Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В гостях у авиационного классика


09.01.17 16:15 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


В последние годы коллеги из ГосНИИ ГА и автор этого материала в предновогодние дни традиционно встречаются с выдающимся авиаконструктором, многолетним Главным конструктором самолета Ту-154 Александром Сергеевичем Шенгардтом. Не стал исключением и декабрь 2016 г. Дружеское чаепитие с Александром Сергеевичем плавно перешло в своеобразный мини круглый стол с обсуждением актуальных проблем отечественной авиации.

Авиаторам старшего и среднего поколений наверняка хорошо известно об основных этапах профессиональной деятельности Александра Сергеевича Шенгардта, его большом вкладе в развитие отечественной авиации. Все же позволю себе сказать несколько слов об этом замечательном человеке, которому в июне 2016 г. исполнился 91 год. 

После окончания Московского авиационного технологического института он с 1948 г. (почти 70 лет!), работает в ОКБ А.Н. Туполева. Принимал участие в проектировании самолетов Ту-80, Ту-14, «82», Ту-85, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114, «91», Ту-22. В 50-х гг. занимался беспилотной техникой. 

В 1960-1971 гг. – ведущий конструктор самолета Ту-134. С 1971 года деятельность А.С. Шенгардта связана с самолетом Ту-154: ведущий конструктор, начальник отдела. С 1975 г. в течение 36 лет (!) – главный конструктор самолета Ту-154. С января 2012 г. Александр Сергеевич – советник Генерального директора ПАО «Туполев». Лауреат Ленинской премии, Заслуженный конструктор Российской Федерации. 

Автору этих строк особенно важно и почетно то, что Александр Сергеевич Шенгардт в течении многих лет является членом редакционного Совета и автором интересных, острых и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз».

В этот раз во встрече с А.С. Шенгардтом и его учеником и преемником, главным конструктором ПАО «Туполев» Андреем Гришиным участвовал известный авиационный руководитель, заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг. Виктор Васильевич Горлов. 

Следует сказать, что все гости Александра Сергеевича на протяжении своей профессиональной деятельности были связаны с самолетами «Ту», в том числе Ту-154. В.В. Горлов работал начальником АТБ, главным инженером Приволжского УГА, заместителем начальника ГосНИИ ГА. Будучи заместителем министра гражданской авиации СССР и заместителем руководителя федеральных авиационных органов, непосредственно отвечал, наряду с другими вопросами, за обеспечение технической эксплуатации воздушных судов отечественной гражданской авиации, включая Ту-154, который в тот период выполнял до 50% пассажирооборота. 

Сфера научных интересов генерального директора ГосНИИ ГА, доктора технических наук, профессора Василия Шапкина и его коллег по институту, кандидатов наук Сергея Диогенова и Александра Семина, в значительной степени связана с научным сопровождением эксплуатации самолетов Ту-154. 

Автор статьи также начинал свою работу в авиации с технического обслуживания самолетов Ту-104 в АТБ Домодедово, а в последующие годы занимался вопросами технической эксплуатации и ремонта самолетов Ту-154 и Ту-134 в МГА СССР. 

Необходимо сказать, что Александр Сергеевич, несмотря на солидный возраст, живет не только и не столько воспоминаниями о своем славном пути (а ему есть что вспомнить и чем гордиться), но, прежде всего, его волнуют сегодняшние проблемы отечественной авиации. Так, например, он достаточно эмоционально говорит о роли конструктора в авиастроении. Он считает, что настоящий конструктор не должен и не может ошибаться и выдавать непродуманных решений. Как им образно сказано на нашей встрече: «конструктор – это не просто главный специалист в авиации, это – образ жизни, случайный человек не может быть настоящим конструктором». Думается, что этот тезис чрезвычайно актуален и сегодня.

А.С. Шенгардт с большим сожалением говорил и о нереализованных проектах самолетов с использованием альтернативных видов топлива, в частности, сжиженного природного газа (СПГ). Он напомнил, что наша страна в 80-е гг. была одним из лидеров в этой области. Достаточно вспомнить проект экспериментального Ту-155 на СПГ, которым заинтересовались многие страны, а также сравнительно недавние предложения туполевской фирмы по созданию регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива (подробнее об этом в статье А.С. Шенгардта «Не опоздать бы…» в журнале «АвиаСоюз» №5 2016 г.).

Еще одна тема, которая оживленно обсуждалась А.С. Шенгардтом и другими участниками встречи – совершенствование структуры управления авиационной промышленности. Конечно, сегодня она далеко не оптимальна и не очень эффективна, но, по мнению Александра Сергеевича, в современных условиях совсем не очевидна необходимость воссоздания Министерства авиационной промышленности. И связано это, не в последнюю очередь, с профессиональным уровнем высших управленческих кадров, многие из которых не имеют ни авиационного образования, ни производственного опыта в авиационной сфере. Как тут не вспомнить легендарного министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева, который прошел в авиастроении все ступени: инженер на авиационном заводе, директор предприятия, заместитель министра. И еще, по мнению участников встречи, руководители авиационной отрасли должны быть ее патриотами, а не временщиками в ней. Может быть, с этим, в значительной степени, связана и трудная судьба нереализованных до конца проектов самолетов Ту-334 и Ту-204СМ.

По мнению В.В. Горлова, интересен опыт взаимодействия МАП и МГА в вопросах поддержания эксплуатации гражданской авиационной техники. Одним из важных инструментов являлись регулярные летно-технические конференции по ведущим типам воздушных судов, в том числе по Ту-154, которые иногда проводились с участием министров, позволяя решать важнейшие вопросы оперативно, без бюрократической волокиты. Наверное, стоит продолжить эту практику и сегодня.

В.С. Шапкин отметил важность многолетнего взаимодействия ОКБ А.Н. Туполева и ГосНИИ ГА в поддержании летной годности самолетов Ту-154, которые несколько десятилетий были основным парком гражданских воздушных судов. Одна из весомых совместных работ, реализованная в начале 2000-х гг., – создание и внедрение системы безремонтной эксплуатации самолетов Ту-154, а также внедрение метода эксплуатации «по состоянию» систем и агрегатов самолета Ту-154. Это позволило значительно повысить эффективность и безопасность Ту-154 в эксплуатации, учитывая, что в тот период парк этих воздушных судов продолжал нести на себе еще большой объем авиаперевозок. Да и сегодня, особенно в государственной авиации, эксплуатируются десятки самолетов Ту-154. По мнению Василия Шапкина, накопленный ГосНИИ ГА и ОКБ  опыт поддержания летной годности Ту-154 необходимо использовать и при поступлении в эксплуатацию новых воздушных судов. 

Общение с Александром Сергеевичем было очень интересным, поучительным, порою эмоциональным и, несмотря на остроту обсуждавшихся проблем, закончилось на мажорной ноте. Все-таки у отечественной авиации великая история и огромный потенциал. И, как отметил главный конструктор ПАО «Туполев» Андрей Гришин, вызывает определенный оптимизм то, что в последнее время в авиационную отрасль приходят молодые, талантливые, вооруженные современными знаниями специалисты, способные создавать самую передовую авиационную технику. И яркий пример для них служения отечественной авиации – личность нашего выдающегося современника Александра Сергеевич Шенгардта.

Хочется пожелать Александру Сергеевичу здоровья, бодрости, сохранения присущей ему светлой энергетики, плодотворно влияющей на его коллег и единомышленников! 

Ждем ваших интересных и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз»!



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAzZs
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer