Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рустам Минниханов в Стране кленового листа закинул крючок Bombardier


27 сентября 2016 года Дмитрий Катаргин, Иван Скрябин , Бизнес Online


Канадский вояж президента РТ: альтернатива «Ростеху», встречи с бизнесом, татарской диаспорой и грядущий финал хоккейного Кубка мира.

С предложением локализации производства самолетов выступил Рустам Минниханов в ходе визита в цеха Bombardier. На фоне вероятной отмены санкций канадцы вполне могут вернуться к идее сборки в России — в 2013 году договорились было о заводе в Ульяновске, но сделка сорвалась. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», отмечают, что новейшая серия канадских бортов не имеет аналогов в РФ, но видят целый каскад «воздушных ям» на пути реализации идеи.

РУСТАМ МИННИХАНОВ НАШЕЛ «НЕДОСТАТОК АКТИВНОСТИ СТОРОН» В ПЕРЕГОВОРАХ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ BOMBARDIER

Главной бизнес-новостью канадского вояжа Рустама Минниханова, который проходит в эти дни, стал визит на авиазаводы страны. Вчера в штаб-квартире канадской компании Bombardier президент РТ предложил локализовать производство в Татарстане.

Он сообщил, что в республике для этого есть все необходимое: инфраструктура, логистика, специалисты, а Bombardier располагает востребованными в России турбовинтовыми моделями, особенно необходимыми на севере страны. «В конечном итоге выиграет тот, кто первым начнет выпуск винтовых воздушных судов на территории России, — цитирует пресс-служба слова президента РТ, который пригласил руководство компании для ознакомления с инвестиционным потенциалом региона. — Вы вполне можете занять эту нишу».

Президент отдела авиационной конструкции и инженерной службы Bombardier Жан Сегуинпояснил, что самое главное сегодня — это выход на рынок самолетов средней дальности, который пока находится под полным контролем Boeing и Airbus. Bombardier готов предложить узкофюзеляжные среднемагистральные лайнеры CS100 вместимостью от 100 до 125 пассажиров, а также CS300 — от 120 до 145. По словам представителей компании, данные модели на 20% экономичнее главных конкурентов. Канадцы также заметили, что варианты размещения производства в России уже рассматривались, но процесс движется достаточно долго. Минниханов в ответ заметил, что не хватает активности сторон, и заверил, что в наших силах изменить ситуацию.

Помимо этого, вчера глава РТ побывал на заводе Pratt&Whitney — компания производит авиадвигатели, которые ставят в том числе на казанские «Ансаты». Казанский вертолетный завод сотрудничает с канадцами с 1993 года. Pratt&Whitney входит в «большую тройку» производителей авиадвигателей наряду с Rolls-Royce и General Electric. Президент РТ поблагодарил руководство компании за возможность посетить завод в Монреале и добавил, что Татарстан удовлетворен нынешним уровнем деловых взаимоотношений. «Уверен, совместными усилиями нам удастся и впредь продолжить продуктивное взаимодействие», — приводит пресс-служба его слова.

Минниханов также встретился с министром экономики, науки, инноваций и информационных технологий провинции Квебек Домиником Англадом, предложив расширять совместные контакты, в планах и посещение татарстано-канадского делового форума. Главной темой беседы с руководством Королевского колледжа врачей и хирургов станет взаимодействие в сфере медицины. И, как всегда, там, где есть татарская диаспора, Минниханов пообщался с представителями татарской общины Канады, не преминув выложить в «Инстаграм» фото и видео. Канадская община превышает 700 человек — в Канаде они стали расселяться после Второй мировой войны, так же как в США. Кроме того, в 3 часа ночи по московскому времени в Торонто состоится хоккейный матч Кубка мира, на лед выйдут сборные Канады и Европы — это также один из пунктов визита делегации.

КАК ДЕРИПАСКА И ЧЕМЕЗОВ ЗАЗЫВАЛИ BOMBARDIER В РОССИЮ, А РОГОЗИН ДАЛ КАНАДЦАМ «ОТЛУП»

Напомним, что Bombardier действительно всерьез рассматривал вопрос локализации в России. Еще в 2012 году площадку предлагал самарский «Авиакор», входящий в сферу интересов группы «Русские машины» Олега Дерипаски, но не срослось.
В 2013 году на авиасалоне в Москве компания подписала меморандум о намерениях с госкопорацией «Ростех». В Ульяновске планировалось создать сборочный авиазавод, объем инвестиций оценивался в $100 - 205 млн., а мощность производства — 24 турбовинтовых Q-400 в год, сообщал портал «Авиатранспортное обозрение».

