Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Москва "угнала" Эдуарда Соркина: у Казани отбирают авиационные мозги


16 января 2017 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС online


Позвать на подмогу испытанные кадры из Казани решил новоиспеченный молодой гендиректор «Туполева» Александр Конюхов. По данным «БИЗНЕС Online», с 1 января перебрался в Москву один из самых уважаемых местных авиастроителей — Эдуард Соркин, четверть века руководивший филиалом КБ «Туполева», а затем ставший техдиректором Казанского авиазавода. Эксперты в сердцах задаются вопросом «А кто здесь работать будет?», предрекая предприятию неминуемые проблемы.

ДИРЕКТОРСТВО В САМЫЕ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

На Казанском авиазаводе вновь кадровые перетряски в руководстве. Только если раньше при очередной смене руководителей на предприятии, посмеиваясь, говорили, что от перестановок ничего не меняется, нынешняя может стать весьма чувствительной. Как стало известно «БИЗНЕС Online», одного из самых уважаемых казанских авиастроителей — технического директора Казанского авиационного завода им. Горбунова — филиала ПАО «Туполев» (КАЗ) Эдуарда Соркина перевели в Москву. По данным наших источников, сначала он станет помощником директора центрального конструкторского бюро (ЦКБ) «Туполева», а затем возглавит его, причем в ранге заместителя генерального директора компании.

В «Туполеве» на запрос с предложением рассказать о причинах этого кадрового решения не ответили. Сам Соркин в ответ на вопрос нашего издания ответил только, что пока еще ничего не ясно. Но сведения источников «БИЗНЕС Online» о переводе в Москву подтвердил советник премьер-министра РТ по оборонно-промышленному комплексу Назир Киреев: «Пока есть информация о том, что Эдуард Матвеевич будет руководить работой всех филиалов „Туполева“ (помимо казанского это ульяновский и самарский — прим. авт.)».

Чтобы оценить работу Соркина (родился 30 июля 1952 года в Гайсине Винницкой области), надо прежде всего отметить, что он почти 24 года возглавлял казанский филиал «Туполева», причем в самые сложные времена, после развала Советского Союза. Соркин — коренной авиастроитель. В 1975 году окончил КАИ. До 1986-го последовательно был конструктором третьей, второй, первой категории в Казанском филиале машиностроительного конструкторского бюро (так зашифрованно назывался туполевский филиал). До 1990 года — начальник бригады, а далее он возглавил предприятие (с декабря 2000-го предприятие стало называться Казанским филиалом «Туполева» — конструкторским бюро, КФКБ). Но в 2014 году, после слияния КАЗа с туполевской фирмой, самостоятельность КФКБ была ликвидирована — его присоединили к заводу, Соркина назначили техническим директором КАЗа, то есть заместителем присланного Москвой директора завода Николая Савицких (одновременно он был и гендиректором «Туполева»).

Конечно, это было статусное понижение, причем не только для Соркина, но и для всего филиала (который некоторое время назывался Казанским инженерным центром — КИЦ). Впрочем, дело не только в статусе. В октябре 2014-го 200 сотрудников конструкторского отдела КИЦ подписали открытое письмо в адрес Савицких, председателя российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николая Соловьева и министра обороны Сергея Шойгу. Конструкторы категорически возражали против присоединения к КАЗу. Они предупреждали, что в этом случае в интересах производства будут подавляться интересы разработчика, а это может привести к срыву гособоронзаказа и работы над перспективными ракетоносцами.

Возможно, тогда обращение не возымело нужного действия. Вторую попытку конструкторы предприняли этой осенью. По информации «БИЗНЕС Online», они обратились в «Туполев» с предложением разделить КАЗ на конструкторский коллектив и серийный завод. И теперь руководство «Ту», судя по всему, намерено проработать этот вариант. По нашей информации, Соркин принимал непосредственное участие в организации обоих обращений.

С ПРИЦЕЛОМ НЕ ТОЛЬКО НА «ТУПОЛЕВА»?

Что касается публичности, то Соркин старается, как говорится, не светиться. С прессой он не общается, ссылаясь на запрет из головной конторы. Прорывало его только два раза.

Первый — в апреле 2011 года. Тогда глава гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани, комментируя вывод из эксплуатации самолетов Ту-154, пренебрежительно отозвался о машинах марки «Ту» вообще и напомнил, что Дмитрий Медведев (в то время — президент России) подверг резкой критике самолет Ту-214 (предположительно, во время подготовки к одному из полетов первого лица в его салоне что-то сломалось). Тогда Соркин прокомментировал «БИЗНЕС Online» ситуацию весьма эмоционально: «А он знает, что произошло с президентским Ту-214?! И вы знаете? Медведев одними намеками говорил, ничего конкретного. А то, что потом в прессе было, — это полный бред!.. Есть политика, а есть техника. Вот мы техникой занимаемся, и могу сказать, что нормальные самолеты делаем, не хуже „Боингов“, но — в таких условиях, что не дай Бог... Иранцы много летали на Ту-154 — самом надежном самолете в своем классе. Это всем известно, это статистика. И по технике к нам никогда вопросов не было. Но самолеты-то уже старые. Да и... Разве вы не видите, что кругом происходит?!»

Второй случай был в ноябре 2012-го, когда стало известно о готовящейся интеграции КАЗа и «Туполева», которая руководством Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) была названа единственно верным путем. «Честно говоря, не понимаю, зачем это нужно, — говорил Соркин „БИЗНЕС Online“. — И потом, это не мы принимаем решения, вы же сами понимаете». Собственного, после этого высказывания он и перестал общаться с журналистами.

Кстати, по нашим данным, Соркину тогда предлагали возглавить КАЗ (вместо уходящего в ОАК Васила Каюмова), но он отказался. «И правильно, — говорил наш источник. — Ему это неподъемно: завод на сегодня — огромная гиря, и если Соркин ее возьмет, он потонет. Он неплохой парень, но ему дай Бог со своим хозяйством управиться». Но сегодня техдиректор КАЗа готов взяться за груз еще более тяжелый. С чем это может быть связано?

Прежде всего надо отметить, что это кадровое назначение происходит на фоне заявлений ОАК о радикальной реформе своей структуры. Вообще, волна перемен (очередная) в корпорации началась с приходом в январе 2015 года на должность ее президента Юрия Слюсаря. Почти сразу последовала смена руководителей на ильюшинской фирме, воронежском, таганрогском и ульяновском авиазаводах. Савицких, оставшись директором КАЗа, сложил полномочия президента «Ту» — новым главой фирмы стал вице-президент ОАК по программам и стратегии Александр Конюхов, по сути, второй человек в корпорации. Обновился и руководящий состав ОАК рангом пониже.

Дальше - больше: сегодня речь идет уже о трансформации ОАК из холдинга с тремя десятками компаний в единый организм с одной акцией. 12 декабря это обсуждалось на совете директоров ОАК. «Целевая модель предполагает пошаговый переход к единой компании с формированием четырех дивизионов по созданию гражданской, военной, транспортной и специальной авиационной техники», — сообщалось по итогам заседания. «По сути, идет консолидация всех активов корпорации, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала Aviaru.net Роман Гусаров. — Думаю, перемещения, о которых вы говорите, предприняты в рамках реализации этой стратегии». То есть можно предположить, что перед Соркиным открываются перспективы пошире рамок конкретного КБ.

МОСКВА ИЩЕТ ОПЫТНОГО ТУПОЛЕВЦА

Тем не менее есть основания полагать, что первоочередная цель назначения — усиление туполевской фирмы, за которой сегодня закреплен ряд заданий первоочередной важности. Первое — ремонт и текущая модернизация ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-160. Второе — радикальная модернизация Ту-22М3, в результате которой, как уверяют, должен появиться, по сути, новый самолет. Третье — перезапуск производства Ту-160 в варианте Ту-160М2. Плюс не забудем, что фирма, по известным данным, все еще отвечает за проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации, а также за Ту-214 специального назначения, в том числе президентские и разведывательные.

Вместе с тем, как не раз отмечали эксперты, жизнь в головной туполевской фирме едва теплится и творческие возможности конструкторов КАЗа, возможно, даже превышают силы головной конторы. Жестко оценил ситуацию на «Ту» в целом постсоветского периода бывший главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк. «У вас на заводе еще специалисты остались, а у нас всех разогнали, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Разорили очень много — помимо базы почти всю проектную часть. Из-за этой ситуации много людей ушло, например, в бюро Яковлева».

«Наша авиапромышленность испытывает кадровый управленческий голод», — констатирует Гусаров. Собственно, это подтверждает и бросающийся в глаза факт отсутствия у многих руководителей ОАК и предприятий холдинга профильного образования. К тому же обычными стали назначения руководителями в складывавшиеся десятилетиями фирмы с их авиастроительными идеологиями выходцев или ставленников других школ, что создает в коллективах не самую здоровую атмосферу. Как полагает источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме, в случае с Соркиным Конюхов решил не рисковать и двинуть на ответственный технико-идеологический пост коренного туполевца с солидным производственным и управленческим опытом.

«Это однозначно лучший руководитель филиалов „Туполева“, — рассуждает источник. — Создал серьезный коллектив, мощное предприятие: производственная база хорошая, конструктора грамотные, отремонтировал здание, создал прекрасные условия для работников. И то, что при всех перипетиях и сменах руководства Соркин руководит столько лет, говорит о том, что его ценят и он дело свое знает. Ничего высокопарного, это так. Он и производственник, и конструктор, умел всегда находить компромисс между тем, что нужно производству, и требованиями, которые в конструкцию заложены. Это извечная нелегкая проблема: конструктор нарисует, а производство потом не знает, как сделать. Соркин как руководитель всегда умел решить больные проблемы... Считаю, назначение верное. Москве нужен опытный конструктор-производственник, который знает, как строятся конкретные самолеты, а не варяг какой-нибудь с „Сухого“, который не знает ни коллектива, ни условий работы „Туполева“, ни его самолетов. Думаю, в Москве фигур такого масштаба нет. Тем значимым, кто там остался, — уже хорошо за 70. Другое дело, потянет ли Соркин работу с конструкторами в Москве? Там же свой коллектив, своя аура. Впрочем, он человек коммуникабельный, никогда на конфликт не идет, старается найти компромисс. Но когда надо, свою позицию отстаивает жестко. Это достойное усиление для того, чтобы фирму Туполева не развалили — он будет отстаивать ее интересы».

Схожей точки зрения придерживается Киреев: «Напомню, в 1990 году Соркина избрали руководителем на выборах. Да, много тогда было несуразного, но посмотрите, почти все, кого таким образом избрали, ушли, Соркин — исключение. То, что он сделал, — лучшее из созданного туполевскими филиалами. Изначально у него было порядка 300 человек, а перед слиянием с КАЗом — примерно 1200. Львиная доля выпускников КАИ по самолетостроению хотела идти к Соркину, правда, когда КБ присоединили к заводу, количество желающих поубавилось... Он одним из первых в стране перевел почти всю работу на цифровые методы. Его ребята постоянно в работе и сегодня обладают наибольшим опытом в российском самолетостроении (больше, возможно, только у тех, кто занимается МС-21). По ряду вопросов — владению технологиями, умению решать вопросы с производством — подопечные Соркина впереди даже туполевского ЦКБ. И то, что Соркина забирают в головную фирму, — тоже показатель работы филиала и его руководителя».

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДВА КРАЙНИХ ТУ-160, И ИЗ ЧЕГО ВЫРАСТЕТ ТУ-160М2

Но не получится ли так, что, уходя на повышение, Соркин бросает свой конструкторский коллектив на произвол судьбы? По данным нашего источника — нет: «Знаю, что он хочет восстановить в Казани самостоятельный филиал, вопрос во времени — на сколько затянется процесс». «Человек с таким багажом практической работы, конечно, для Татарстана представляет очень большую ценность, — подчеркивает Киреев. — И я даже высказался в духе „А кто здесь работать будет?“. Но и дал наказ возродить КБ. Оно должно быть возвращено: „Туполев“ здесь должен быть представлен конструкторами полноценно».

Тем не менее уход Соркина станет пусть не ударом, но испытанием для конструкторского крыла КАЗа да и для завода в целом.

«Работа не остановится, но проблемы будут, — уверен источник. — Наверное, кто-то из местных может его заменить. Тяжелый вопрос, но не неразрешимый. Если будут восстанавливать филиал, думаю, руководителя надо ставить из местных. А вот на должность технического директора могут и из Москвы кого-то прислать. Трое таких на завод уже приехали: ходят, пальцы гнут, всех строят. Камазовцы (команда Каюмова — прим. авт.) тоже, помню, всех строили, говорили, что по 6 самолетов в год будут сдавать...»

Возможным преемником Соркина в обоих ипостасях называют нынешнего заместителя технического директора, 66-летнего Сергея Шмарова. «Он коренной авиастроитель, обладает большим опытом, — характеризует Шмарова Киреев. — Очень талантливый и очень простой. Его главное достоинство — он знает весь самолет. Сегодня распространены специалисты, которые знают только свой агрегат, узел, и совсем немного людей, которые, как Шмаров, понимают самолет от и до. Прежде всего говорю о Ту-160. Шмарову, безусловно, надо занести в актив работу с ним, в частности, историю со строительством и сдачей двух крайних машин. Когда Борис Николаевич Ельцин объявил, что правительство больше не будет закупать Ту-160 (это было в 1992 году — прим. авт.), ваш покорный слуга по поручению Минтимера Шариповича Шаймиева поехал в Москву, в итоге мы отстояли четыре задела по Ту-160, находившихся в разной степени готовности. И когда на заводе работы не было, мы протолкнули достройку двух самолетов (сданы в 2000-м и 2008 годах — прим. авт.). То, что эти машины появились, — заслуга филиала, завода, его работников, тогдашнего гендиректора Наиля Хайруллина и личная заслуга, в том числе, Шмарова. И в целом старой гвардии КБ и завода, 38 человек которой потом, после смены руководства предприятия, уволили. Они знали ценность этих заделов, убеждали кого надо, а мы помогали с финансированием минобороны».

Интересно, но, по словам Киреева, неверна проскочившая в СМИ информация о том, что оставшиеся два задела не поднимутся в воздух, — возрождение производства Ту-160 начнется именно с них. «Вообще до 2023 года не может появиться ни одного нового фюзеляжа», — подчеркивает советник премьера РТ. Между тем первый полет Ту-160М2 назначен уже на 2020 год, и руководству авиапрома есть резон отправлять на передний край истинных туполевцев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8Ywo
По ссылке http://perevozki.youdo.com/cars/avtovoz/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer