← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Смоленскую катастрофу поднимают в воздух


16 сентября 2016 года Кирилл Кривошеев, КоммерсантЪ


В Польше вчера обнародовали промежуточные результаты повторного расследования крушения в 2010 году под Смоленском президентского самолета, на борту которого находился глава государства Лех Качиньский, а также представители военного командования страны, известные политики и общественные деятели. Министр обороны Антоний Мацеревич заявил, что "существенные факты прежних докладов были ошибочными". Новостью, в частности, стало то, что президентский самолет якобы начал разрушаться еще в воздухе, а не при столкновении с землей.

"Не ждите, что эта подкомиссия представит вам виновных. Цель — установление факторов, которые привели к трагедии",— сказал в начале пресс-конференции Антоний Мацеревич, имея в виду катастрофу под Смоленском в апреле 2010 года. Господин Мацеревич добавил, что на этот раз специалисты будут рассматривать в том числе засекреченные ранее материалы, насчитывающие "десятки тысяч страниц".

Министр назвал "ненадежными" расследования, проведенные как российской стороной, так и комиссией Ежи Миллера — главы МВД Польши в правительстве Дональда Туска. Напомним, что в результате парламентских выборов в 2015 году к власти в стране пришла партия "Право и справедливость" и было сформировано новое правительство во главе с Беатой Шидло.

Глава подкомиссии Минобороны, авиационный инженер Вацлав Берчинский, в свою очередь, обратил внимание на то, что "не принимает никаких предположений и гипотез", а лишь рассматривает факторы, которые могли привести к катастрофе. Один из членов подкомиссии, британский эксперт по расследованию авиакатастроф Фрэнк Тейлор, говоря о важности пересмотра результатов расследования, заявил: согласно снимкам со спутников, "большая часть обломков была перемещена после катастрофы, что абсолютно непрофессионально".

Новостью стало то, что командующий ВВС Польши Анджей Бласик, похоже, все-таки не заходил в кабину пилотов незадолго до крушения: ранее сообщалось, что именно он мог повлиять на решение летчиков сажать самолет в Смоленске, несмотря на плохие погодные условия. Кроме того, было объявлено: президентский самолет начал разрушаться еще в воздухе. Ранее Антоний Мацеревич заявлял о возможности того, что причиной падения лайнера был взрыв. Когда будет обнародован финальный итог расследования, пока не ясно.

В Москве негативно отреагировали на возобновление расследования трагедии шестилетней давности. Представитель МИД РФ Мария Захарова раскритиковала польские власти за "безответственные провокационные высказывания", которые, по ее словам, "ведут к дальнейшему подрыву и без того переживающих не лучшие времена отношений между странами". "Если польская сторона утверждает, что у них появились какие-то дополнительные материалы по этому делу, то мы призываем ее незамедлительно предъявить их международной общественности и, конечно, нам — во избежание спекуляций и дальнейшего усиления недопонимания. Это очень серьезные вещи",— заявила она, добавив, что "причины авиакатастрофы под Смоленском давно выяснены". Эксперты базирующегося в Москве Межгосударственного авиационного комитета, напомним, пришли к выводу, что падение самолета произошло вследствие неправильных действий экипажа при заходе на посадку.

"Правящая партия "Право и справедливость" агрессивно пытается разобраться со своими предшественниками — и на уровне политики, и на уровне экономики,— заявила "Ъ" научный сотрудник ИМЭМО РАН Ирина Кобринская.— Из катастрофы под Смоленском бесконечно можно лепить обвинения и домыслы, чем и занимается польское правительство, повышая свой рейтинг". Госпожа Кобринская добавила, что у властей Польши было бы меньше поводов обращаться к этой теме, если бы Россия выдала Варшаве обломки президентского самолета.

Похожую точку зрения высказал научный сотрудник варшавского Центра международных отношений Евгениуш Смолар. "Антоний Мацеревич, судя по всему, действительно верит в то, что говорит,— сказал эксперт "Ъ".— Он построил свою политическую карьеру на теме смоленской катастрофы и ему надо любой ценой доказать, что в этом деле есть "второе дно". В четверг министр попытался это сделать". При этом господин Смолар обратил внимание на то, что, проводя повторное расследование причин катастрофы под Смоленском, Антоний Мацеревич пользуется поддержкой Ярослава Качиньского — главы партии "Право и справедливость" и брата-близнеца погибшего президента Леха Качиньского.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/9/16/27607/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.