← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Прощай, Земля!


28 сентября 2016 года Андрей Борисов, Lenta.ru


Глава компании SpaceX, американский бизнесмен Илон Маск, выступая в мексиканском городе Гваделахара на 67-м конгрессе Международной астронавтической федерации, представил проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса. Она предполагает создание на Красной планете полностью автономного поселения за 50 лет. Итогом реализации ITS должна стать колония из миллиона человек на поверхности Марса.

Необходимость в освоении другой планеты бизнесмен видит в неминуемом вымирании человечества в случае, если оно останется на Земле. Марс лучше всего подходит для этого, поскольку условия на нем отдаленно, но все же похожи на земные. На соседней Венере слишком жарко, а спутники Юпитера и Сатурна, где также, вероятно, возможно было бы разместить колонию, расположены слишком далеко. Однако освоение этих лун, в частности, Энцелада, может быть следующим этапом в колонизации Солнечной системы.

Илон Маск является основателем компаний SpaceX (производит ракеты и космические корабли) и Tesla Motors (создает электромобили), а также инициировал проект Hyperloop (гибридной транспортной системы из вакуумного поезда и маглева). Он также принял участие в создании компаний PayPal (занимается электронными платежами) и SolarCity (солнечная энергетика).

Терраформирование Марса, то есть создание на нем максимально похожего на земной климата, по Маску, может занять несколько сотен лет и является делом далеко будущего. Бизнесмен полагает, что в прошлом на Красной планете была более плотная атмосфера и текли водяные реки. Маск согласен с теми учеными, которые считают возможным вернуть Марсу его прошлое состояние. Это позволит сделать планету пригодной для выращивания на ней растений без парников и жизни хотя бы примитивных микроорганизмов.

По мнению бизнесмена, стоимость отправки на Марс человека даже в размере порядка или дороже десяти миллионов долларов слишком высока, тогда как сегодня, для сравнения, она оценивается в десять миллиардов долларов. Маск предлагает программу удешевления полетов на Красную планету. Деньги на ее осуществление бизнесмен намерен найти у частных партнеров и энтузиастов. Государство, судя по всему, в этом SpaceX не помогает. НАСА также, несмотря на сотрудничество со SpaceX по программе Международной космической станции, относится к компании с осторожностью.


Доставку человека на Красную планету Маск предлагает осуществлять при помощи пилотируемого корабля, способного вмещать до 200 человек. На околомарсианской орбите, по оценкам бизнесмена, должна накопиться тысяча таких аппаратов. Всего от Земли до Марса должно быть осуществлено около десяти тысяч перелетов. Путешествие займет не более 150 суток, а стоимость полезной нагрузки, если планы Маска претворятся в жизнь, составит 140 тысяч долларов за одну тонну.

В основе идеи ITS лежат несколько ключевых технологий — многоразовость, дозаправка кораблей на орбите, и марсианское топливо. В качестве последнего предлагается использовать метан, который предлагается получать на Марсе из воды и углекислого газа. Все двигатели на ракетах предлагается оставить химическими, а не, например, ионными или ядерными. В качестве двигателя для ракеты ITS планируется использовать Raptor, у которого самое большое из известных сегодня отношение тяги к массе. Этот агрегат недавно прошел испытания, а в перспективном носителе будет 42 двигателя. Топливные баки для Raptor бизнесмен предлагает делать из углеволокна.

Ракета для колонизации Марса будет иметь самые крупные из когда-либо созданных человеком размеры — 12 метров в диаметре и 122 метра в высоту (вместе с головной частью). Первая ступень носителя ITS будет представлять собой увеличенную первую ступень средней ракеты Falcon 9. Ее возврат на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребует затрата около семи процентов изначального топлива первой ступени.

С ракетой ITS, как отметил Маск, можно доставить груз в любую точку Земли за максимум 45 минут. Диаметр пилотируемого корабля, размещаемого в головной части, составит 17 метров, высота — 50 метров. Он будет способен перевозить до 450 тонн полезной нагрузки (вместе с топливом). За его работу будут отвечать шесть двигателей — в космосе, и три — в атмосфере. После презентации ITS бизнесмен ответил на вопросы присутствующих в зале.

Из ответов Маска стало известно, что денег на самостоятельное финансирование проекта ITS у SpaceX нет — компания зарабатывает исключительно на заказах НАСА и выведении коммерческих спутников. Однако ситуация, по Маску, может поменяться. Если в настоящее время из пяти тысяч сотрудников SpaceX над ITS работают около 50 человек, то с течением времени, когда инвестиции в проект вырастут до 300 миллионов долларов в год, бизнесмен надеется увеличить их количество.

Ответил Маск и на вопрос россиянки Анастасии, которая спросила о привлечении иностранных граждан к проекту. Бизнесмен не растерялся и заявил, что в программе ITS могут участвовать любой желающий. Для этого достаточно наличие таланта и грин-карты. Для сравнения, в компании Tesla ситуация проще — там четверть сотрудников — иностранцы.

Бизнесмен подтвердил свое намерение отправить в 2018 году к Марсу при помощи тяжелой ракеты Falcon Heavy, испытания которой намечены на осень 2016 года, беспилотную миссию на корабле Dragon V2 (расчетной вместимостью до семи человек). После этого Маск планирует отправлять на Красную планету аппараты каждые 26 месяцев: две миссии в 2020 году, как минимум одну в 2022-м и, вероятно, пилотируемую миссию через два года с достижением Марса в 2025 году. Пуски планируется осуществлять на разрабатываемой ракете-носителе Falcon Heavy, а старт 2020 или 2022 годов ожидается произвести при помощи ракеты ITS.

Первый марсианский корабль SpaceX назовет Heart of Gold. К сожалению, Маск признал, что нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы смогут вернуться обратно на Землю. Путешествие на Марс бизнесмен традиционно сравнил с открытием и заселением Америки, в котором не все колонизаторы возвращались обратно в Старый свет. От себя отметим, что в Европе такие переселения, как и предшествующее им открытие Америки, зачастую считались безумством. Станет ли Илон Маск новым Христофором Колумбом или же окажется расчетливым бизнесменом и фантазером — покажет время и его дела.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/9/28/27644/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.