Этого вполне достаточно, чтобы закрыть потребности России вплоть до 2030 года. Самолеты серии Q, несмотря на их относительную дороговизну (до $35 млн. — примерно как у сходных по размерам турбовентиляторных машин), востребованы на севере — их эксплуатируют, в частности, авиакомпании «Якутия» и «Аврора» (по 9 единиц). Они способны летать в условиях низких отрицательных температур, перевозя до 78 пассажиров на расстояние до 2,5 тыс. километров. Проект стал бы первой сборочной линией Bombardier за границей. Соглашение с «Ростехом» предусматривало передачу со стороны канадского авиастроителя технологии производства, конструкторской документации и прав интеллектуальной собственности на самолеты этого типа, а также частичную локализацию производства. Сборку планировалось начать в 2015 году, объем заказа, по разным оценкам, составлял от 50 до 150 самолетов.

Но грянул 2014 год: события на Украине, Крым, Донбасс, санкции... Bombardier от идеиотказался. Конечно, «Ростех» всячески отрицал, что санкции сказались на проекте. В частности, в мае 2014 года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов в кулуарах петербургского международного экономического форума заявил: «Переговоры затянулись не из-за санкций. Они [Bombardier], наоборот, заинтересованы, чтобы санкций не было. Они обратились в правительство, чтобы санкции к нам не вводили», — цитирует ТАСС заявление Чемезова. Вместе с тем посыпались жалобы, что канадцы задирают цены на комплектующие так, что сборка становится нерентабельной, а президент Bombardier Пьер Бодуэн сообщил Bloomberg, что планы сборки самолетов в России могут быть отложены из-за событий на Украине. На это отреагировал вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Я всегда был против промсборки Bombardier. Свои самолеты надо делать. Спасибо смышленым канадцам, что избавили нас от необходимости выставить их за дверь», — написал он в своем «Фейсбуке».

БУДУЩЕЕ КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА — ЛИШЬ ВОЕННЫЕ ЗАКАЗЫ?

Твердых заказов на серийные самолеты у Казанского авиазавода сейчас нет, но, безусловно, есть целая серия проектов. К примеру, у предложения по сборке канадских турбовентиляторных Q-400 есть и российский конкурент. Речь идет о проекте Ил-114, который активно продвигает Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Этот 68-местный региональный турбовинтовой самолет, собиравшийся когда-то в Ташкенте, «сватают» Казани. Машина разработана еще в 1990 году, и вплоть до закрытия Ташкентского авиазавода в 2012-м выпущено 16 бортов, и КАЗу она нужна, чтобы «накачать мышцы» для других проектов.

Ранее в Казани планировали сборку турбовинтовых Ан-70 — о проекте стало известно в 2012 году, когда об этом заявил премьер Дмитрий Медведев. Но в марте 2015 года военные окончательно отказались от этого проекта, лишив Казанский авиазавод 19 млрд. рублей. Будущее КАЗа, похоже, связано лишь с военными заказами, в частности с производством новой версии «Белого лебедя» Ту-160М2. С 2023 года минобороны планирует получать минимум по три Ту-160М2 в год, а первый самолет должен подняться в воздух в 2020 году.

Есть еще проект перспективного самолета дальней авиации (ПАК ДА) — и загадочное «изделие 80». Кроме того, КАЗ будет глубоко модернизировать бомбардировщики Ту-22МЗ — до этого стандарта будут доводить 30 машин. Есть основания полагать, что сегодня работы по данной теме ускоряются, на это во многом повлиял анализ применения Ту-22М3 в Сирии, как писалоранее наше издание.

«В ЛОКАЛИЗАЦИИ ЕСТЬ СМЫСЛ, ЕСЛИ ЕСТЬ БОЛЬШОЙ РЫНОК»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.
Азат Хаким — председатель совета директоров ГК «Тулпар»:
— Проект локализации сборки Q-400 в Ульяновске не состоялся не только из-за санкций, на это повлияло очень много факторов. Очень серьезный — сильные профсоюзы Канады, которые категорически против размещения сборки самолетов за рубежом, так как они теряют рабочие места. С этим возникает большая проблема. Смогут ли канадцы ее разрулить? Это большой вопрос. Еще тогда мы как единственный авторизованный центр Bombardier в России и СНГ активно продвигали татарстанскую площадку по сборке. В качестве наших аргументов была более-менее нормальная ситуация с кадрами, наличие образовательного кластера. Компания Bombardier с нами соглашалась. Но «Ростех» выдвинул Ульяновск, однако первые 10 самолетов для Казахстана должны были финально собираться в аэропорту Казани, в нашем ангаре. В Ульяновске просто не было условий для этого.

Спрос на борты зависит от экономических показателей самолета, цены перевозки одного пассажира — это сегодня стоит на первом месте. Если мы говорим о моделях Bombardier серии S, то это немножко другой самолет. Он отличается размером от Superjet и больше будет конкурировать с Airbus-320 и Boeing-737, так как экономичнее их на 20 процентов. Стоимость одного среднемагистрального лайнера начинается от 30 миллионов долларов. Проект Ту-334 уже позапозавчерашний — время потеряно. Лет 10 - 15 тому назад проект был очень правильный, тогда надо было производить. Сегодня производство этого самолета равносильно возрождению производства уазиков старой модели.

Что касается Казанского авиазавода, насколько мне известна позиция Bombardier (и я полностью с ней согласен), речь идет о сборке самолетов в построенном с нуля, по самым современным технологиям цехе. Я был на сборке в Монреале, в Торонто, видел, как это происходит. Они не производят самолет на одном месте, начиная с винтиков и двигателей. Весь мир поставляет туда комплектующие. Сборочный цех не очень большой, не больше наших стадионов. Это не такие большие затраты, если это делать с нуля, переделывать всегда дороже. Инвестиции — это всегда хорошо, это рабочие места, потому, я думаю, серьезных аргументов против локализации производства Bombardier в Татарстане у Москвы не будет.
Алексей Синицкий — главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»:

— Локализация производства Bombardier в Казани — задача интересная, но сложная, это глобальный многоуровневый проект. Прежде всего нужен большой рынок для этих самолетов. Если есть большой заказ — есть смысл локализовать производство. Если у вас заказов на этот самолет не очень много, создавать вторую сборочную линию просто бессмысленно. Давайте обратимся к аналогиям. Airbus разместил в Китае сборочную линию самолетов А320, когда со стороны китайских авиакомпаний появился консолидированный заказ на 200 самолетов. Если со стороны российских авиакомпаний нет такого мощного заказа, говорить о будущем проекта сложно. Почему проект интересен? Модели Bombardier CS 100 и CS300 не конкуренты Boeing, они летают в нише региональных самолетов. Это совершенно новое семейство воздушных судов, оно очень перспективное и интересное. Эти модели просто принципиально новые — это самое новое из того, что существует в мире от самолетостроения. У нас в этой нише самолетов вообще нет. Есть Superjet, который поменьше (100 кресел), и МС-21, который побольше. И в этой нише самолет нужен, но пока нет никакой ясности: то ли увеличивать Superjet, то ли «сокращать» МС-21. И тот и другой вариант имеют свои сложности. Поэтому данная ниша самолетов пока пустующая, даже по идее строительства подобного самолета в России нет определенности.
Готов ли Казанский авиазавод? Надо смотреть, какого уровня сборка может быть организована. Но понятно, что логистическая цепочка сложная. Понятно, что не все делается в Канаде, детали производятся по всему миру. Но представить доставку из Канады в Казань непросто, это не самые близкие расстояния. Конечно, проекты типа Ту-334 — это, если говорить цинично и безжалостно, самолеты прошлого века. Его ближайший аналог — Boeing-717 — давно снят с производства. У всех вещей есть предел модернизации. Вы можете автомобиль «ГАЗ-24» «Волга» довести и сделать из него «ГАЗ-31», но вы не сможете перепрыгнуть некоторые технические ограничения, которые в них были заложены.

В самой идее есть политические риски. Нельзя исключать и политический фактор как элемент дополнительной сложности в проекте в виде российской и зарубежной политики, международных санкций. Саму идею бредом назвать нельзя, она очень интересная, но на пути ее реализации стоят вопросы бизнеса, вопросы заказа от российских перевозчиков, и на ближайшие один-три года реализация идеи маловероятна.

Роман Гусаров — главный редактор портала Avia.ru:
— На данный момент санкции действуют, при всем желании Bombardier не сможет реализовать проект локализации производства самолетов серии S в Казани. Это одно из препятствий предложению. Кроме того, давайте не будем забывать вот о чем. Казанский авиазавод входит в ОАК и самостоятельного решения по организации производства чего-либо принимать не может. Денег на организацию производства у завода нет. Локализация — это, по сути, даже не работа для казанского завода, который был практически производством полного цикла. Здесь максимум будут финальная сборка, стыковка. В автопроме это называется отверточной сборкой, не более. Никаких других технологий канадцы не дадут. Они используют композитные материалы, но своих технологий не раскрывают и никому не показывают. Вся добавочная стоимость будет производиться где-то там, в Канаде, нам достанется совсем чуть-чуть.

Вдобавок у ОАК есть Superjet-100 — и, по сути, это конкурент Bombardier CS100. У канадцев есть две модификации самолета, вторая — CS300. Государство вложило миллиарды долларов в Superjet, где и так много зарубежных комплектующих, хорошо хоть планер делаем сами. Продается он очень неважно. И не потому, что он плохой, а потому, что спроса на такие самолеты в мире нет. В лучшие годы в мире продавалось до 100 таких самолетов. А сейчас и того меньше, штук 70, включая всех производителей. Ту-334? Самолет хороший, но с трагической судьбой. Я думаю, о нем надо просто забыть, ведь время ушло. Прошло почти 20 лет — и он устарел по многим параметрам.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgMY1
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/, подробнее тут.
Дешевый эвакуатор для автомобилей, узнать http://perevozki.youdo.com/evacuation/price/evac/nedorogo/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer