Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Россияне летают, пока дешево


9 января 2017 года Елена Платонова, Газета.Ru


В 2016 году пассажирские авиаперевозки продолжили сокращаться, но динамика последних месяцев года говорит о стабилизации спроса на авиабилеты. В 2017 году российские авиакомпании могут вернуться к росту перевозок. При этом стоимость билетов не изменится существенно, поскольку пассажиры не готовы увеличивать расходы на путешествия.

Все зависит от рубля

В 2016 году продолжился тренд на переориентацию пассажиров российских авиакомпаний на внутренние направления. По итогам января – ноября, по данным Росавиации, перевозка пассажиров продолжила сокращаться и составила 81,91 млн человек, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом количество путешествующих на международных рейсах снизилось на 21,1%, до 29,71 млн человек, тогда как на внутренних рейсах оно выросло на 6,7%, до 52,2 млн человек. Точные данные пока не опубликованы, но, по прогнозам главы Минтранса Максима Соколова, объем перевозок по итогам всего 2016 года снизится на 2,2%, до 90 млн человек.

Самый стремительный рост на внутренних авиалиниях — в аэропортах на отечественных курортах.

Так, по данным «Базел Аэро», в январе – ноябре 2016 года аэропорт Сочи обслужил более 5 млн человек, что на 29% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Нарастил пассажиропоток и аэропорт Симферополя, который преодолел отметку в 5 млн пассажиров в конце ноября, тогда как в 2015 году пятимиллионный авиапассажир прибыл в Крым на месяц позже, в конце декабря.

К концу 2016 года наметилась тенденция к росту суммарного объема перевозок. После почти непрерывного сокращения количества пассажиров с начала 2016 года в октябре был зафиксирован 4-процентный рост, а в ноябре объем перевозок подскочил на 16%, во многом благодаря международным перевозкам (+12,1% по сравнению с ноябрем 2015 года).

Основной причиной того, что в конце 2016 года начал увеличиваться объем перевозок пассажиров, является стабилизация курса рубля по отношению к мировым валютам.

В январе 2016 года среднемесячный курс рубля к доллару составлял 77,9344 руб., в тот же месяц пассажиропоток на международных рейсах сократился на 26,3% год к году. К концу 2016-го среднемесячный курс снизился до 62–64 руб. за доллар, что тут же сказалось на покупательной способности населения и его готовности к путешествиям.

В 2017 году российские авиакомпании перевезут больше туристов, чем в 2016-м, предположил в разговоре с журналистами глава Росавиации Александр Нерадько в декабре. «Меньше не будет. Будет точно больше», — заявил он. Нерадько пояснил, что перевозки в 2017 году будут примерно на уровне 2016 года, «если не будет каких-то макроэкономических потрясений».

Все дороги ведут в Москву

Несмотря на тенденцию к стабилизации объема пассажирских перевозок из России, иностранные и российские авиакомпании не спешат наращивать провозные емкости из регионов. Гражданская авиация продолжает концентрироваться в аэропортах Московского авиационного узла.

В 2016 году доля аэропортов МАУ в общем объеме перевозки пассажиров в России еще больше увеличилась. По итогам января – ноября 2016 года этот показатель вырос до 85,82%, что на 1,87 п.п. выше, чем за аналогичный период 2015 года.

Из 81,91 млн пассажиров более 70,29 млн человек обслуживались в московских аэропортах. Еще в 2014 году доля аэропортов МАУ в общем пассажиропотоке была менее 75%.

Единственным аэропортом Московского авиационного узла, который в 2016 году нарастил пассажиропоток, стало Шереметьево. Он же остается на первом месте по объему перевезенных пассажиров среди всех российских аэропортов. По итогам января – ноября аэропорт обслужил 30,92 млн человек, что на 6,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Остальные аэропорты МАУ — Домодедово и Внуково — сократили объем перевозок. Домодедово за 11 месяцев 2016 года снизил объем перевезенных пассажиров на 7,2%, до 26,5 млн человек, Внуково — на 14,7%, до 12,86 млн человек.

Кому достанется пальма первенства в 2017 году, во многом зависит от того, будет ли открыт Египет и из какого аэропорта преимущественно будет осуществляться авиасообщение с арабской республикой. Закрытие Египта в 2015 году привело к тому, что Домодедово переместился в рейтинге крупнейших по пассажиропотоку аэропортов России на второе место, уступив его Шереметьево.

Поезда отвоевывают рынок

Доля железнодорожных перевозок на внутреннем рынке пассажирских перевозок страны увеличилась на 1,7% и составила 28%, подсчитали в РЖД.

Сильнее всего выросло количество пассажиров в сообщении Москва – Санкт-Петербург – Москва: на этом маршруте доля железнодорожного транспорта увеличилась в 2016 году до 70%, что на 4 п.п. выше, чем в 2015-м.

За январь – ноябрь поездами «Сапсан» были перевезены 4,4 млн человек (+37,3% к аналогичному периоду 2015 года).

«Железные дороги имеют высокое конкурентное преимущество перед авиа на расстояниях от 500 до 1000 км и перед авто на расстояниях до 500 км», — поясняет Павел Иванкин, генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД). По его словам, росту пассажиропотока между Москвой и Санкт-Петербургом также способствовало увеличение количества «ниток» для «Сапсанов», а также запуск сдвоенных поездов.

Ставка на Китай

Обесценивание рубля привело к росту въездного турпотока в Россию. Страной происхождения наиболее многочисленного количества иностранных граждан, въехавших в Россию в 2016 году именно с туристической целью, является Китай. По данным Ростуризма, за январь – сентябрь 2016 года в Россию с целью туризма прибыли 1,072 млн китайцев, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2015-го.

За год Китай переместился с третьей на первую строчку в списке стран дальнего зарубежья, чьи граждане посетили Россию в качестве туристов. Китай потеснил предыдущих лидеров рейтинга — Польшу и Финляндию.

Увеличение пассажиропотока на китайском направлении отмечают и в аэропортах. По прогнозам Шереметьево, в 2016 году аэропорт обслужит на китайских направлениях свыше 1,5 млн пассажиров, что на 13% выше показателя 2015 года. За январь – ноябрь 2016 года Пулково обслужил 166 тыс. человек на рейсах в/из Китая, что на 85% выше показателя за 11 месяцев 2015 года. Более чем в полтора раза, до 154 тыс. человек, вырос пассажиропоток на китайских авиамаршрутах из аэропорта Иркутска (по итогам января – ноября 2016 года).

Пассажиры ищут лоукостеры

Средняя цена авиабилетов по внутрироссийским направлениям в 2016 году упала на 10–11%, рассказал глава Минтранса Максим Соколов в конце декабря. С учетом инфляции в 6% «реальная стоимость билетов снизилась практически на 15%», добавил он. С расчетами транспортного ведомства согласны и в онлайн-поисковых системах. Так, по данным Aviasales, средний чек по России за 2016 год составил 14 592 руб. — на 7% меньше, чем годом ранее. По подсчетам Biletix, средний чек по внутренним направлениям в 2016 году снизился до 6784 руб., что на 15,2% меньше показателя за 2015 год.

Средний чек по зарубежным направлениям в 2016 году рос: на рейсах в Европу — на 5%, в Северную Америку — на 8%, в Азию — на 6%, сообщили в Aviasales. Но эта динамика значительно ниже той, что была продемонстрирована в 2015 году. Тогда рост цен на авиабилеты за границу составил 24–26% по сравнению с 2014 годом, подсчитали в «Туту.ру».

Снижение среднего чека в 2016 году связано с тем, что «пассажиры все активнее выбирают более экономичные «гибкие» тарифы, отказываясь от таких традиционных услуг, как провоз дополнительного багажа или питание на борту», заявил глава Biletix Александр Сизинцев. По его словам, доля продаж безбагажных тарифов достигла 30%.

В 2017 году российские авиапассажиры продолжат искать способы сэкономить на путешествиях. По прогнозам «Туту.ру», в 2017 году цены на некоторые наиболее востребованные направления по России останутся на уровне 2016 года.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Мария Тодорова, Марина Кочетова
Известия
Структура Газпромбанка поищет деньги в небе
Олег Смирнов
Журнал "Гражданская авиация", февраль 2017
Ломать – не строить, или предштопорный полет
Дмитрий Литовкин
Известия
Пилотам выдали летные органайзеры
Алексей Рамм
Известия
"Медведи" наведут "Прометеи"
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Бизнесу открывают космос
Евгений Девятьяров
Известия
Российские самолеты оснастят подводным оборудованием
Екатерина Геращенко, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Росавиацию пристраивают в закон

RNS
План перезапуска «Трансаэро» не нашел поддержки основных банков-кредиторов



Валентина Ефремова, Максим Стругов
КоммерсантЪ - Пермь
У МЧС не включились посадочные огни
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Между Таджикистаном и Узбекистаном произошел недолет
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
На "Вертолеты России" денег у арабов не хватило
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Ульяновск
«Хелипорту» разрешили полеты

М24
Экипажу самолетов нужно разрешить оказывать сопротивление дебоширам

Business FM
Авиабилет за полцены, но без точного времени вылета – мощный удар по конкурентам на непопулярных маршрутах

М24
Черная метка. Эксперты – о создании стоп-листа авиадебоширов
Екатерина Кособокова
КоммерсантЪ - Самара
Самара влетела в программу
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Выставку хотят взять числом и боевым опытом
Александр Воронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Три года без права перелета
Роман Азанов, Дмитрий Решетников
ТАСС
Aero India 2017: российские результаты индийского авиасалона
Анастасия Веденеева, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
В Египет со своей безопасностью
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Тариф "безвременный"
Кирилл Яблочкин
Телеканал "Звезда"
МиГ пятого поколения: каким будет новый российский истребитель?
Лукаш Визингр (Lukáš Visingr)
Echo24 (перевод InoСМИ)
Авиации держав на перепутье
Евгений Девятьяров
Известия
Частные пилоты смогут подработать авиатаксистами
Евгений Девятьяров
Известия
«Иркут» регистрирует товарный знак МС-21
Екатерина Кособокова
КоммерсантЪ - Самара
Самара влетела в программу
Александра Викулова, Алексей Сорокин
КоммерсантЪ
Росавиация сэкономила для ПФО
Анастасия Дагаева
Forbes
Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Уроки Дементьева
Марина Юршина
Известия
Компенсации авиапассажирам вырастут в несколько раз
Александр Воронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
На самолетах повышают градус трезвости
Ренат Закиев, Сергей Птичкин
Российская газета
Переходим на гиперзвук
Владислав Пузырев
RNS
Россия представила перспективное оружие в Индии
Михаил Иванов
Газета.Ru
В деле MH17 опять появился «Хмурый»
Дмитрий Косырев
РИА Новости
Летающий китайский автомобиль сделает Америку снова великой
Сергей Титов
Forbes
Роман Троценко может стать владельцем 10% Пулково
Евгений Девятьяров
Известия
Беспилотники соберут воедино

BFM
Сухой закон на борту: алкоголь из duty free полетит в багаже?
Роберт Фарли (Robert Farley)
The National Interest (перевод InoСМИ)
МиГ-21: лучший российский истребитель за всю историю?
Анатолий Караваев
Газета.Ru
Шашки уходят в небо
Павел Котляр
Газета.Ru
Президентский "Ил" застрял из-за транзистора
Наталья Граф, Наталия Ячменникова
Российская газета
Крутящий момент
Михаил Ходаренок, Максим Солопов
Газета.Ru
Китай спасет двигатель Ми-26
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
Китайский авианосец вооружается катапультами
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
На честном слове и Росрезерве
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин оставил Иран без себя
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Пекин свяжет Москву с Киевом

КоммерсантЪ
Прилетел и обещал еще
Геннадий Зубов
Газета.Ru
Вертолет сдуло в озеро
Михаил Рычагов
Телеканал "Звезда"
Лазерные гироскопы и коллиматорные индикаторы: чем оборудована российская авиация
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100