Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить"


17 января 2017 года Алла Салькова, Газета.Ru


170 лет назад родился «отец русской авиации» Николай Жуковский, создавший основы аэродинамики, открывший истинный механизм воздействия воздуха на движущиеся в нем тела различной геометрической формы. Его научная деятельность ознаменовала начало новой эпохи развития теоретической механики. О жизни и научных достижениях ученого — в материале «Газеты.Ru».

Николай Жуковский родился 17 января 1847 года в деревне Орехово Владимирской губернии (ныне Собинский район Владимирской области) в семье Егора Жуковского, инженера-путейца из рода мелкопоместных дворян. Кроме него в семье было еще трое детей. По рассказам русского и советского ученого-механика Леонида Лейбензона, именно под влиянием отца Жуковский заинтересовался техническими науками. «Несомненно, что своими беседами и рассказами он оказал известное влияние на чисто инженерное направление ума своего впечатлительного сына, и от него-то Николай Егорович унаследовал свою необыкновенную техническую интуицию», — писал он.

В феврале 1858 года Жуковский поступил в 4-ю Московскую гимназию. Он был лучшим учеником по алгебре, геометрии и естественным наукам, но не мог совладать с иностранными языками, особенно латынью и немецким. «Когда меня вызывал немец к доске, я так трусил, что все забывал, даже заикаться, бывало, начинаешь... — вспоминал Жуковский. — А немец клетчатым платком лысину трет и только кряхтит: «Путаете, путаете», после чего в журнале красовалась единица».

Тем не менее затруднения не помешали ему в 1864 году окончить обучение с серебряной медалью и без экзаменов поступить на физико-математический факультет Московского университета (ныне МГУ). После его окончания в 1868 году Жуковский пытался учиться в Петербургском институте путей сообщения, где раньше обучался его отец и куда Жуковский мечтал поступить, еще пока учился в гимназии, но из-за нехватки денег на обучение у него тогда не было такой возможности.

«Вчера сообщили мне, что я буду принят и утвержден на первой конференции, но тем не менее могу посещать лекции с понедельника, — писал он родителям 13 ноября 1868 года. — Лекции эти не очень важны.

Вся суть в одном черчении: на него-то я и намерен исключительно приналечь. Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить».

Однако при зачислении в институт Жуковского не освободили от сдачи тех научных дисциплин, которые он изучал в университете. Ему пришлось заниматься одновременно по большому количеству предметов, что мешало сосредоточиться на тех, которые ему были интересны. Успехи в черчении он делал довольно слабые, да еще и постоянно болел.

После того как преподаватели института отклонили ряд чертежей Жуковского, он решил оставить его и вернулся в Орехово. Отдохнув и поправив здоровье, он стал задумываться о будущем. В августе 1870 года он начал читать лекции по физике во 2-й женской гимназии, а еще через год получил степень магистра и стал преподавать математику и механику в Московском высшем техническом училище (ныне МГТУ имени Баумана).

Жуковский был автором почти 200 работ по гидро- и аэромеханике, теоретической и прикладной механике, истории науки.

Первая из них вышла в 1876 году, когда ему было 29 лет. За исследование «О прочности движения» он получил докторскую степень в прикладной математике в 1882 году, а в 1885-м был утвержден в должности приват-доцента (примерно соответствует положению сотрудника кафедры, ожидающего появления вакансии профессора). В следующем году он стал экстраординарным профессором кафедры механики Московского университета, а с 1887 года руководил кафедрой механики МВТУ.

Начиная с первых лет научной деятельности он исследовал вопросы из областей общей механики, механики твердого тела, гидродинамики, астрономии. Он изучал вопрос об ударе твердых тел, о гироскопических приборах и маятниках, дал геометрическую интерпретацию общего случая движения твердого тела вокруг неподвижной точки. Работа в МВТУ сблизила его с передовыми инженерами и ознакомила с кругом технических задач того времени.

Занимало Жуковского и воздухоплавание.

На шестом съезде русских врачей и естествоиспытателей он заинтересовался докладом Дмитрия Менделеева, посвященным механике жидкостей и воздухоплаванию, сопровождавшимся демонстрацией различных моделей.

Когда в 1882 году смог подняться в воздух один из первых самолетов, построенный русским изобретателем Александром Можайским, выяснилась и основная теоретическая задача — установить весь процесс взаимодействия летательного аппарата с воздухом, в частности, научиться вычислять точно подъемную силу. Жуковский взялся за решение этого вопроса и смог разработать методы точных расчетов для решения всех задач, относящихся к развитию аэронавтики.

Наиболее важных результатов Жуковский достиг в области аэромеханики, за что Ленин называл его «отцом русской авиации».

Здесь Жуковскому принадлежали все основные идеи, которые и сейчас остаются основополагающими для деятельности ученых и инженеров в области авиации. Он исследовал парение различных моделей, заложил основы теории расчета и подъемной силы крыла самолета, доказал, что изогнутая форма профиля крыла более выгодна, чем плоская, создал вихревую теорию гребного винта. Исследовал он и вопросы прочности самолетов.

К исследованиям Жуковский часто привлекал молодежь. Осенью 1909 года он открыл при Императорском училище правоведения научный воздухоплавательный кружок, где со студентами занимался теоретическими и экспериментальными исследованиями авиационных проблем. Под его руководством они проектировали и изготовляли аэродинамические трубы, измерительную аппаратуру, планеры и модели самолетов, которые сами же и испытывали. В этом кружке учился управлять планером и Андрей Туполев, впоследствии ставший известным авиаконструктором.

В января 1911 года Жуковский выступил с речью в Политехническом музее. «Когда человек прошел уже большую часть своего жизненного пути, — говорил он, — тогда перед его умственным взором невольно встает то, что составляло главное содержание его жизни.

Для меня главный жизненный интерес сосредотачивался на возлюбленной мною науке — механике».

После начала Первой мировой войны при участии Жуковского в МВТУ велись курсы подготовки военных летчиков, где слушатели изучали теоретические основы авиации. За три года их окончили 242 человека. Там же, в МВТУ, Жуковский и его ученики проводили исследования в области авиационного бомбометания.

В 1918 году при активном участии Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический институт, сейчас носящий его имя, в 1920-м — Московский авиатехникум (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского). Также в 1920 году был издан декрет Совета народных комиссаров за подписью В.И. Ленина об учреждении премии им. Н.Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого ученого. Однако в феврале Жуковский заболел воспалением легких, в июне перенес удар, в конце года подхватил брюшной тиф, под Новый год случился еще один удар. 17 марта 1921 года он скончался. Похоронен Жуковский был на кладбище Донского монастыря в Москве.

Сейчас в честь Жуковского назван город в Московской области и микрорайон в Харькове, его имя носят премии и стипендии, учебные заведения и кафедры. Также имя Жуковского присвоено кратеру на обратной стороне Луны.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvTcH
Здесь http://courier.youdo.com/food-delivery/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer