Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лётчица Светлана Капанина: "Авиаспорт в России скорее мёртв, чем жив"


9 сентября 2016 года Владимир Сварцевич, Аргументы и Факты


Более 50 раз звучал Гимн России в честь побед Светланы Капаниной на международных соревнованиях по высшему пилотажу. Она - самая титулованная лётчица за всю историю мирового авиаспорта, её имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Светлана - 39-кратная чемпионка мира начиная с 1995 г., 7-кратная абсолютная чемпионка мира, заслуженный мастер спорта и тренер России, лётчик-инструктор 1-го класса «ОКБ Сухого». В своё время авиаспециалисты на Западе подсчитали, что среди 10 лучших лётчиков планеты 9 человек - мужчины, но 6-е место в рейтинге занимает русская женщина Светлана Капанина.

«Аллилуйя любви» 

Светлана говорит, что за штурвал самолёта попала случайно… Хотя жизнь с детства готовила провинциальную дев­чонку к покорению неба. В 4-м классе она три дня уговаривала родителей, чтобы ей купили мопед. В 6-м - стала кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. Мечтала стать бойцом спецназа, прыгнуть с парашютом, постичь тайны карате. Но окончила мед­училище, стала фармацевтом и поехала в Курган. Там ей и вскружил голову первый полёт в качестве пассажира на спортивном самолёте. Пилотом был страстный лётчик Леонид Солодовников. Вскоре они стали мужем и женой. Но если небо подарило ей первую любовь, то земля её похоронила: Леонид трагически погиб 8 августа 1994 г./p>

Обычно на показательных выступлениях во время произвольной программы Светланы на земле звучит танго. Но однажды из динамиков полилась музыка из рок-оперы «Юнона и Авось» - Капанина назвала тогда свою композицию «Аллилуйя любви» и посвятила её всем погибшим лётчикам...

Друзья по аэроклубу думали, что Светлана уже не выйдет из жизненного штопора, но она сдюжила. И начала побеждать.

На первом своём чемпионате мира в ЮАР (1995 г.) Капанина была единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин. Тогда Светлана стала второй в мире в абсолютном зачёте, забрав у мужчин «золото»-«серебро»-«бронзу» в отдельных упражнениях. На чемпионате планеты в США (2003 г.) от высшей награды - «Кубка Арести» - её отделяла одна ступень пьедестала. Но по одному из упражнений в общем с мужчинами зачёте смогла завоевать золотую медаль, став первой в истории мирового авиаспорта женщиной-пилотом, победившей всех мужчин на чемпионате мира.

За душой ни гроша

Владимир Сварцевич, «АиФ»: Светлана, при награждении в Кремле с Президентом РФ парой слов перекинулись? 

Светлана Капанина: Поблагодарила за награду. И очень коротко рассказала, что авиаспорт в России скорее мёртв, чем жив, что летаем мы на рухляди. Просто попросила помочь. Третий год сборная России по высшему пилотажу - без отечественных самолётов. У 20-летних «сушек» давно закончился лётный ресурс. Нет денег на ремонт, на бензин (около 10 000 руб. в день). Перед чемпионатом Европы дошло до абсурда - прозванивала всю Европу в поисках самолёта. 

- На Западе вас считают богатой дамой, «золотой лётчицей». Вы можете купить себе личный самолёт? 

- За душой ни гроша! Как работник фирмы «Сухой» живу от зарплаты до зарплаты. За мои госнаграды денежные выплаты не положены. За победы на международных состязаниях валюта тоже не капает, а большинство членов нашей сборной команды вообще не имеют стабильной зарплаты. В этом году С. Собянин подписал постановление о надбавке к пенсиям для наших ветеранов - чемпионов мира и Европы по самолётному, вертолётному и планерному спорту, проживающих в Москве. Их всего 15 человек.

Пропал парниша

- У лётчиков есть свой лимит везения? 

- На Кубке в Китае был особый случай. Есть там горная гряда, где сросшиеся скалы образуют природную арку - так называемые «Небесные врата». Место священное и особо почитаемое. Видимо, журналисты меня решили проверить на вшивость: а слабо во врата пролететь? Лететь желания никакого: висит плотная дымка, врата кажутся такими малюсенькими. (Природная арка «Небесные врата» досконально измерена: высота - 131 м, ширина - 57 м, толщина стенок - 60 м. - Ред.) Перед вратами есть ещё одна скала, её надо было обогнуть. Вошла в арку «на ноже» (по-простому - боком, когда одно крыло вниз, к земле, а другое - в небо), потом перевернула самолёт в обратный полёт и поставила на другой «нож» - и в этот момент воздушный поток бросил меня к левой стенке. На страх не было времени. Просто многократными «бочками» вышла на простор.

Верю ли я в Бога? Не знаю, но крестик ношу, христианские обычаи чту, молитвы перед полётом читаю. Иногда... Осознаю, что «извне» что-то существует, от чего зависит везение и удача. Однажды во время тренировочного полёта на моём самолёте сорвало винт. Сначала «ушла» одна лопасть - пролетев мимо кабины, вонзилась в крыло, пробив лонжерон. Пошла сильная тряска. Затем срезало весь винт, что меня и спасло... Порой из-за сильной тряски лётчики не в состоянии даже выпрыгнуть из самолёта и погибают. Я же произвела вынужденную посадку на аэродром без работающего двигателя. Повезло! Самое страшное было на земле: за моим полётом следили дети и муж, а винт от моего самолёта шлёпнулся на землю буквально в 100 метрах от них. Вышла из самолёта, завтра лететь на чемпионат Европы. Надо забрать шлемофон из кабины. А если самолёт загорится?.. Прилегла в траву. Вдох-выдох, вроде жива. Вдруг слышу - в мою сторону машина едет. Ну вот, думаю, в небе не погибла, а в траве задавят… А это муж на машине ко мне мчится. 

С Владимиром Светлана по­знакомилась на аэродроме. Он оказался там случайно. Кто-то ему сказал, что парни носят на руках красивую лётчицу в честь её победы на чемпионате мира. Большой и мудрый мужчина увидел чемпионку… И пропал парниша - вскоре они поженились… 

- У нас в доме постоянно огонь и молнии, - улыбается Светлана на вопрос, как можно ужиться двум лидерам. - А тут подрастают ещё двое лидеров - сын Пересвет (14 лет) и дочь Есения (12 лет). Тем не менее здорово ладим. Мой муж Владимир Степанов очень сильный человек, имеет четвёртый дан по карате, мастер спорта по тайскому боксу, заслуженный тренер РФ. Детей он воспитывает в спартанских условиях. Когда я в командировке, Володя им - и мама, и папа. Дети у нас спортивные - занимаются сноубордом, в дисциплине слоупстайл прыгают с трамплинов. Есения хочет летать. Так что подрастает ещё одна летающая блондинка.


комментарии (1):

AVIADED      13/09/2016 [13:01:03]#1
Товарищ корреспондент! Правильно - ЛЕТЧИК Капанина.













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtnMT
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer