Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тайна упавших в небо


7 сентября 2016 года Дмитрий Клипин, Lenta.ru


Пять лет назад, 7 сентября 2011-го, разбился хоккейный «Локомотив». Официальные результаты расследования авиакатастрофы, унесшей жизни 44 человек, были оглашены в октябре 2014 года. Виновным признан заместитель генерального директора авиакомпании «Як-Сервис» Вадим Тимофеев. Сразу после оглашения приговора его амнистировали. Родственники погибших считают, что истинная причина трагедии не установлена до сих пор.

Пилот нажал на тормоза

Расследование продлилось около года. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), командир воздушного судна либо второй пилот неосознанно нажимали на тормозные педали во время разбега, и скорость в конечной стадии взлета оказалась ниже необходимой.

Список погибших в авиакатастрофе

Вратари

1. Вьюхин Александр Евгеньевич, 38 лет
2. Лив Стефан Даниэль Патрик, 30 лет

Защитники

3. Аникеенко Виталий Сергеевич, 24 года
4. Баландин Михаил Юрьевич, 31 год
5. Дитрих Роберт Генрихович, 25 лет
6. Калимулин Марат Натфуллович,23 года
7. Рахунек Карел, 32 года
8. Скрастиньш Карлис Мартинович, 37 лет
9. Траханов Павел Сергеевич, 33 года
10. Урычев Юрий Олегович, 20 лет
11. Шувалов Максим Алексеевич, 18 лет
12. Салей Руслан Альбертович, 36 лет

Нападающие

13. Васюнов Александр Сергеевич, 23 года
14. Вашичек Йозеф, 30 лет
15. Демитра Павол, 36 лет
16. Калянин Александр Игоревич, 23 года
17. Кирюхин Андрей Анатольевич, 24 года
18. Клюкин Никита Сергеевич, 21 год
19. Марек Ян, 31 год
20. Остапчук Сергей Игоревич, 21 год
21. Снурницын Павел Сергеевич, 19 лет
22. Собченко Даниил Евгеньевич, 20 лет
23. Ткаченко Иван Леонидович, 31 год
24. Чурилов Геннадий Станиславович, 24 года
25. Ярчук Артем Николаевич, 21 год
26. Галимов Александр Саидгереевич, 26 лет

Тренеры

27. МакКриммон Брэд Байрон (главный тренер)
28. Королев Игорь Борисович (старший тренер)
29. Карповцев Александр Георгиевич (тренер)
30. Кривоносов Николай Иванович (тренер)
31. Сидоров Евгений Владимирович (тренер-методист)

Технический персонал

32. Бахвалов Юрий Алексеевич (техник)
33. Беляев Александр Владимирович (техник/массажист)
34. Зимин Андрей Валерьевич (врач)
35. Куннов Евгений Геннадьевич (массажист)
36. Кузнецов Вячеслав Михайлович (массажист)
37. Пискунов Владимир Леонидович (администратор)

В качестве сопутствующих причин указывались серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42 (в аварийном полете имел место негативный перенос навыков управления Як-40 на Як-42 на взлете, выразившийся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега); отсутствие контроля со стороны авиакомпании за уровнем подготовки экипажа; ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега; несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.

Кроме того, в крови одного из пилотов был обнаружен фенобарбитал — седативный препарат, по сути являющийся снотворным. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота (проблемы с чувствительностью ног), отмеченных по результатам анализа медицинской документации, запрещено российским авиационным законодательством.

Единственным обвиняемым по делу проходил Вадим Тимофеев, который был ответственным лицом, контролирующим допуск экипажа к полету. В частности, он отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, проведение тренировок и проверок пилотов.

Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что именно Тимофеев допустил к полету экипаж, который не имел на это права, поскольку не завершил переобучение на управление судном Як-42. Кроме того, допуск командира судна был оформлен на основании сфальсифицированных документов.

Обвиняемый и ранее нарушал правила безопасности — не осуществлял контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу, незаконно допускал до полетов.

В ходе расследования выяснилось, что командир, погибший в авиакатастрофе, допускал серьезные ошибки во время других полетов. При этом, по данным Следственного комитета, Тимофеев практически не анализировал данные бортовых самописцев, фиксировавших эти ошибки, и не принимал никаких мер. К тому же два пилота и бортмеханик погибшего экипажа выполняли совместно всего лишь третий рейс.

«Причины катастрофы не установлены»

В октябре Тимофеев был осужден на пять лет лишения свободы, но в зале суда его амнистировали. Свою вину он так и не признал. «Считаю, что основной причиной авиакатастрофы стало нарушение центровки (расположение пассажиров и багажа — прим. «Ленты.ру»). Экипаж был высококлассным, но ситуация была выше их. Я не уверен, что другой экипаж справился бы в этой ситуации. Географии полетов этих ребят могут позавидовать многие пилоты-профессионалы», — заявил Тимофеев.

Объяснение катастрофы непроизвольным нажатием на тормоз Тимофеев отвергает. «Я не верю, что пилоты жали на тормоза в течение такого длительного времени, и никто из летчиков не верит», — говорит он. По его словам, погибший экипаж был хорошо подготовлен и до катастрофы пилоты на этом же самолете налетали не менее 60 часов, совершая авиарейсы в Махачкалу, Томск, Ригу, Актюбинск.

Родственники погибших в авиакатастрофе также считают Тимофеева невиновным и ходатайствовали о направлении дела на дорасследование. В сентябре 2015-го матери погибших хоккеистов Артема Ярчука, Александра Васюнова и Ивана Ткаченко сообщили о намерении добиваться справедливости. «Основное дело о гибели наших детей еще не завершено Следственным комитетом», — заявила Анжелика Ярчук. «Мы будем ходатайствовать о назначении новых экспертиз, так как, на наш взгляд, причины катастрофы не установлены», — добавила Любовь Васюнова.

Они потребовали повторных экспертиз аудиопереговоров погибшего экипажа, видеофиксации в аэропорту Туношна 7 сентября 2011 года, экспертизы взлетной полосы в Ярославле и передней стойки шасси разбившегося Як-42. В версию МАК о непроизвольном нажатии на тормоза они тоже не верят. «Пока Следственный комитет не известил нас о том, как идет расследование и когда оно может быть передано в суд», — отметила Ярчук.

Не добились пострадавшие и адекватной компенсации. В декабре 2015-го Мосгорсуд оставил прежней сумму страхового возмещения родственникам погибшей в авиакатастрофе хоккейной команды.

Основной объем выплат пришелся на страховую компанию «Лексгарант», в которой на сумму приблизительно 1 миллион долларов было застраховано каско воздушного судна и ответственность аваиаперевозчика. Сумма выплат по каждому погибшему пассажиру составила 2 миллиона рублей.

Помимо этого, все хоккеисты были застрахованы от несчастного случая в страховой компании «СОГАЗ» в рамках страхования команд Континентальной хоккейной лиги. Общая сумма выплат по пакету превысила 90,5 миллиона рублей. Дополнительное страхование от несчастного случая игроков этой команды проводилось в компании «УралСиб», страховая сумма составила 100 тысяч рублей на каждого.

Согласно результатам независимого расследования причин крушения самолета, к трагедии привели не действия одного из летчиков, а недостатки конструкции разбившегося лайнера и нарушения в работе авиакомпании «Як-Сервис». По просьбе родственников погибших хоккеистов и членов экипажа анализ трагедии провели летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков.

Эксперты пришли к выводу, что катастрофа была вызвана конструктивными и аэродинамическими недостатками самолета Як-42. По мнению специалистов, один из пилотов действительно мог жать на педаль тормоза, но причину этого следует искать в несовершенстве конструкции педалей, а также в отсутствии рекомендаций по правильному положению ног летчиков на педалях этих лайнеров.

Авторы расследования считают, что раз пилоты сумели поднять самолет в воздух, то изначально никакой катастрофической или даже аварийной ситуации не было. Герасимов заявил, что непосредственная причина катастрофы — отсутствие поперечной управляемости самолета, то есть Як-42 в воздухе просто завалился на бок.


комментарии (1):

Alexandre51      09/09/2016 [11:23:08]#1
«Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), командир воздушного судна, либо второй пилот неосознанно нажимали на тормозные педали во время разбега, и скорость в конечной стадии взлета оказалась ниже необходимой».
«Анализ трагедии провели летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков.

Эксперты пришли к выводу, что катастрофа была вызвана конструктивными и аэродинамическими недостатками самолета Як-42. По мнению специалистов, один из пилотов действительно мог жать на педаль тормоза, но причину этого следует искать в несовершенстве конструкции педалей, а также в отсутствии рекомендаций по правильному положению ног летчиков на педалях этих лайнеров».
ИКАО Пр.8 Гл. III А, п.4.1.6.с)

Кабина экипажа. Кабина экипажа проектируется таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неправильного или затруднительного использования экипажем органов управления вследствие усталости
членов экипажа, путаницы или каких либо препятствий. При этом внимание уделяется, как минимум, расположению и четкому обозначению органов управления и приборов, обеспечению быстрого обнаружения аварийных ситуаций, направлению отклонения рычагов управления; внимание уделяется также вентиляции, отоплению и уровню шума.

ИКАО Пр.8, III В, п.9.3

9.3 Эргономика
При проектировании самолета учитываются эргономические аспекты, в том числе:
а) удобство пользования и предотвращение непреднамеренного неправильного пользования;
b) доступность;
с) рабочая среда летного экипажа;
d) стандартизация кабины;
е) эксплуатационная технологичность.

Аналогичные пункты есть и в АП-25.

Таким образом, вывод расследователей МАК и независимых экспертов однозначно указывает на ответственность за авиакатастрофу Авиационного регистра МАК, как на момент катастрофы уполномоченного органа по сертификации типа ВС.
Но разве мог МАК сказать, что виноват МАК?
Только Постановление Правительства 1283 от 28.12.2015 устранило противоречие российского авиационного законодательства Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (Приложение 13) и рекомендуемой практике ИКАО, запрещающее совмещение в одном органе гос. регулирования функций сертификации и расследования из-за возникновения конфликта интересов.













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов



Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZJRT
По ссылке https://youdo.com/lawyer/civillaw/citizenships/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer