Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Дуглас" летит домой


9 сентября 2016 года Тимур Юсупов, Lenta.ru


В начале августа стало известно, что коллекция Музея освоения русского севера в Красноярске пополнится уникальным экспонатом — американским самолетом «Дуглас» С-47 , переданным СССР по ленд-лизу. Самолет, который в 1947 году совершил экстренную посадку на Таймыре, к концу августа этого года наконец добрался до Красноярска. «Лента.ру» рассказывает историю уникального экспоната.

В США «Дуглас» С-47 именовались «Скайтрэйн» или «Дакота». Всего этих военно-транспортных самолетов, разработанных на базе пассажирского DC-3, выпустили около 10 000 единиц. Еще около 6 000 советских Ли-2, построенных на базе С-47, было собрано в Ташкенте.

Первый полет «Дакота» совершила в декабре 1941 года, и почти сразу же эти самолеты стали поставляться в Советский Союз по ленд-лизу.

После войны уцелевшие машины использовались в гражданских целях, став основной малой авиации. Так произошло и с «Дугласом», пролежавшим 70 лет на Таймыре.

Неудавшийся отпуск

13 апреля 1947 борт Л-3072 вылетел из бухты Кожевникова. Спустя некоторое время он должен был сделать промежуточную остановку в Дудинке, а оттуда направиться в Красноярск. Помимо членов экипажа на борту находились 26 пассажиров, в том числе шахтеры, нефтяники, специалисты угольной промышленности и нефтеразведки, а также женщины и дети. Все они летели в отпуск.

Спустя некоторое время после вылета радиостанция аэропорта Хатанга приняла радиограмму пролетающего самолета: «Борт Л-3072. Прохожу вашу точку. Высота 3000 метров. Все в порядке, только отказал генератор правого мотора. Берегу аккумуляторы».

Douglas C-47-DL, серийный номер — 42-32892, заводской — 9118. Самолет был передан ВВС США 24 февраля 1943 года, в состав ВВС СССР передан 12 марта того же года, зачислен под номером «СССР-Н-328» Первоначально был причислен к седьмому Полярному авиационному полку 1-й Полярной авиационной дивизии. До окончания войны выполнял разведку льдов Карского моря.

В 1945 году вошел в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации, получил номер Л-3072.

Ситуация, конечно, нештатная, однако такая поломка вовсе не означает, что полет следует прекратить. Второго генератора на левом моторе достаточно для того, чтобы не прерывать рейса.

До Дудинки оставалось лететь менее трех часов, по пути был запасной аэродром, так что авиадиспетчеров радиограмма не насторожила. Однако уже спустя час тревожную радиограмму приняли аэропорты Игарки, Дудинки и Хатанги: «Всем... Всем... Всем... Борт Л-3072. Отказал левый мотор... идем со снижением. По расчету впереди Волочанка... связи с ней нет. Берегу аккумуляторы. Следите...» Через двадцать минут Хатанга приняла обрывки еще одной радиограммы, сигналы были очень слабыми — вероятно, аккумуляторы «Дугласа» практически разрядились. Экипаж самолета сообщал, что идет на посадку в заснеженной местности, точные координаты неизвестны.

Как пишет блогер mozgovoy_vl, в 2011 году побывавший на месте приземления самолета, позже выяснилось, что помимо 26 зарегистрированных пассажиров на борту находились еще шесть безбилетников, а также 852 килограмма багажа. Фактически самолет был перегружен.

Поиски продолжались 20 дней, ими руководил герой Советского Союза Федор Шатров. Когда самолет наконец обнаружили, выяснилось, что первую неделю пассажиры и экипаж ютились в фюзеляже, доедали имеющиеся продукты и пытались починить самолет, однако безрезультатно. Спустя семь дней командир самолета Максим Тюриков, радист, бортмеханик и семь пассажиров решили уйти от «Дугласа» и попытаться выйти к какому-либо населенному пункту. С тех пор живыми их никто не видел.

Останки Максима Тюрикова нашли лишь спустя шесть лет — 23 октября 1953 года их обнаружили охотники в истоках реки Шайтан, примерно в 120 километрах юго-западнее от места, где оказался самолет. Максима Тюрикова опознали по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке.

«Никогда не забуду эти похороны. Я училась в седьмом классе. 26 октября в Красноярске был жуткий холод. Траурная процессия шла от старого аэропорта до Троицкого кладбища. Ребята-летчики без головных уборов несли на плечах гроб, обтянутый красной материей. Папа настолько любил авиацию, что даже меня назвал в честь авиационной линии — Авилина, позже первую букву "и" заменили на "е"», — рассказывала дочь Максима Тюрикова Авелина корреспонденту «Аргументов и фактов».

Останки других ушедших с Тюриковым в тундру людей не найдены до сих пор.

Дорога домой

Спустя 70 лет после аварии, 2 августа 2016 года, отряд из 15 человек, среди которых были специалисты Русского географического общества, сотрудники авиакомпании «Аэрогео» и родственники членов экипажа, вылетели на север Красноярского края. Целью экспедиции, проходящей при поддержке при поддержке «Норникеля», было разобрать «Дуглас», подготовить его к транспортировке, переправить в Красноярск и установить памятный знак на месте трагедии.

По словам специалиста экспедиционного центра «Русского географического общества» (РГО) Игоря Абакумова, за 70 самолет практически не подвергся разрушениям. Видимо, суровый климат как бы законсервировал его на долгие годы.

«Задача команды — его разобрать, отстыковать крылья и фюзеляж. Затем по частям на вертолете и внешней подвеске все это доставить на баржу, которая будет находиться в 80 километрах. Далее по реке в гидропорт "Валёк", после — в Дудинку и по Енисею в Красноярск. Для его разборки мы везем с собой все необходимые инструменты и средства. Более того, в составе экспедиции есть американец Глен Мосс, который летал на "Дугласах" в США», — рассказывал Абакумов перед стартом экспедиции.

Добравшись до самолета, исследователи стали распиливать авиалайнер и обнаружили на обшивке записи членов экипажа и пассажиров.

Как сообщают sibnovosti.ru, на внешней обшивке самолета химическим карандашом было выведено: «Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет». Вероятно, эту надпись сделал сам Тюриков.

После его ухода надписи на обшивке делал один из пассажиров, оставшихся ждать помощь в фюзеляже. «Сидим одни. Все на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело», — написал он 1 мая 1947 года.

Последняя запись датируется 11 мая — именно в этот день после 20 дней поисков команда Федора Шатрова наконец обнаружила самолет, и пришла на помощь людям.

На то, чтобы распилить самолет, подготовить его к транспортировке и установить памятный знак, у экспедиции ушел почти месяц. 29 августа «Дуглас» успешно добрался до Красноярска. Руководитель экспедиционного центра РГО Игорь Спириденко отметил, что в будущем самолет хотят восстановить до рабочего состояния. Возить пассажиров он, вероятно, уже не будет, а вот выполнять показательные полеты вполне сможет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrRuX
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/geo/pskov/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer