Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Радиоэлектронный нож для беспилотника: как взломать и перехватить БПЛА


12 сентября 2016 года Дмитрий Юров, Телеканал "Звезда"


К уничтожению беспилотников, равно как и к вопросам поражения любой другой авиационной техники, специалисты подходят самым серьезным образом. Однако вопрос уничтожения путем пуска ракеты или стрельбы артиллерийским вооружением не всегда отвечает поставленной задаче. Тогда на помощь военным приходят войска радиоэлектронной борьбы - с помощью передового оборудования военные готовы не только перехватить управление вражеским беспилотником, но и «прочитать» алгоритмы работы внутри бортового компьютера.

Есть контакт!
 
Первых серьезных успехов в перехвате БПЛА российским военным удалось достичь еще в 2008 году во время операции по принуждению Грузии к миру. Тогда использованные грузинскими военными израильские беспилотники Hermes после включения в работу комплексов радиоэлектронной борьбы начали отказывать. После вооруженного вторжения Грузии стало ясно, что разработке средств перехвата и борьбы с беспилотной разведывательной и в перспективе ударной авиацией следует уделять самое серьезное внимание.
 
Несколько лет спустя разразился крупный международный скандал - иранские военные, используя средства радиоэлектронной борьбы, перехватили новейший и один из самых защищенных американских беспилотников RQ-170 Sentinel. Проводя анализ случившегося, западные специалисты выяснили, что иранские военные могли приобрести в России комплекс радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» и с его помощью осуществить перехват. Немногим позже иранские специалисты смогли раскодировать зашифрованную информацию с носителей, размещенных внутри американского беспилотника.
 
По мнению специалистов, именно этот момент можно считать отправной точкой не только в иранской программе по созданию собственных разведывательных БПЛА, но и началом «большой охоты» за беспилотниками вообще. И хотя американские военные сообщили о том, что причиной посадки на территории Ирана стала техническая неисправность, специалисты в области радиоперехвата и РЭБ стали говорить о серьезных уязвимостях каналов управления американских беспилотников.

Радиоэлектронный нож

Пока одни специалисты расширяют каналы связи, проектируют и внедряют спутники для управления беспилотниками и совершенствуют навыки защиты каналов связи - другие практикуются в том, чтобы лишить беспилотник возможности выполнять команды оператора. Разница между тяжелыми разведывательными беспилотниками размером с автобус и легкими разведывательными аппаратами в этом случае огромна - тяжелые разведчики, выполняющие полеты на многокилометровой высоте, и их более легкие «собратья», выполняющие миссии на небольших высотах, и вооружены, и защищены совершенно по-разному.
 
Если убрать из уравнения по перехвату БПЛА ракетное вооружение, то пустить под радиоэлектронный нож практически любой беспилотник можно несколькими способами. Решающим фактором в перехвате БПЛА всегда будет являться вычислительная мощность средств обнаружения и комплексов РЭБ - бытовые беспилотники, которые доступны к заказу в любом интернет-магазине и управляемые при помощи Wi-Fi и LTE сетей могут перехватываться с портативных устройств и обычных ноутбуков, в то время как серьезная военная техника под управлением операционных систем и спутникового сигнала потребует серьезного оборудования, купить которое в состоянии только военные.
 
Несмотря на то, что осуществлять спуфинг-атаки в состоянии даже не имеющие никакого отношения к армии специалисты, обман «мозгов» беспилотника путем отправки ложных данных системы GPS - один из самых распространенных и сложных одновременно видов электронной атаки на БПЛА. Специалисты в области шифрования и защиты информации поясняют, что итогом такой атаки, проведенной грамотно и с использованием современного оборудования, может  быть как минимум отклонение от курса и вылет за нужный квадрат, а в худшем случае, если удастся одновременно «свалить» до отказа все необходимые датчики.

Источник «Звезды» в ОПК поясняет, что с ростом зоны эффективного «воздействия» комплексов РЭБ неуклонно увеличивается число непрошеных воздушных разведчиков, которые можно «пустить под откос» за один сеанс.
 
