъ", что теперь Россия сможет посылать самолеты для проведения операций в Сирии одновременно из Ирана и из Моздока: "Моздок тоже не резиновый. Теперь же Россия может нарастить группировку самолетов, не наращивая войска в самой Сирии. Да и район там опасный: боевики могут обстрелять из миномета или ПЗРК. Одно дело — потерять вертолет, другое — дальний бомбардировщик".

Реакция США на использование Москвой иранской авиабазы оказалась весьма болезненной — вчера вечером представитель Госдепа выразил сожаление в связи с этим, а госсекретарь Джон Керри в беседе с главой МИД РФ Сергеем Лавровым поделился с ним своей "обеспокоенностью". В Госдепе предупредили, что изучат вопрос об использовании ВКС авиабазы "Хамадан" "в контексте нарушения резолюции Совбеза ООН 2231, связанной с решением иранской ядерной проблемы".

По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, демонстрируя готовность действовать совместно, фактически как союзники, Москва и Тегеран напоминают другим региональным державам, что именно они сегодня — ключевые игроки в сирийском кризисе.

В том, что касается Москвы, это стало очевидно после того, как 30 сентября прошлого года российские ВКС начали операцию в Сирии. Иранское же присутствие на фронтах сирийской войны было зафиксировано задолго до этого — помощь Тегерана имеет для сирийских правительственных сил огромное значение.

В боях, которые разворачиваются сейчас вокруг Алеппо и от результата которых во многом зависит исход войны, задействованы как иранские военнослужащие (официально их именуют советниками или инструкторами), так и шиитские группировки из разных стран, финансируемые Тегераном и в значительной степени контролируемые им. Это, в первую очередь, ливанская "Хезболла", а также формирования, состоящие из иракских и афганских шиитов. Однако эти силы остро нуждаются в поддержке с воздуха, которую в необходимых объемах способна оказать только Москва.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer