Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Это намного сложнее, чем запуск космического корабля"


11 октября 2017 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Еще одна важнейшая для перезапуска производства Ту-160 технология восстановлена благодаря спецам Казанского ГипроНИИавиапрома. В Самаре введен в эксплуатацию испытательный стенд двигателей для Ту-160 и Ту-160М2, а в перспективе, возможно, и для совершенно нового стратегического ракетоносца. 6 октября на стенде начались испытания «ракетоносного» двигателя. Эксперт «БИЗНЕС Online» утверждает, что в России почти не осталось профильных организаций, способных создать столь наукоемкое сооружение.

И ВНОВЬ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Копилка возвращенных из небытия Ту-160-технологий продолжает пополняться. Вслед за восстановленной в Казани установкой для сварки титановых узлов в Самаре перезапустили — через четверть века простоя — испытательный стенд для двигателей стратегического ракетоносца, а ключевую роль в этом сыграло ЗАО «Казанский ГипроНИИаиапром». Компания, по сути, построила новый стенд. А 6 октября, как сообщил ТАСС, на нем стартовали испытания обновленных движков НК-32.

Пусть только не вводит в заблуждение слово «стенд», рождающее ассоциации с чем-то выставочным. Авиационный испытательный стенд №1 самарского ПАО «Кузнецов» — это что-то типа отдельного завода. «Были полностью реконструированы пультовый стенд и испытательный бокс, административно-бытовой корпус, — сухо сообщается в релизе „Кузнецова“. — На 100 процентов заменены инженерные сети и стендовые системы: топливная, воздушная, маслосистема, система загрузки генераторов, автоматизированные системы управления технологическими процессами. Осуществлен монтаж новой шахты выхлопа и шахты забора воздуха. Кроме того, к зданию, где располагался стенд, был пристроен новый зал подготовки двигателей к испытаниям площадью более 1,2 тысячи квадратных метров».
 
«Например, возьмем площадку для запуска космического корабля, — решил на простом примере объяснить корреспонденту „БИЗНЕС Online“ масштаб сделанного советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Это всего лишь ракета ставится на стартовый стол, есть системы подпитки, кнопка запуска, и, грубо говоря, всё — она полетела. А вот стенд для испытания двигателя той же ракеты — это сооружение более серьезное, максимально насыщенное приборами для замера параметров работы двигателя. Это намного сложнее, чем, допустим, запуск космического корабля! Если на старте двигатель работает только в одном режиме, то здесь — начиная от малых оборотов и заканчивая чрезвычайными режимами. То есть это сооружение не только масштабное, но и наукоемкое. Очень сложная работа». Здесь отметим, что ГипроНИИавиапром не только реконструировал собственно помещения, но и изготовил, подобрал и установил оборудование. Масштабность работ иллюстрируется тем, что велись они почти два года.

ВОЕННЫЕ В НЕТЕРПЕНИИ

По словам Киреева, восстановление стенда — это целый этап в воссоздании производства Ту-160. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по двигателю НК-32 (а их на Ту-160 — четыре) куйбышевское ОКБ «КМЗ „Труд“» начало в 1970 году, испытывался он с 1977-го, серия пошла с 1986 года. Но в 1993-м, когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск движков. С тех пор в Самаре их только ремонтируют. Впрочем, в 2004–2006 годах разработчики модернизировали двигатель — увеличили его ресурс, но, насколько известно, до серии дело так и не дошло — вынужденно ограничились четырьмя двигателями.

Запас советской прочности позволил эксплуатировать построенные НК-32 до сего времени, но ресурс двигателей не бесконечен (особенно учитывая резко возросшую интенсивность полетов дальней авиации). Решение о возобновлении выпуска НК-32 приняли после того, как летом 2014 года на «Кузнецове» побывал президент РФ Владимир Путин. Инвестиции в проект оценили в 8 млрд рублей. А в следующем году решили восстановить и производство Ту-160 в Казани, что тем более невозможно без новых двигателей.

Создание двигателя невозможно без испытательного стенда. И вот он аттестован под НК-32 серии 02, а сегодня начались испытания двигателей. «Модернизированный стенд №1 значительно сократит временной цикл работ по испытаниям наших изделий и повысит качество продукции за счет внедрения новой автоматизированной системы измерения и оценки параметров двигателей, — в бюрократическом стиле отмечает в релизе заместитель генерального директора — управляющий директор „Кузнецова“ Сергей Павлинич. — Растущие объемы гособоронзаказа и жесткие сроки исполнения по нему требуют от нас оптимизации и ускорения всех производственных процессов, и проведенные масштабные мероприятия по стенду №1 позволят нам работать именно в таком ключе».

Если перевести на человеческий язык, то стенд нужен срочно. Дело в том, что до конца года и в начале 2018-го моторостроители обязаны сдать военным установочную партию НК-32-02 — первые 6 двигателей. «Мы завершаем в этом году, я надеюсь, контракт с установочной партией — это 6 двигателей, — цитировал „Интерфакс“ замминистра обороны Юрия Борисова. — В начале августа завод приступает к квалификационным испытаниям, которые будут длиться почти полтора месяца. После их завершения мы сделаем вывод по готовности к приемке тех двигателей, которые сегодня находятся на финальной сборке».

Более того, по словам Борисова, минобороны весьма рассчитывает на старт ритмичных, то есть серийных, поставок — будет заключаться контракт на 2018, 2019, 2020 годы. А для «Кузнецова» это стабильный заработок. Тем более на НК-32 планируют перевооружить (вместо НК-25) и весь парк дальников Ту-22М3, а это хлеб и для Казанского авиазавода, который будет производить замену.

И ДЛЯ НОВОГО «СТРАТЕГА» ТОЖЕ

С новым двигателем связаны большие планы и на несколько отдаленное будущее. Теперь, с появлением стенда, компания может в полную силу заняться не только темой НК-32-02, но и того, что будет за ним. Предположительно, газогенератор НК-32 будет основой для двигателя (возможно, он будет называться НК-65) перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который, по идее, должен заменить все существующие на сегодня типы дальних и стратегических бомбардировщиков — и Ту-95, и Ту-22М3, и Ту-160. К слову, выпускаться он будет на Казанском авиазаводе. Кроме того, этот же газогенератор будет основой и нового двигателя тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». «НК-32 — уникальный двигатель, — рассказывал „Интерфаксу“ вице-премьер Дмитрий Рогозин. — Мы используем новые конструкторские и инженерные решения. Проектная основа этого двигателя опередила свое время, он будет использоваться и в будущем... В перспективе бомбардировщик получит еще более новый двигатель — турбореактивный трехвальный НК-65 с тягой под 30 тонн. Это узнаваемый облик самолета с глубокой модернизацией».

Как выясняется, ГипроНИИавиапром выполнил проектные работы по реконструкции вообще всей производственной базы «Кузнецова», а что касается конкретно стенда... «Сегодня вообще осталось мало организаций, которые обладают компетенциями, чтобы создать подобное сооружение, а ГипроНИИавиапром не просто спроектировал стенд, но и насытил его оборудованием, — подчеркивает Киреев. — Борис Иванович (Борис Тихомиров — генеральный директор ГипроНИИавиапрома — прим. ред.) в самые тяжелые годы сумел сохранить кадры, и к нему сегодня обращаются и двигателисты, и самолетчики, и ракетчики... А то, что они сделали в Самаре, феноменально!»



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhohh
По ссылке https://youdo.com/lawyer/family/, подробное описание.
Услуги сервиса: https://youdo.com/auto/auxiliaryequipment/caralarm/, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer