Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игра вдолгую


17 августа 2016 года Илья Крамник, Lenta.ru


Во вторник, 16 августа, группа бомбардировщиков Ту-22М3 и Су-34 ВВС России, взлетевших с иранской авиабазы Хамадан, нанесла удар по объектам террористов в сирийских провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб. Самолеты ВВС России уже приземлялись в Хамадане для дозаправки. Теперь база используется для боевых действий.

Не только Сирия

Необходимость использования территории Ирана в боевых действиях против террористов в Сирии была очевидна с самого начала — в силу сложившихся к 2015 году условий. У российских ВВС не было иных способов достичь сирийской территории, кроме как пролететь над Каспийским морем, а затем над Ираном и Ираком. Соответствующие договоренности были достигнуты — воздушное пространство Ирана и Ирака активно использовалось для решения как транспортных задач, так и боевых. Над Ираном и Ираком пролегали маршруты крылатых ракет, запущенных с кораблей Каспийской флотилии и ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС. С территории России наносили удары бомбардировщики Ту-22М и Су-34 .

Основная часть задействованной в Сирии группировки, включая те же Су-34, располагалась на авиабазе Хмеймим, основой которой послужил международный аэропорт имени Басиля Асада близ города Латакия. Плюсы этого размещения были очевидны — непосредственная близость как к театру военных действий, так и к порту Тартус, где регулярно разгружаются корабли с военным снаряжением, приходящие по маршруту Сирийского экспресса. Минусы — тоже. Во-первых, база сама по себе была плохо приспособлена для развертывания и действий крупной авиационной группировки. Во-вторых, ее по-прежнему приходилось делить с аэропортом главного сирийского курорта, действовавшим даже в разгар войны. Наконец, размещение непосредственно в Сирии увеличивало террористическую угрозу.

Дальности фронтовой авиации, конечно, хватало, чтобы действовать с авиабазы Хмеймим и над Ираком, но все же это было не так удобно, как для полетов в районы от Идлиба и Алеппо до Дамаска и Дар'а. Впрочем, до поры север Ирака российскую авиацию не интересовал.

Авиабаза Экбатана

Хамадан, древняя Экбатана Южная, столица Дария I, трофей Александра Великого, стал одной из опорных точек на сирийском маршруте ВВС России еще в 2015 году. Российские самолеты, от транспортников и танкеров до боевых машин, приземлялись на авиабазе близ города уже прошлой осенью.

Авиабаза Хамадан, 3-я тактическая авиабаза ВВС Ирана, известная также как база Шахрух и база Мохаммада Нойе (имя одного из погибших офицеров ВВС Ирана), располагает более развитой инфраструктурой, по сравнению с Хмеймимом. Речь идет в первую очередь о двух взлетных полосах длиной 3936 и 4360 метров (на Хмеймиме одна полоса в 2800 метров). Авиабаза Хамадан, строившаяся именно как авиабаза, предоставляет большие удобства для содержания и обслуживания боевой техники — от капитальных хранилищ боезапаса с поддержанием необходимого температурного режима до рассредоточенных просторных стоянок для самолетов.

Две взлетные полосы большой протяженности, развернутые в различных направлениях, значительно облегчают взлет и посадку самолетов, расширяя диапазон допустимых погодных условий и гарантируя безопасный взлет с максимальной боевой нагрузкой практически при любом направлении ветра и прочих характеристиках атмосферы. Именно этим российская авиация воспользовалась в первом вылете 16 августа — как сообщили представители военного ведомства, Ту-22М3 и Су-34 поднялись в воздух «с полной бомбовой нагрузкой».

Это позволяет резко увеличить эффективность боевой авиации. Если при вылете из Моздока по маршруту с обходом стран Закавказья (радиус до 2500 километров) Ту-22М берут с собой от 2,5-3 до 5-6 тонн бомб, атакуя 1-2 объекта за вылет, то с Хамадана, который даже от западных районов Сирии отделяет всего около 1000 километров, теоретически можно взлетать даже с перегрузом — более 20 тонн бомб для Ту-22М, атакуя по несколько объектов. После первого боевого вылета с Хамадана в Минобороны рассказали, что целями для Ту-22М3 и Су-34 стали пять крупных складов с вооружением, боеприпасами и горюче-смазочными материалами, лагеря подготовки боевиков и три пункта управления террористов. При возможных вылетах по целям на территории Ирака, скажем, в район того же Мосула, время подлета и необходимое количество горючего сокращаются еще больше.

Но все это отнюдь не означает отказа от Хмеймима. Во-первых, работа в центральных и западных районах Сирии еще не закончена. Во-вторых, теперь российская авиагруппа в Сирии дислоцируется здесь на постоянной основе, соглашение о чем внесено президентом России Владимиром Путиным для ратификации в Госдуму.

Превращение Хмеймима в постоянную базу предполагает модернизацию, включая строительство новых стоянок и ряда других необходимых капитальных объектов. «Будут построены и стационарные объекты в гарнизоне — казармы, столовые, госпиталь. Кроме того, будут оборудованы позиции для зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь", прикрывающих аэродром», — сообщил источник в Минобороны корреспонденту газеты «Известия».

Новая карта

Происходящее на Ближнем Востоке и его окрестностях в последние пять лет, с начала так называемой арабской весны, еще требует осмысления, однако некоторые детали новой реальности уже очевидны. Во-первых, впервые за очень долгое время Россия развернула новый военный объект за пределами границ бывшего СССР — авиабазу Хмеймим.

Причем развертывание российской военной инфраструктуры в Сирии и Иране, очевидно, встречает куда меньше политических препятствий, чем в 2015 году, когда Турция была явным противником российской авиабазы в Сирии. Инцидент со сбитым турецким истребителем в ноябре 2015 года российским бомбардировщиком Су-24 вполне мог привести к новой русско-турецкой войне, однако события развивались еще сложнее. Неудачная попытка переворота в Турции в июле 2016 года серьезно повлияла на взаимоотношения Анкары как со своими союзниками по НАТО, так и с Россией. На сегодня, во всяком случае, Турция не относится к странам, готовым протестовать против роста влияния Москвы в регионе.

Пределы этого роста, впрочем, вполне очевидны — о недопустимости втягивания в сухопутную операцию в Сирии или Ираке говорилось с самого начала. В то же время успех военных действий войск Сирии, Ирака и Ирана против запрещенных в России террористических группировок «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра» и им подобных без российской поддержки с воздуха выглядит весьма сомнительным.

Перевод Хмеймима в статус постоянной российской базы, равно как и возможность использования в боевых целях иранских аэродромов — вполне надежный способ повысить эффективность этой поддержки, а значит, и снизить вероятность непосредственного втягивания России в боевые действия на земле Ирака и Леванта.

Действия ВВС России с авиабазы Хамадан — первое использование территории Ирана войсками иностранного государства с момента вывода из страны войск антигитлеровской коалиции, в том числе советских, в 1946 году. По иронии судьбы, несмотря на память об иранском кризисе 1946 года, новым союзником Тегерана, получившим право развернуть на его территории свой военный контингент, стала именно Москва.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer