← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

В гостях у авиационного классика


09.01.17 16:15 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


В последние годы коллеги из ГосНИИ ГА и автор этого материала в предновогодние дни традиционно встречаются с выдающимся авиаконструктором, многолетним Главным конструктором самолета Ту-154 Александром Сергеевичем Шенгардтом. Не стал исключением и декабрь 2016 г. Дружеское чаепитие с Александром Сергеевичем плавно перешло в своеобразный мини круглый стол с обсуждением актуальных проблем отечественной авиации.

Авиаторам старшего и среднего поколений наверняка хорошо известно об основных этапах профессиональной деятельности Александра Сергеевича Шенгардта, его большом вкладе в развитие отечественной авиации. Все же позволю себе сказать несколько слов об этом замечательном человеке, которому в июне 2016 г. исполнился 91 год. 

После окончания Московского авиационного технологического института он с 1948 г. (почти 70 лет!), работает в ОКБ А.Н. Туполева. Принимал участие в проектировании самолетов Ту-80, Ту-14, «82», Ту-85, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114, «91», Ту-22. В 50-х гг. занимался беспилотной техникой. 

В 1960-1971 гг. – ведущий конструктор самолета Ту-134. С 1971 года деятельность А.С. Шенгардта связана с самолетом Ту-154: ведущий конструктор, начальник отдела. С 1975 г. в течение 36 лет (!) – главный конструктор самолета Ту-154. С января 2012 г. Александр Сергеевич – советник Генерального директора ПАО «Туполев». Лауреат Ленинской премии, Заслуженный конструктор Российской Федерации. 

Автору этих строк особенно важно и почетно то, что Александр Сергеевич Шенгардт в течении многих лет является членом редакционного Совета и автором интересных, острых и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз».

В этот раз во встрече с А.С. Шенгардтом и его учеником и преемником, главным конструктором ПАО «Туполев» Андреем Гришиным участвовал известный авиационный руководитель, заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг. Виктор Васильевич Горлов. 

Следует сказать, что все гости Александра Сергеевича на протяжении своей профессиональной деятельности были связаны с самолетами «Ту», в том числе Ту-154. В.В. Горлов работал начальником АТБ, главным инженером Приволжского УГА, заместителем начальника ГосНИИ ГА. Будучи заместителем министра гражданской авиации СССР и заместителем руководителя федеральных авиационных органов, непосредственно отвечал, наряду с другими вопросами, за обеспечение технической эксплуатации воздушных судов отечественной гражданской авиации, включая Ту-154, который в тот период выполнял до 50% пассажирооборота. 

Сфера научных интересов генерального директора ГосНИИ ГА, доктора технических наук, профессора Василия Шапкина и его коллег по институту, кандидатов наук Сергея Диогенова и Александра Семина, в значительной степени связана с научным сопровождением эксплуатации самолетов Ту-154. 

Автор статьи также начинал свою работу в авиации с технического обслуживания самолетов Ту-104 в АТБ Домодедово, а в последующие годы занимался вопросами технической эксплуатации и ремонта самолетов Ту-154 и Ту-134 в МГА СССР. 

Необходимо сказать, что Александр Сергеевич, несмотря на солидный возраст, живет не только и не столько воспоминаниями о своем славном пути (а ему есть что вспомнить и чем гордиться), но, прежде всего, его волнуют сегодняшние проблемы отечественной авиации. Так, например, он достаточно эмоционально говорит о роли конструктора в авиастроении. Он считает, что настоящий конструктор не должен и не может ошибаться и выдавать непродуманных решений. Как им образно сказано на нашей встрече: «конструктор – это не просто главный специалист в авиации, это – образ жизни, случайный человек не может быть настоящим конструктором». Думается, что этот тезис чрезвычайно актуален и сегодня.

А.С. Шенгардт с большим сожалением говорил и о нереализованных проектах самолетов с использованием альтернативных видов топлива, в частности, сжиженного природного газа (СПГ). Он напомнил, что наша страна в 80-е гг. была одним из лидеров в этой области. Достаточно вспомнить проект экспериментального Ту-155 на СПГ, которым заинтересовались многие страны, а также сравнительно недавние предложения туполевской фирмы по созданию регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива (подробнее об этом в статье А.С. Шенгардта «Не опоздать бы…» в журнале «АвиаСоюз» №5 2016 г.).

Еще одна тема, которая оживленно обсуждалась А.С. Шенгардтом и другими участниками встречи – совершенствование структуры управления авиационной промышленности. Конечно, сегодня она далеко не оптимальна и не очень эффективна, но, по мнению Александра Сергеевича, в современных условиях совсем не очевидна необходимость воссоздания Министерства авиационной промышленности. И связано это, не в последнюю очередь, с профессиональным уровнем высших управленческих кадров, многие из которых не имеют ни авиационного образования, ни производственного опыта в авиационной сфере. Как тут не вспомнить легендарного министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева, который прошел в авиастроении все ступени: инженер на авиационном заводе, директор предприятия, заместитель министра. И еще, по мнению участников встречи, руководители авиационной отрасли должны быть ее патриотами, а не временщиками в ней. Может быть, с этим, в значительной степени, связана и трудная судьба нереализованных до конца проектов самолетов Ту-334 и Ту-204СМ.

По мнению В.В. Горлова, интересен опыт взаимодействия МАП и МГА в вопросах поддержания эксплуатации гражданской авиационной техники. Одним из важных инструментов являлись регулярные летно-технические конференции по ведущим типам воздушных судов, в том числе по Ту-154, которые иногда проводились с участием министров, позволяя решать важнейшие вопросы оперативно, без бюрократической волокиты. Наверное, стоит продолжить эту практику и сегодня.

В.С. Шапкин отметил важность многолетнего взаимодействия ОКБ А.Н. Туполева и ГосНИИ ГА в поддержании летной годности самолетов Ту-154, которые несколько десятилетий были основным парком гражданских воздушных судов. Одна из весомых совместных работ, реализованная в начале 2000-х гг., – создание и внедрение системы безремонтной эксплуатации самолетов Ту-154, а также внедрение метода эксплуатации «по состоянию» систем и агрегатов самолета Ту-154. Это позволило значительно повысить эффективность и безопасность Ту-154 в эксплуатации, учитывая, что в тот период парк этих воздушных судов продолжал нести на себе еще большой объем авиаперевозок. Да и сегодня, особенно в государственной авиации, эксплуатируются десятки самолетов Ту-154. По мнению Василия Шапкина, накопленный ГосНИИ ГА и ОКБ  опыт поддержания летной годности Ту-154 необходимо использовать и при поступлении в эксплуатацию новых воздушных судов. 

Общение с Александром Сергеевичем было очень интересным, поучительным, порою эмоциональным и, несмотря на остроту обсуждавшихся проблем, закончилось на мажорной ноте. Все-таки у отечественной авиации великая история и огромный потенциал. И, как отметил главный конструктор ПАО «Туполев» Андрей Гришин, вызывает определенный оптимизм то, что в последнее время в авиационную отрасль приходят молодые, талантливые, вооруженные современными знаниями специалисты, способные создавать самую передовую авиационную технику. И яркий пример для них служения отечественной авиации – личность нашего выдающегося современника Александра Сергеевич Шенгардта.

Хочется пожелать Александру Сергеевичу здоровья, бодрости, сохранения присущей ему светлой энергетики, плодотворно влияющей на его коллег и единомышленников! 

Ждем ваших интересных и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз»!



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2017/1/9/27929/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.