«Если говорить о более серьезном воздействии, например, об электромагнитном, то многие пилотируемые самолеты и некоторые беспилотники устроены так, что серьезный импульс они выдержать в состоянии. И он (импульс) ничего там "выжечь", конечно, не может, но вот отправить в перезагрузку многие системы на борту - это пожалуйста. Однако бортовые системы большинства самолетов и некоторых беспилотников устроены так, что они могут синхронно перезагрузиться за секунду и восстановиться до предыдущего состояния. Это если импульс будет разовый. А если пройдет целая серия таких импульсов, или они в течение определенного времени будут непрерывно воздействовать на бортовое оборудование, то, конечно, практически любой беспилотный летательный аппарат сразу "свалится"», - поясняют специалисты.
 
Контроль, перехват, посадка
 
Список задач, над которыми работают российские специалисты в области РЭБ, постоянно расширяется, но ключевые положения, основы радиоэлектронной борьбы остаются неизменными - обнаружение воздушной цели, определение координат и просчет курса, атака. Однако с развитием систем по шифрованию данных и защите каналов связи производить эти операции в боевых условиях становится все сложнее. Отключать управление и глушить канал связи современным беспилотникам противника в ближайшее время будет комплекс радиоэлектронной борьбы «Шиповник-Аэро», разработанный ВНИИ «Эталон».
 
Однако у новинки, как отмечают специалисты, будет целый ряд отличий от прежних средств ведения радиоэлектронной обработки «чужих» воздушных целей. Многорежимность - пожалуй, главное, что выдает в «Шиповнике» средство не просто радиоэлектронного противодействия, а самой настоящей радиоэлектронной атаки. Во-первых, комплекс РЭБ, который планируют взять на вооружение через пару лет, в автоматическом режиме может осуществлять поиск и распознавание сигналов управления вражескими БПЛА в радиусе нескольких километров, после чего, определив параметры работы цели, в автоматическом режиме выберет необходимый тип помех.
 
Учитывая, что размещается комплекс в обычном армейском грузовике, доставить его в необходимую точку и развернуть в рабочее положение - задача нескольких минут. С помощью такого комплекса можно сделать и другое - просканировать управляющий беспилотником сигнал и затем встроить в кодировку ложные данные, забросив таким образом в электронные «мозги» целый ворох ошибок. Третий пункт радиоэлектронной «программы» по перехвату вражеского беспилотника - так называемый прием по «перекосу навигационного поля».

В этом случае управляющий сигнал сначала перехватывается, декодируется с помощью мощного компьютера и специальных программ, и после получения исходных данных «Шиповник-Аэро» отрезает канал связи с оператором. На этом радиоэлектронный «балет» не заканчивается. После того как основной канал связи заглушен и осуществлена дешифровка, самое время прибрать беспилотник противника к рукам.
 
«Если говорить простыми словами, то перекос навигационного поля - это фактически конец использования беспилотника операторами.

Реализация этой процедуры начинается с создания ложных сигналов, поступающих с большой мощностью от таких же ложных спутников. И в этом случае - какую навигационную картинку беспилотнику создать - по такой он и полетит. То есть, если правильно перекосить навигацию, то и посадить его можно, где угодно», - отмечает источник «Звезды» в ВПК.
 
Подобным способом, по словам собеседника «Звезды», иранские военные и посадили американский разведывательный БПЛА в 2011 году.
 
«Беспилотник считал, что он летит домой, и ему координаты вот такого "ложного" дома иранские военные с помощью специального оборудования и подсовывали. И он спокойно сел, думая, что приземляется где-нибудь там у себя», - пояснили «Звезде» представители профильного КБ.
 
С внедрением «Шиповник-Аэро» прибавится сложностей не только у самих летательных аппаратов, но и у людей, осуществляющих управление. В случае, когда комплекс будет настроен на пассивный режим работы, непосредственного перехвата «изделий» осуществляться не будет - вместо режима активной радиоэлектронной борьбы будет работать сканирование сигналов и определение координат пунктов управления, на которые при необходимости можно будет навести авиацию или артиллерию.

И хотя определенную сложность представляет перехват разведывательных БПЛА, высота полета которых 10 и более километров, специалисты поясняют, что и в этом направлении имеются ощутимые результаты. А это значит, что в ближайшем будущем передовые американские (да и любые зарубежные) БПЛА станут настолько же уязвимы для взлома и атаки, как и современные смартфоны.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer