Есть контакт!
Первых серьезных успехов в перехвате БПЛА российским военным удалось достичь еще в 2008 году во время операции по принуждению Грузии к миру. Тогда использованные грузинскими военными израильские беспилотники Hermes после включения в работу комплексов радиоэлектронной борьбы начали отказывать. После вооруженного вторжения Грузии стало ясно, что разработке средств перехвата и борьбы с беспилотной разведывательной и в перспективе ударной авиацией следует уделять самое серьезное внимание.
Несколько лет спустя разразился крупный международный скандал - иранские военные, используя средства радиоэлектронной борьбы, перехватили новейший и один из самых защищенных американских беспилотников RQ-170 Sentinel. Проводя анализ случившегося, западные специалисты выяснили, что иранские военные могли приобрести в России комплекс радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» и с его помощью осуществить перехват. Немногим позже иранские специалисты смогли раскодировать зашифрованную информацию с носителей, размещенных внутри американского беспилотника.
По мнению специалистов, именно этот момент можно считать отправной точкой не только в иранской программе по созданию собственных разведывательных БПЛА, но и началом «большой охоты» за беспилотниками вообще. И хотя американские военные сообщили о том, что причиной посадки на территории Ирана стала техническая неисправность, специалисты в области радиоперехвата и РЭБ стали говорить о серьезных уязвимостях каналов управления американских беспилотников.
Радиоэлектронный нож
Пока одни специалисты расширяют каналы связи, проектируют и внедряют спутники для управления беспилотниками и совершенствуют навыки защиты каналов связи - другие практикуются в том, чтобы лишить беспилотник возможности выполнять команды оператора. Разница между тяжелыми разведывательными беспилотниками размером с автобус и легкими разведывательными аппаратами в этом случае огромна - тяжелые разведчики, выполняющие полеты на многокилометровой высоте, и их более легкие «собратья», выполняющие миссии на небольших высотах, и вооружены, и защищены совершенно по-разному.
Если убрать из уравнения по перехвату БПЛА ракетное вооружение, то пустить под радиоэлектронный нож практически любой беспилотник можно несколькими способами. Решающим фактором в перехвате БПЛА всегда будет являться вычислительная мощность средств обнаружения и комплексов РЭБ - бытовые беспилотники, которые доступны к заказу в любом интернет-магазине и управляемые при помощи Wi-Fi и LTE сетей могут перехватываться с портативных устройств и обычных ноутбуков, в то время как серьезная военная техника под управлением операционных систем и спутникового сигнала потребует серьезного оборудования, купить которое в состоянии только военные.
Несмотря на то, что осуществлять спуфинг-атаки в состоянии даже не имеющие никакого отношения к армии специалисты, обман «мозгов» беспилотника путем отправки ложных данных системы GPS - один из самых распространенных и сложных одновременно видов электронной атаки на БПЛА. Специалисты в области шифрования и защиты информации поясняют, что итогом такой атаки, проведенной грамотно и с использованием современного оборудования, может быть как минимум отклонение от курса и вылет за нужный квадрат, а в худшем случае, если удастся одновременно «свалить» до отказа все необходимые датчики.
Источник «Звезды» в ОПК поясняет, что с ростом зоны эффективного «воздействия» комплексов РЭБ неуклонно увеличивается число непрошеных воздушных разведчиков, которые можно «пустить под откос» за один сеанс.
«Если говорить о более серьезном воздействии, например, об электромагнитном, то многие пилотируемые самолеты и некоторые беспилотники устроены так, что серьезный импульс они выдержать в состоянии. И он (импульс) ничего там "выжечь", конечно, не может, но вот отправить в перезагрузку многие системы на борту - это пожалуйста. Однако бортовые системы большинства самолетов и некоторых беспилотников устроены так, что они могут синхронно перезагрузиться за секунду и восстановиться до предыдущего состояния. Это если импульс будет разовый. А если пройдет целая серия таких импульсов, или они в течение определенного времени будут непрерывно воздействовать на бортовое оборудование, то, конечно, практически любой беспилотный летательный аппарат сразу "свалится"», - поясняют специалисты.
Контроль, перехват, посадка
Список задач, над которыми работают российские специалисты в области РЭБ, постоянно расширяется, но ключевые положения, основы радиоэлектронной борьбы остаются неизменными - обнаружение воздушной цели, определение координат и просчет курса, атака. Однако с развитием систем по шифрованию данных и защите каналов связи производить эти операции в боевых условиях становится все сложнее. Отключать управление и глушить канал связи современным беспилотникам противника в ближайшее время будет комплекс радиоэлектронной борьбы «Шиповник-Аэро», разработанный ВНИИ «Эталон».
Однако у новинки, как отмечают специалисты, будет целый ряд отличий от прежних средств ведения радиоэлектронной обработки «чужих» воздушных целей. Многорежимность - пожалуй, главное, что выдает в «Шиповнике» средство не просто радиоэлектронного противодействия, а самой настоящей радиоэлектронной атаки. Во-первых, комплекс РЭБ, который планируют взять на вооружение через пару лет, в автоматическом режиме может осуществлять поиск и распознавание сигналов управления вражескими БПЛА в радиусе нескольких километров, после чего, определив параметры работы цели, в автоматическом режиме выберет необходимый тип помех.
Учитывая, что размещается комплекс в обычном армейском грузовике, доставить его в необходимую точку и развернуть в рабочее положение - задача нескольких минут. С помощью такого комплекса можно сделать и другое - просканировать управляющий беспилотником сигнал и затем встроить в кодировку ложные данные, забросив таким образом в электронные «мозги» целый ворох ошибок. Третий пункт радиоэлектронной «программы» по перехвату вражеского беспилотника - так называемый прием по «перекосу навигационного поля».
В этом случае управляющий сигнал сначала перехватывается, декодируется с помощью мощного компьютера и специальных программ, и после получения исходных данных «Шиповник-Аэро» отрезает канал связи с оператором. На этом радиоэлектронный «балет» не заканчивается. После того как основной канал связи заглушен и осуществлена дешифровка, самое время прибрать беспилотник противника к рукам.
«Если говорить простыми словами, то перекос навигационного поля - это фактически конец использования беспилотника операторами.
Реализация этой процедуры начинается с создания ложных сигналов, поступающих с большой мощностью от таких же ложных спутников. И в этом случае - какую навигационную картинку беспилотнику создать - по такой он и полетит. То есть, если правильно перекосить навигацию, то и посадить его можно, где угодно», - отмечает источник «Звезды» в ВПК.
Подобным способом, по словам собеседника «Звезды», иранские военные и посадили американский разведывательный БПЛА в 2011 году.
«Беспилотник считал, что он летит домой, и ему координаты вот такого "ложного" дома иранские военные с помощью специального оборудования и подсовывали. И он спокойно сел, думая, что приземляется где-нибудь там у себя», - пояснили «Звезде» представители профильного КБ.
С внедрением «Шиповник-Аэро» прибавится сложностей не только у самих летательных аппаратов, но и у людей, осуществляющих управление. В случае, когда комплекс будет настроен на пассивный режим работы, непосредственного перехвата «изделий» осуществляться не будет - вместо режима активной радиоэлектронной борьбы будет работать сканирование сигналов и определение координат пунктов управления, на которые при необходимости можно будет навести авиацию или артиллерию.
И хотя определенную сложность представляет перехват разведывательных БПЛА, высота полета которых 10 и более километров, специалисты поясняют, что и в этом направлении имеются ощутимые результаты. А это значит, что в ближайшем будущем передовые американские (да и любые зарубежные) БПЛА станут настолько же уязвимы для взлома и атаки, как и современные смартфоны.
Первых серьезных успехов в перехвате БПЛА российским военным удалось достичь еще в 2008 году во время операции по принуждению Грузии к миру. Тогда использованные грузинскими военными израильские беспилотники Hermes после включения в работу комплексов радиоэлектронной борьбы начали отказывать. После вооруженного вторжения Грузии стало ясно, что разработке средств перехвата и борьбы с беспилотной разведывательной и в перспективе ударной авиацией следует уделять самое серьезное внимание.
Несколько лет спустя разразился крупный международный скандал - иранские военные, используя средства радиоэлектронной борьбы, перехватили новейший и один из самых защищенных американских беспилотников RQ-170 Sentinel. Проводя анализ случившегося, западные специалисты выяснили, что иранские военные могли приобрести в России комплекс радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» и с его помощью осуществить перехват. Немногим позже иранские специалисты смогли раскодировать зашифрованную информацию с носителей, размещенных внутри американского беспилотника.
По мнению специалистов, именно этот момент можно считать отправной точкой не только в иранской программе по созданию собственных разведывательных БПЛА, но и началом «большой охоты» за беспилотниками вообще. И хотя американские военные сообщили о том, что причиной посадки на территории Ирана стала техническая неисправность, специалисты в области радиоперехвата и РЭБ стали говорить о серьезных уязвимостях каналов управления американских беспилотников.
Радиоэлектронный нож
Пока одни специалисты расширяют каналы связи, проектируют и внедряют спутники для управления беспилотниками и совершенствуют навыки защиты каналов связи - другие практикуются в том, чтобы лишить беспилотник возможности выполнять команды оператора. Разница между тяжелыми разведывательными беспилотниками размером с автобус и легкими разведывательными аппаратами в этом случае огромна - тяжелые разведчики, выполняющие полеты на многокилометровой высоте, и их более легкие «собратья», выполняющие миссии на небольших высотах, и вооружены, и защищены совершенно по-разному.
Если убрать из уравнения по перехвату БПЛА ракетное вооружение, то пустить под радиоэлектронный нож практически любой беспилотник можно несколькими способами. Решающим фактором в перехвате БПЛА всегда будет являться вычислительная мощность средств обнаружения и комплексов РЭБ - бытовые беспилотники, которые доступны к заказу в любом интернет-магазине и управляемые при помощи Wi-Fi и LTE сетей могут перехватываться с портативных устройств и обычных ноутбуков, в то время как серьезная военная техника под управлением операционных систем и спутникового сигнала потребует серьезного оборудования, купить которое в состоянии только военные.
