Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


В гостях у авиационного классика


09.01.17 16:15 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


В последние годы коллеги из ГосНИИ ГА и автор этого материала в предновогодние дни традиционно встречаются с выдающимся авиаконструктором, многолетним Главным конструктором самолета Ту-154 Александром Сергеевичем Шенгардтом. Не стал исключением и декабрь 2016 г. Дружеское чаепитие с Александром Сергеевичем плавно перешло в своеобразный мини круглый стол с обсуждением актуальных проблем отечественной авиации.

Авиаторам старшего и среднего поколений наверняка хорошо известно об основных этапах профессиональной деятельности Александра Сергеевича Шенгардта, его большом вкладе в развитие отечественной авиации. Все же позволю себе сказать несколько слов об этом замечательном человеке, которому в июне 2016 г. исполнился 91 год. 

После окончания Московского авиационного технологического института он с 1948 г. (почти 70 лет!), работает в ОКБ А.Н. Туполева. Принимал участие в проектировании самолетов Ту-80, Ту-14, «82», Ту-85, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114, «91», Ту-22. В 50-х гг. занимался беспилотной техникой. 

В 1960-1971 гг. – ведущий конструктор самолета Ту-134. С 1971 года деятельность А.С. Шенгардта связана с самолетом Ту-154: ведущий конструктор, начальник отдела. С 1975 г. в течение 36 лет (!) – главный конструктор самолета Ту-154. С января 2012 г. Александр Сергеевич – советник Генерального директора ПАО «Туполев». Лауреат Ленинской премии, Заслуженный конструктор Российской Федерации. 

Автору этих строк особенно важно и почетно то, что Александр Сергеевич Шенгардт в течении многих лет является членом редакционного Совета и автором интересных, острых и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз».

В этот раз во встрече с А.С. Шенгардтом и его учеником и преемником, главным конструктором ПАО «Туполев» Андреем Гришиным участвовал известный авиационный руководитель, заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг. Виктор Васильевич Горлов. 

Следует сказать, что все гости Александра Сергеевича на протяжении своей профессиональной деятельности были связаны с самолетами «Ту», в том числе Ту-154. В.В. Горлов работал начальником АТБ, главным инженером Приволжского УГА, заместителем начальника ГосНИИ ГА. Будучи заместителем министра гражданской авиации СССР и заместителем руководителя федеральных авиационных органов, непосредственно отвечал, наряду с другими вопросами, за обеспечение технической эксплуатации воздушных судов отечественной гражданской авиации, включая Ту-154, который в тот период выполнял до 50% пассажирооборота. 

Сфера научных интересов генерального директора ГосНИИ ГА, доктора технических наук, профессора Василия Шапкина и его коллег по институту, кандидатов наук Сергея Диогенова и Александра Семина, в значительной степени связана с научным сопровождением эксплуатации самолетов Ту-154. 

Автор статьи также начинал свою работу в авиации с технического обслуживания самолетов Ту-104 в АТБ Домодедово, а в последующие годы занимался вопросами технической эксплуатации и ремонта самолетов Ту-154 и Ту-134 в МГА СССР. 

Необходимо сказать, что Александр Сергеевич, несмотря на солидный возраст, живет не только и не столько воспоминаниями о своем славном пути (а ему есть что вспомнить и чем гордиться), но, прежде всего, его волнуют сегодняшние проблемы отечественной авиации. Так, например, он достаточно эмоционально говорит о роли конструктора в авиастроении. Он считает, что настоящий конструктор не должен и не может ошибаться и выдавать непродуманных решений. Как им образно сказано на нашей встрече: «конструктор – это не просто главный специалист в авиации, это – образ жизни, случайный человек не может быть настоящим конструктором». Думается, что этот тезис чрезвычайно актуален и сегодня.

А.С. Шенгардт с большим сожалением говорил и о нереализованных проектах самолетов с использованием альтернативных видов топлива, в частности, сжиженного природного газа (СПГ). Он напомнил, что наша страна в 80-е гг. была одним из лидеров в этой области. Достаточно вспомнить проект экспериментального Ту-155 на СПГ, которым заинтересовались многие страны, а также сравнительно недавние предложения туполевской фирмы по созданию регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива (подробнее об этом в статье А.С. Шенгардта «Не опоздать бы…» в журнале «АвиаСоюз» №5 2016 г.).

Еще одна тема, которая оживленно обсуждалась А.С. Шенгардтом и другими участниками встречи – совершенствование структуры управления авиационной промышленности. Конечно, сегодня она далеко не оптимальна и не очень эффективна, но, по мнению Александра Сергеевича, в современных условиях совсем не очевидна необходимость воссоздания Министерства авиационной промышленности. И связано это, не в последнюю очередь, с профессиональным уровнем высших управленческих кадров, многие из которых не имеют ни авиационного образования, ни производственного опыта в авиационной сфере. Как тут не вспомнить легендарного министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева, который прошел в авиастроении все ступени: инженер на авиационном заводе, директор предприятия, заместитель министра. И еще, по мнению участников встречи, руководители авиационной отрасли должны быть ее патриотами, а не временщиками в ней. Может быть, с этим, в значительной степени, связана и трудная судьба нереализованных до конца проектов самолетов Ту-334 и Ту-204СМ.

По мнению В.В. Горлова, интересен опыт взаимодействия МАП и МГА в вопросах поддержания эксплуатации гражданской авиационной техники. Одним из важных инструментов являлись регулярные летно-технические конференции по ведущим типам воздушных судов, в том числе по Ту-154, которые иногда проводились с участием министров, позволяя решать важнейшие вопросы оперативно, без бюрократической волокиты. Наверное, стоит продолжить эту практику и сегодня.

В.С. Шапкин отметил важность многолетнего взаимодействия ОКБ А.Н. Туполева и ГосНИИ ГА в поддержании летной годности самолетов Ту-154, которые несколько десятилетий были основным парком гражданских воздушных судов. Одна из весомых совместных работ, реализованная в начале 2000-х гг., – создание и внедрение системы безремонтной эксплуатации самолетов Ту-154, а также внедрение метода эксплуатации «по состоянию» систем и агрегатов самолета Ту-154. Это позволило значительно повысить эффективность и безопасность Ту-154 в эксплуатации, учитывая, что в тот период парк этих воздушных судов продолжал нести на себе еще большой объем авиаперевозок. Да и сегодня, особенно в государственной авиации, эксплуатируются десятки самолетов Ту-154. По мнению Василия Шапкина, накопленный ГосНИИ ГА и ОКБ  опыт поддержания летной годности Ту-154 необходимо использовать и при поступлении в эксплуатацию новых воздушных судов. 

Общение с Александром Сергеевичем было очень интересным, поучительным, порою эмоциональным и, несмотря на остроту обсуждавшихся проблем, закончилось на мажорной ноте. Все-таки у отечественной авиации великая история и огромный потенциал. И, как отметил главный конструктор ПАО «Туполев» Андрей Гришин, вызывает определенный оптимизм то, что в последнее время в авиационную отрасль приходят молодые, талантливые, вооруженные современными знаниями специалисты, способные создавать самую передовую авиационную технику. И яркий пример для них служения отечественной авиации – личность нашего выдающегося современника Александра Сергеевич Шенгардта.

Хочется пожелать Александру Сергеевичу здоровья, бодрости, сохранения присущей ему светлой энергетики, плодотворно влияющей на его коллег и единомышленников! 

Ждем ваших интересных и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз»!



комментарии (0):










Материалы рубрики

Николай Сергеев, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Гендиректор ФЛК вернулся из-за проблем с деньгами
Ирек Муртазин
Новая Газета
Крылья на родину

ТАСС
Дешево летать в Европу через Калининград: когда это случится
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиабилеты держатся на низком эшелоне
Лилия Пономарева
КоммерсантЪ
Нам бы в небо
Валерия Хамраева
РИА Новости
Ту на Ту: рискнет ли Минобороны радикально обновить авиапарк
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Жилье подскока
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
Первым делом самолеты: сделает ли Сергей Шойгу царский подарок Минтимеру Шаймиеву?



Владимир Карнозов
Промышленный еженедельник
МС-21: Взлет по готовности

ИА REGNUM
Курган: "Аэропорт в контакт с пассажирами не вступает"
Татьяна Шадрина
Российская газета
Научат летать
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова, Александра Жаркова-Джорджевич
КоммерсантЪ
Минобороны призывает новых гражданских
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
США скрывают "Доблесть"
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
Аэропорты хотят связать струнами
Алексей Коваленок, Анна Иванова
РБК
Собственные самолеты "Почты России" будут летать в Пекин, Чанчунь, Харбин
Александра Жаркова-Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военные самолеты нашли общую цель
Алексей Топоров
Взгляд
Прокурор попросил для соратника Березовского восемь лет тюрьмы
Алексей Соколов
КоммерсантЪ
Деньги на воздух
Михаил Рычагов
Телеканал Звезда
Неуязвимый "Белый лебедь": Ту-160 получит защиту от всех ракет
Илья Крамник
Lenta.ru
Сколько стоит вертолет
Екатерина Еременко
КоммерсантЪ - Иркутск
Иркутская область претендует на вылет
Владислав Новый, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
«Почту России» приземляют
Алексей Рамм
Известия
«Супер-МиГ» представят в конце января
Алексей Рамм
Известия
Су-35 получили сверхточные всепогодные прицелы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Разбор облетов

ИА REGNUM
Аэропорт "Иваново" готов к бесперебойной работе: готов ли к развитию?
Дмитрий Литовкин
Известия
МАКС перелетел на июль
Алла Салькова
Газета.Ru
"Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить"
Наталья Саванкова
Российская газета
Регионы ПФО начали переговоры по продлению субсидируемых авиаперевозок
Анна Павлова
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
Жесткая посадка
Дмитрий Литовкин
Известия
Новый трансформер поборется за госзаказ
Елена Платонова
Газета.Ru
Лоукостеры празднуют победу
Сайхан Цинцаев
Газета.Ru
Тайна Boeing залегла на дно
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиационный транспорт
Татьяна Кирсанова
Lenta.ru
Туманный заход
Тимур Латыпов
БИЗНЕС online
Москва "угнала" Эдуарда Соркина: у Казани отбирают авиационные мозги
Евгений Девятьяров
Известия
ОАК получила деньги на новый самолет
Светлана Рябова
Дело
Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Задержки "Аэрофлота" заметили в прокуратуре
Владислав Куликов
Российская газета
Игра на вылет
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
ОАК произвела взаимовыгодную рокировку
Александр Черных
КоммерсантЪ
Рейс перекрестился
Геннадий Зубов, Герман Петелин
Газета.Ru
Минобороны перетягивает канат
Надежда Емельянова
КоммерсантЪ - Пермь
Без взлета и посадки
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа без внешнего воздействия
Игорь Елков
Российская газета
Слухи о "массово нелетающих Superjet" оказались преувеличенными
Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
"Уральские авиалинии" продолжают судебное пикирование
Екатерина Борисенкова, Сергей Петунин, Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
В ПФО нелетная погода
Дмитрий Камаев
КоммерсантЪ - Пермь
Юго-восточные асы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"ЮТэйр" ждет ухудшения ситуации на авиарынке
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100