← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Дронов громадье


29 августа 2016 года Мария Шер, КоммерсантЪ


Беспилотники давно уже "огражданились": доставляют пиццу, снимают свадьбы, развлекают детей. Поэтому предприниматель Олег Понфиленок свое увлечение летающими роботами превратил в бизнес. А майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов, проинспектировав по просьбе "Денег" его компанию CopterExpress, утвердился в мысли, что за беспилотниками будущее и боевой, и пассажирской авиации.

Резидент "Сколково" с этого июня компания CopterExpress в одноименный технопарк перебираться пока не собирается: ехать далеко. Основатель бизнеса 29-летний Олег Понфиленок арендует помещения в "Технополисе" — это недавно переделанный в инногород завод "Москвич". Офис, по совместительству мастерская, где собирают и настраивают коптеры, совсем небольшой, зато здесь высоченные потолки. Несмотря на довольно позднее время, в этом колодце, заваленном большими и маленькими дронами, шуруповертами, пилами и дрелями, суетится десяток сотрудников и сотрудниц.

"Вы только посмотрите, какие у нас коридоры!" — ведет меня в безбрежный пролет бывшего цеха Олег Понфиленок. Он рвется демонстрировать коптеры и уже ухватил прямоугольный аппарат с четырьмя винтами-пропеллерами по углам, к которому подвешена яркая коробочка. "Это беспилотник для доставки малых грузов, до полукилограмма. Больше, увы, пока не может: сам весит три",— объясняет Олег. Коробочка — это, оказывается, контейнер для груза.

"А вот набор-конструктор для самостоятельного изготовления дрона",— Олег высыпает на стол какие-то детали вперемешку с винтами. "А это,— он уже у другого стола,— то, чем я сам сейчас занимаюсь,— разработка позволит коптерам автоматически садиться в выбранной точке и на ней же подзаряжать аккумулятор. Пилот почти не нужен, понимаете? Надо только вбить программу и запустить его в воздух, а дальше он сам до полутора месяцев будет летать по выбранному курсу, приземляясь и заряжаясь автоматически". Понфиленок с гордостью демонстрирует мне зарядную станцию — перевернутую пирамиду высотой, наверное, с полметра, что-то вроде воронки, в которую "ловится" дрон.

Компании Понфиленка всего три года, и сначала она, как и многие другие в этом секторе, занималась преимущественно аэросъемкой с помощью дронов. До создания CopterExpress выпускник МФТИ Олег Понфиленок пробовал себя в бизнесе дважды: первая попытка, связанная с разработкой мобильных приложений, провалилась, но уже следующая — в области интернет-трансляций — увенчалась успехом. По словам Олега, этот бизнес и сегодня приносит ему деньги, хотя, по-видимому, небольшие: во всяком случае, кредиты, взятые под развитие CopterExpress, он еще не отдал. "Но уже зарабатываем, конечно, линейку продуктов до трех расширили, под каждый создали свой отдел",— улыбается Понфиленок.

Аэросъемка постепенно эволюционировала в мониторинг строек и особо охраняемых объектов, и этим, как выяснилось, зарабатывать интереснее. "Один коптер может заменить целую бригаду машин и водителей, которые делают объезд периметра, смотрят, есть ли повреждения забора, следы на снегу, не припаркованы ли неизвестные автомобили. Коптер может все то же самое, только незаметно и почти бесшумно". На стройках за ходом работ обычно следит уполномоченный сотрудник, отмечает, что сделано, а что нет. "Но это ведь человеческий фактор, а коптер дает объективную оценку: создает двухмерную и трехмерную карту местности со всеми объектами на ней, затем программа автоматически сравнивает то, что должно быть готово по плану, с реальным положением вещей. Прораб уже не обманет",— смеется Понфиленок.