Несмотря на то, что осуществлять спуфинг-атаки в состоянии даже не имеющие никакого отношения к армии специалисты, обман «мозгов» беспилотника путем отправки ложных данных системы GPS - один из самых распространенных и сложных одновременно видов электронной атаки на БПЛА. Специалисты в области шифрования и защиты информации поясняют, что итогом такой атаки, проведенной грамотно и с использованием современного оборудования, может быть как минимум отклонение от курса и вылет за нужный квадрат, а в худшем случае, если удастся одновременно «свалить» до отказа все необходимые датчики.
Источник «Звезды» в ОПК поясняет, что с ростом зоны эффективного «воздействия» комплексов РЭБ неуклонно увеличивается число непрошеных воздушных разведчиков, которые можно «пустить под откос» за один сеанс.
«Если говорить о более серьезном воздействии, например, об электромагнитном, то многие пилотируемые самолеты и некоторые беспилотники устроены так, что серьезный импульс они выдержать в состоянии. И он (импульс) ничего там "выжечь", конечно, не может, но вот отправить в перезагрузку многие системы на борту - это пожалуйста. Однако бортовые системы большинства самолетов и некоторых беспилотников устроены так, что они могут синхронно перезагрузиться за секунду и восстановиться до предыдущего состояния. Это если импульс будет разовый. А если пройдет целая серия таких импульсов, или они в течение определенного времени будут непрерывно воздействовать на бортовое оборудование, то, конечно, практически любой беспилотный летательный аппарат сразу "свалится"», - поясняют специалисты.
Контроль, перехват, посадка
Список задач, над которыми работают российские специалисты в области РЭБ, постоянно расширяется, но ключевые положения, основы радиоэлектронной борьбы остаются неизменными - обнаружение воздушной цели, определение координат и просчет курса, атака. Однако с развитием систем по шифрованию данных и защите каналов связи производить эти операции в боевых условиях становится все сложнее. Отключать управление и глушить канал связи современным беспилотникам противника в ближайшее время будет комплекс радиоэлектронной борьбы «Шиповник-Аэро», разработанный ВНИИ «Эталон».
Однако у новинки, как отмечают специалисты, будет целый ряд отличий от прежних средств ведения радиоэлектронной обработки «чужих» воздушных целей. Многорежимность - пожалуй, главное, что выдает в «Шиповнике» средство не просто радиоэлектронного противодействия, а самой настоящей радиоэлектронной атаки. Во-первых, комплекс РЭБ, который планируют взять на вооружение через пару лет, в автоматическом режиме может осуществлять поиск и распознавание сигналов управления вражескими БПЛА в радиусе нескольких километров, после чего, определив параметры работы цели, в автоматическом режиме выберет необходимый тип помех.
Учитывая, что размещается комплекс в обычном армейском грузовике, доставить его в необходимую точку и развернуть в рабочее положение - задача нескольких минут. С помощью такого комплекса можно сделать и другое - просканировать управляющий беспилотником сигнал и затем встроить в кодировку ложные данные, забросив таким образом в электронные «мозги» целый ворох ошибок. Третий пункт радиоэлектронной «программы» по перехвату вражеского беспилотника - так называемый прием по «перекосу навигационного поля».
В этом случае управляющий сигнал сначала перехватывается, декодируется с помощью мощного компьютера и специальных программ, и после получения исходных данных «Шиповник-Аэро» отрезает канал связи с оператором. На этом радиоэлектронный «балет» не заканчивается. После того как основной канал связи заглушен и осуществлена дешифровка, самое время прибрать беспилотник противника к рукам.
«Если говорить простыми словами, то перекос навигационного поля - это фактически конец использования беспилотника операторами.
Реализация этой процедуры начинается с создания ложных сигналов, поступающих с большой мощностью от таких же ложных спутников. И в этом случае - какую навигационную картинку беспилотнику создать - по такой он и полетит. То есть, если правильно перекосить навигацию, то и посадить его можно, где угодно», - отмечает источник «Звезды» в ВПК.
Подобным способом, по словам собеседника «Звезды», иранские военные и посадили американский разведывательный БПЛА в 2011 году.
«Беспилотник считал, что он летит домой, и ему координаты вот такого "ложного" дома иранские военные с помощью специального оборудования и подсовывали. И он спокойно сел, думая, что приземляется где-нибудь там у себя», - пояснили «Звезде» представители профильного КБ.
С внедрением «Шиповник-Аэро» прибавится сложностей не только у самих летательных аппаратов, но и у людей, осуществляющих управление. В случае, когда комплекс будет настроен на пассивный режим работы, непосредственного перехвата «изделий» осуществляться не будет - вместо режима активной радиоэлектронной борьбы будет работать сканирование сигналов и определение координат пунктов управления, на которые при необходимости можно будет навести авиацию или артиллерию.
И хотя определенную сложность представляет перехват разведывательных БПЛА, высота полета которых 10 и более километров, специалисты поясняют, что и в этом направлении имеются ощутимые результаты. А это значит, что в ближайшем будущем передовые американские (да и любые зарубежные) БПЛА станут настолько же уязвимы для взлома и атаки, как и современные смартфоны.