← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

За крушение самолета ответил бывший начальник аэроклуба


29 августа 2016 года Константин Воронов, КоммерсантЪ


Сегодня горсуд Бердска (Новосибирская область) вынес приговор по делу о крушении летом 2014 года на местном аэродроме самолета Як-52, в результате которого погибли пилот-инструктор и летчица-курсантка. Экс-руководитель новосибирского аэроклуба ДОСААФ Сергей Сметанин был признан виновным в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и получил три с половиной года колонии. После оглашения приговора Сергея Сметанина, утверждавшего, что к падению самолета привела ошибка экипажа, взяли под стражу в зале суда.

В Бердске завершился судебный процесс по делу о катастрофе самолета Як-52. По материалам дела, 7 августа 2014 года на первых минутах учебного полета воздушное судно упало на аэродром и развалилось. Находившиеся на его борту пилот-инструктор 42-летний Евгений Якимов и курсантка Сибирского авиационного кадетского корпуса имени Покрышкина 16-летняя Виктория Горелкина погибли. Девушка продолжала семейную династию авиаторов: ее дед — генерал-майор авиации Владимир Горелкин — возглавлял кадетский корпус, где она училась, пилотом был ее отец.

Как проходил процесс по делу о крушении Як-52

Экспертиза установила, что перед авиапроисшествием на борту самолета возник пожар в моторном отсеке, причиной которого стала недостаточно крепко затянутая передняя свеча цилиндра №5. Как говорится в материалах дела, это обстоятельство привело к постоянной утечке масла и выбросу топливовоздушной смеси через образовавшийся зазор. Произошло возгорание двигателя, повлекшее его отказ, и охваченный пламенем самолет рухнул с высоты примерно 30–50 м.

Военное следственное управление СКР по Новосибирскому гарнизону возбудило дело о нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238). Обвинение предъявили Сергею Сметанину — руководителю новосибирского аэроклуба ДОСААФ, в котором курсанты занимались летной подготовкой. По версии следствия, господин Сметанин допустил к эксплуатации самолет Як-52, у которого истекло свидетельство летной годности, и кроме того, недостаточно контролировал работу авиационно-инженерной службы аэроклуба.

Как разбился Як-52

Обвинения в свой адрес Сергей Сметанин отрицал. Руководитель аэроклуба, чей летный стаж на самолетах Су-24 и Як-52 превышает 1,5 тыс. часов, назвал результаты экспертизы о причинах авиапроисшествия противоречивыми, полагая, что к ЧП могла привести ошибка экипажа. Подсудимый привел статистические данные, согласно которым 60% всех катастроф с участием самолета Як-52 произошло из-за ошибок в пилотировании. В то же время господин Сметанин прекрасно отзывался о погибшем пилоте-инструкторе, отмечал его большой опыт, профессиональные качества и навыки. Кроме того, подсудимый заявлял об отсутствии причинно-следственной связи между истекшим свидетельством летной годности самолета, который в 2011 году прошел капитальный ремонт, и авиапроисшествием. Версии, связанной с человеческим фактором, придерживался и адвокат Роман Соловьев, сам в прошлом летчик. По мнению защитника, из-за того, что экипаж при взлете не выдержал скоростной режим, воздушное судно могло свалиться в штопор.

В судебных прениях гособвинение потребовало для господина Сметанина, которого понизили в должности до замруководителя аэроклуба, семь лет лишения свободы. Обвиняемый просил об оправдании. Как рассказали “Ъ” в суде, обвинение в нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта с экс-главы аэроклуба сняли как «излишне вмененное». За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, назначили три с половиной года колонии. Сергея Сметанина также обязали выплатить родственникам погибшей летчицы-курсантки 0,5 млн руб. компенсации. Бывшего главу авиаклуба взяли под стражу в зале суда.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/8/29/27528/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.