Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


В гостях у авиационного классика


09.01.17 16:15 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


В последние годы коллеги из ГосНИИ ГА и автор этого материала в предновогодние дни традиционно встречаются с выдающимся авиаконструктором, многолетним Главным конструктором самолета Ту-154 Александром Сергеевичем Шенгардтом. Не стал исключением и декабрь 2016 г. Дружеское чаепитие с Александром Сергеевичем плавно перешло в своеобразный мини круглый стол с обсуждением актуальных проблем отечественной авиации.

Авиаторам старшего и среднего поколений наверняка хорошо известно об основных этапах профессиональной деятельности Александра Сергеевича Шенгардта, его большом вкладе в развитие отечественной авиации. Все же позволю себе сказать несколько слов об этом замечательном человеке, которому в июне 2016 г. исполнился 91 год. 

После окончания Московского авиационного технологического института он с 1948 г. (почти 70 лет!), работает в ОКБ А.Н. Туполева. Принимал участие в проектировании самолетов Ту-80, Ту-14, «82», Ту-85, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114, «91», Ту-22. В 50-х гг. занимался беспилотной техникой. 

В 1960-1971 гг. – ведущий конструктор самолета Ту-134. С 1971 года деятельность А.С. Шенгардта связана с самолетом Ту-154: ведущий конструктор, начальник отдела. С 1975 г. в течение 36 лет (!) – главный конструктор самолета Ту-154. С января 2012 г. Александр Сергеевич – советник Генерального директора ПАО «Туполев». Лауреат Ленинской премии, Заслуженный конструктор Российской Федерации. 

Автору этих строк особенно важно и почетно то, что Александр Сергеевич Шенгардт в течении многих лет является членом редакционного Совета и автором интересных, острых и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз».

В этот раз во встрече с А.С. Шенгардтом и его учеником и преемником, главным конструктором ПАО «Туполев» Андреем Гришиным участвовал известный авиационный руководитель, заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг. Виктор Васильевич Горлов. 

Следует сказать, что все гости Александра Сергеевича на протяжении своей профессиональной деятельности были связаны с самолетами «Ту», в том числе Ту-154. В.В. Горлов работал начальником АТБ, главным инженером Приволжского УГА, заместителем начальника ГосНИИ ГА. Будучи заместителем министра гражданской авиации СССР и заместителем руководителя федеральных авиационных органов, непосредственно отвечал, наряду с другими вопросами, за обеспечение технической эксплуатации воздушных судов отечественной гражданской авиации, включая Ту-154, который в тот период выполнял до 50% пассажирооборота. 

Сфера научных интересов генерального директора ГосНИИ ГА, доктора технических наук, профессора Василия Шапкина и его коллег по институту, кандидатов наук Сергея Диогенова и Александра Семина, в значительной степени связана с научным сопровождением эксплуатации самолетов Ту-154. 

Автор статьи также начинал свою работу в авиации с технического обслуживания самолетов Ту-104 в АТБ Домодедово, а в последующие годы занимался вопросами технической эксплуатации и ремонта самолетов Ту-154 и Ту-134 в МГА СССР. 

Необходимо сказать, что Александр Сергеевич, несмотря на солидный возраст, живет не только и не столько воспоминаниями о своем славном пути (а ему есть что вспомнить и чем гордиться), но, прежде всего, его волнуют сегодняшние проблемы отечественной авиации. Так, например, он достаточно эмоционально говорит о роли конструктора в авиастроении. Он считает, что настоящий конструктор не должен и не может ошибаться и выдавать непродуманных решений. Как им образно сказано на нашей встрече: «конструктор – это не просто главный специалист в авиации, это – образ жизни, случайный человек не может быть настоящим конструктором». Думается, что этот тезис чрезвычайно актуален и сегодня.

А.С. Шенгардт с большим сожалением говорил и о нереализованных проектах самолетов с использованием альтернативных видов топлива, в частности, сжиженного природного газа (СПГ). Он напомнил, что наша страна в 80-е гг. была одним из лидеров в этой области. Достаточно вспомнить проект экспериментального Ту-155 на СПГ, которым заинтересовались многие страны, а также сравнительно недавние предложения туполевской фирмы по созданию регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива (подробнее об этом в статье А.С. Шенгардта «Не опоздать бы…» в журнале «АвиаСоюз» №5 2016 г.).

Еще одна тема, которая оживленно обсуждалась А.С. Шенгардтом и другими участниками встречи – совершенствование структуры управления авиационной промышленности. Конечно, сегодня она далеко не оптимальна и не очень эффективна, но, по мнению Александра Сергеевича, в современных условиях совсем не очевидна необходимость воссоздания Министерства авиационной промышленности. И связано это, не в последнюю очередь, с профессиональным уровнем высших управленческих кадров, многие из которых не имеют ни авиационного образования, ни производственного опыта в авиационной сфере. Как тут не вспомнить легендарного министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева, который прошел в авиастроении все ступени: инженер на авиационном заводе, директор предприятия, заместитель министра. И еще, по мнению участников встречи, руководители авиационной отрасли должны быть ее патриотами, а не временщиками в ней. Может быть, с этим, в значительной степени, связана и трудная судьба нереализованных до конца проектов самолетов Ту-334 и Ту-204СМ.

По мнению В.В. Горлова, интересен опыт взаимодействия МАП и МГА в вопросах поддержания эксплуатации гражданской авиационной техники. Одним из важных инструментов являлись регулярные летно-технические конференции по ведущим типам воздушных судов, в том числе по Ту-154, которые иногда проводились с участием министров, позволяя решать важнейшие вопросы оперативно, без бюрократической волокиты. Наверное, стоит продолжить эту практику и сегодня.

В.С. Шапкин отметил важность многолетнего взаимодействия ОКБ А.Н. Туполева и ГосНИИ ГА в поддержании летной годности самолетов Ту-154, которые несколько десятилетий были основным парком гражданских воздушных судов. Одна из весомых совместных работ, реализованная в начале 2000-х гг., – создание и внедрение системы безремонтной эксплуатации самолетов Ту-154, а также внедрение метода эксплуатации «по состоянию» систем и агрегатов самолета Ту-154. Это позволило значительно повысить эффективность и безопасность Ту-154 в эксплуатации, учитывая, что в тот период парк этих воздушных судов продолжал нести на себе еще большой объем авиаперевозок. Да и сегодня, особенно в государственной авиации, эксплуатируются десятки самолетов Ту-154. По мнению Василия Шапкина, накопленный ГосНИИ ГА и ОКБ  опыт поддержания летной годности Ту-154 необходимо использовать и при поступлении в эксплуатацию новых воздушных судов. 

Общение с Александром Сергеевичем было очень интересным, поучительным, порою эмоциональным и, несмотря на остроту обсуждавшихся проблем, закончилось на мажорной ноте. Все-таки у отечественной авиации великая история и огромный потенциал. И, как отметил главный конструктор ПАО «Туполев» Андрей Гришин, вызывает определенный оптимизм то, что в последнее время в авиационную отрасль приходят молодые, талантливые, вооруженные современными знаниями специалисты, способные создавать самую передовую авиационную технику. И яркий пример для них служения отечественной авиации – личность нашего выдающегося современника Александра Сергеевич Шенгардта.

Хочется пожелать Александру Сергеевичу здоровья, бодрости, сохранения присущей ему светлой энергетики, плодотворно влияющей на его коллег и единомышленников! 

Ждем ваших интересных и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз»!



комментарии (0):










Материалы рубрики

Мария Тодорова, Марина Кочетова
Известия
Структура Газпромбанка поищет деньги в небе
Олег Смирнов
Журнал "Гражданская авиация", февраль 2017
Ломать – не строить, или предштопорный полет
Дмитрий Литовкин
Известия
Пилотам выдали летные органайзеры
Алексей Рамм
Известия
"Медведи" наведут "Прометеи"
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Бизнесу открывают космос
Евгений Девятьяров
Известия
Российские самолеты оснастят подводным оборудованием
Екатерина Геращенко, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Росавиацию пристраивают в закон

RNS
План перезапуска «Трансаэро» не нашел поддержки основных банков-кредиторов



Валентина Ефремова, Максим Стругов
КоммерсантЪ - Пермь
У МЧС не включились посадочные огни
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Между Таджикистаном и Узбекистаном произошел недолет
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
На "Вертолеты России" денег у арабов не хватило
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Ульяновск
«Хелипорту» разрешили полеты

М24
Экипажу самолетов нужно разрешить оказывать сопротивление дебоширам

Business FM
Авиабилет за полцены, но без точного времени вылета – мощный удар по конкурентам на непопулярных маршрутах

М24
Черная метка. Эксперты – о создании стоп-листа авиадебоширов
Екатерина Кособокова
КоммерсантЪ - Самара
Самара влетела в программу
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Выставку хотят взять числом и боевым опытом
Александр Воронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Три года без права перелета
Роман Азанов, Дмитрий Решетников
ТАСС
Aero India 2017: российские результаты индийского авиасалона
Анастасия Веденеева, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
В Египет со своей безопасностью
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Тариф "безвременный"
Кирилл Яблочкин
Телеканал "Звезда"
МиГ пятого поколения: каким будет новый российский истребитель?
Лукаш Визингр (Lukáš Visingr)
Echo24 (перевод InoСМИ)
Авиации держав на перепутье
Евгений Девятьяров
Известия
Частные пилоты смогут подработать авиатаксистами
Евгений Девятьяров
Известия
«Иркут» регистрирует товарный знак МС-21
Екатерина Кособокова
КоммерсантЪ - Самара
Самара влетела в программу
Александра Викулова, Алексей Сорокин
КоммерсантЪ
Росавиация сэкономила для ПФО
Анастасия Дагаева
Forbes
Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Уроки Дементьева
Марина Юршина
Известия
Компенсации авиапассажирам вырастут в несколько раз
Александр Воронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
На самолетах повышают градус трезвости
Ренат Закиев, Сергей Птичкин
Российская газета
Переходим на гиперзвук
Владислав Пузырев
RNS
Россия представила перспективное оружие в Индии
Михаил Иванов
Газета.Ru
В деле MH17 опять появился «Хмурый»
Дмитрий Косырев
РИА Новости
Летающий китайский автомобиль сделает Америку снова великой
Сергей Титов
Forbes
Роман Троценко может стать владельцем 10% Пулково
Евгений Девятьяров
Известия
Беспилотники соберут воедино

BFM
Сухой закон на борту: алкоголь из duty free полетит в багаже?
Роберт Фарли (Robert Farley)
The National Interest (перевод InoСМИ)
МиГ-21: лучший российский истребитель за всю историю?
Анатолий Караваев
Газета.Ru
Шашки уходят в небо
Павел Котляр
Газета.Ru
Президентский "Ил" застрял из-за транзистора
Наталья Граф, Наталия Ячменникова
Российская газета
Крутящий момент
Михаил Ходаренок, Максим Солопов
Газета.Ru
Китай спасет двигатель Ми-26
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
Китайский авианосец вооружается катапультами
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
На честном слове и Росрезерве
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин оставил Иран без себя
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Пекин свяжет Москву с Киевом

КоммерсантЪ
Прилетел и обещал еще
Геннадий Зубов
Газета.Ru
Вертолет сдуло в озеро
Михаил Рычагов
Телеканал "Звезда"
Лазерные гироскопы и коллиматорные индикаторы: чем оборудована российская авиация
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100