Второе направление у CopterExpress — образовательное. Дроны в последние годы — очень популярная детская развлекуха, и компания взялась оборудовать помещения для кружков, где детей учат конструировать дронов и ими управлять. Десять наборов-конструкторов, инструменты, методические пособия — такой комплект обходится организаторам кружков в 390 тыс. руб. По словам Олега, четыре московские школы купили комплекты в том году, с этого откроют кружки еще пять. Плюс два класса силами Понфиленка и его команды оборудовали в колледжах в рамках дополнительной профессиональной подготовки. "Хорошая какая идея, у нас ведь тоже в детстве были кружки авиамоделирования, конструкторского дела, я вот ракеты собирал",— одобрительно кивает майор ВВС Андрей Красноперов. Он вошел в помещение минут пять назад, и все это время с любопытством слушает моего собеседника. Олег при этих словах просиял, но, как оказалось, рано: едва он начал рассказывать о новом направлении своей работы — доставке товаров, как опытный летчик перешел от одобрения к критике.

Когда Понфиленок говорит о "направлении бизнеса", он, конечно, преувеличивает: за последние два года компания всего лишь несколько раз в рамках промоакций доставила клиентам пиццу. Красноперов тем не менее отнесся к начинанию со всей серьезностью: "Что же вы законы обходите? А как же безопасность? Оживленный трафик в воздушном пространстве в условиях населенных пунктов..."

Понфиленок, не ожидавший критики, припомнил DHL и Amazon, которые возят коптерами чуть ли не слонов из Африки, но правда, конечно, на стороне майора: с апреля этого года полеты гражданских коптеров фактически запрещены, для дронов тяжелее 250 г (из гражданских таких более 90%) введена обязательная регистрация в Минтрансе, а для управления ими нужны права пилота гражданской авиации.

Дроны—фотографы и видеооператоры, дроны—сыщики и курьеры. Игрушечные беспилотники рвутся в бизнес с настойчивостью новорожденных птенцов. Пока что на их пути законодательные препоны, но преодолеть их, похоже, удастся в ближайшие несколько лет.

"Вы хоть представляете скорость самолета, что с ним будет от столкновения даже с килограммовым объектом, какой силы удар? Вы же физик! — бушует Красноперов.— Почему, по-вашему, птиц отгоняют и от самолетов, и от вертолетов?" Понфиленок не нашелся что ответить, мне же становится интересно — не столько почему, сколько как. "А это не так давно изобрели: у птиц вызывают панику их же записанными криками,— объясняет майор.— И правильно, кстати, делают: пока это не придумали, в меня дважды врезались птицы. Один раз повезло: какая-то небольшая попала в воздухозаборник, ее тут же буквально перемололо". Молодая сотрудница, которая прислушивается к нашей беседе за соседним столом, на этих словах брезгливо морщится. "Второй случай был уже хуже: цапля влетела почти в турбину, пришлось сразу же снижаться, а последние 100 м практически падать — двигатель полностью отказал",— продолжает Красноперов.

Понфиленок начинает защищаться: его коптеры не летают выше 50 м, любой трафик на такой высоте исключен. (Красноперов ехидно интересуется: "А ну кто-то из правительства на 10 м захочет пролететь?")

Для CopterExpress все эти вопросы на самом деле непраздные: компания выделяется на рынке тем, что обещает клиентам в случае чего брать на себя все возможные последствия нарушения административного законодательства — это и судебные издержки, и компенсация за не доставленный вовремя товар. "У нас за плечами уже есть суды, как проигранные, так и выигранные",— говорит Понфиленок. Суммы штрафов, правда, совсем небольшие: самый крупный — 5 тыс. руб. "Все равно никто этот закон не соблюдает: полиция просто не знает, как ловить нарушителей. Даже в Москве, где давно запрещены любые полеты, кроме экстренных служб, каждый день запускают больше тысячи дронов",— продолжает он и с энтузиазмом обращается к майору: в осеннюю сессию Совет федерации должен одобрить поправки к апрельскому закону, согласно которым порог требований для беспилотников будет поднят в десятки раз — до 30 кг.

Съемка свадеб и банкетов, перевозка грузов, картографирование, геология и геодезия — сфера применения беспилотных летательных аппаратов в мирных целях расширяется с каждым днем. Беспилотники изначально изобретение военное, работающий образец в Англии появился в 1933 году, а патент на первый беспилотник еще раньше, в 1898-м, получил Никола Тесла. "В середине 2000-х началось бурное развитие спутниковой связи, и с тех пор коптеры завоевывают мир,— рассказывает Олег Понфиленок.— Федерация авиамодельного спорта РФ считает, что только у нас сейчас больше 500 тыс. любителей, а во всем мире их миллионы". Андрей Красноперов слушает скептически: ему кажется, что штатские драйвером беспилотной авиации быть не могут.

"В армии теперь без дронов никуда,— говорит он.— Идет подразделение в атаку, противник за горой или за другой преградой, нужна разведка. Естественно, безопаснее и надежнее выпустить дрона — он и снимает, и передает, и удар с воздуха наносит при необходимости". Понфиленок добавляет, что в российской армии вести полноценный огонь БПЛА пока не научились, а в американской уже вовсю стреляют ракетами. "Но маленькие — чтобы меньше слышно было. В России уже приспособили гранаты бросать. В Сирии, слышал, такие применяли. Из-за размера они еще и дешевые — сами как две гранаты стоят, не жалко",— добавляет Понфиленок. Красноперов сказанного не опровергает, лишь поясняет, что заставить беспилотник стрелять хоть чем-нибудь — та еще задачка: из-за отдачи выстрелить он сможет от силы раза два-три.

Выясняется, что Понфиленок на военных тоже был не прочь заработать, но не вышло: "Участвовали в военном инвестиционном конкурсе на разработку небольшого, 70-сантиметрового дрона, который смог бы залетать в окно и делать картирование помещения изнутри, засекать коридоры, лестницы, комнаты. Перед штурмом, к примеру, будет совсем нелишне". Но выиграть не смогли — опередила команда из его же физтеха. "Молодых стартаперов, инноваторов вовсю привлекают. За дронами будущее",— уверен Красноперов.

Отправляясь запускать дрона, мои собеседники с азартом обсуждают, что будет с человеком, если в него врежется коптер: "Скорость вращения винтов в два раза выше, чем у бензопилы!" Мне от этих разговоров не по себе, тем более что тащат они здоровенный 5-килограммовый коптер с восемью винтами ("Стоимостью 200 тыс. руб.",— хвастается Олег). Поэтому я на всякий случай держусь поближе к двери, чтобы, если что, был путь к отступлению.

Боялась я, как оказалось, зря: мигая цветной подсветкой, по команде пульта октокоптер взлетает плавно и невысоко, буквально на пару метров, недолго кружится и так же размеренно приземляется. Потом настает очередь Андрея — профессионализм очевиден: пульт он держит уверенно, дрон с коробкой пиццы двигается чуть более резко, но врезаться — ни в потолок, ни в нас — похоже, не намерен. Пилот говорит, что у него есть и собственный коптер — правда, с четырьмя винтами, поэтому просит дать протестировать еще один октокоптер — тот, что с коробочкой. Но пиццевоз ему все же нравится больше. "Его вообще почти невозможно равновесия лишить. Все винты в одном положении находятся, под одним углом, джойстиком меняется только их скорость вращения, за счет чего коптер маневрирует",— успокаивает меня летчик, джойстиком заставляя воздушный пиццевоз несколько раз прокрутиться волчком, а затем резко устремиться вниз и вперед. Действительно, коробка с пиццей все это время висит в кольце пропеллеров исключительно горизонтально. "И здесь тоже сходит на нет человеческий фактор. Человек ведь может перевернуть, а коптер физически на это неспособен",— резюмирует довольный Красноперов. Олег Понфиленок отвечает ему с обычным оптимизмом: "Осталось только дождаться, когда все товары будут так доставлять".



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/8/29/27529/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.