Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Это будет единственный летающий Ми-4"


13 декабря 2017 года Павел Котляр, Газета.Ru


Подмосковные авиаторы решили восстановить до летного состояния советский вертолет Ми-4. За возвращением вертолета-легенды к жизни из состояния ржавой рухляди на авиазаводе МАРЗ ДОСААФ понаблюдал корреспондент «Газеты.Ru».

Что общего между старым советским вертолетом Ми-4 и КНДР? Во-первых, Ми-4, первый транспортный вертолет в СССР, был создан после успеха США в использовании вертолетов в Корейской войне, по итогам которой было признано отставание Советского Союза в вертолетостроении. Во-вторых, КНДР — единственная страна в мире, на вооружении которой все еще остаются эти когда-то знаменитые и совершенные, но сегодня безнадежно устаревшие вертолеты.

История Ми-4 началась с совещания в Кремле в октябре 1951 года, по итогам которого КБ Миля было поручено в кратчайшие сроки создать десантно-транспортный вертолет на 12 человек. Первый образец вертолета был готов в рекордные по нынешним временам сроки — спустя всего полгода, а уже 3 июля 1952 года состоялся первый его полет.

Во многом его устройство копировало американский S-55 конструкции Игоря Сикорского, уже успевший проявить себя в Корейской войне, однако получившийся вертолет по ряду параметров превосходил американский аналог. То была эпоха зарождения вертолетостроения: никому, в том числе конструкторам, еще не было ясно, как должен выглядеть новый тип летательных аппаратов, и они вовсю экспериментировали с их размерами и компоновкой.

Зато была хорошо известна схема грузовика — спереди массивный мотор, за ним кабина шофера и кузов. Разместив, как и американцы, поршневой мотор АШ-82 спереди и проведя наклонный вал к редуктору винта в кабине между летчиками, конструкторам Ми-4 удалось сместить грузовую кабину ближе к центру тяжести и сделать вертолет не слишком высоким.

Вертолет оказался настолько удачным, что на нем было поставлено восемь мировых рекордов. Всего было произведено порядка 4 тыс. штук, и на три десятилетия Ми-4 стал основным транспортно-десантным вертолетом стран Варшавского Договора. Он участвовал в подавлении венгерского восстания, конфликтах на Ближнем Востоке, войне во Вьетнаме. Не менее востребованными оказались Ми-4 и в гражданской авиации, где служили на пассажирских линиях.

В 1959 году Ми-4 использовались в ходе поисков пропавшей группы Дятлова на печально известном перевале,

вертолет «засветился» во множестве кинокартин, таких как «Мимино», «Экипаж», «Невеста с севера» и других. А в 1977 году с помощью Ми-4 совершена уникальная операция по эвакуации ректора МГУ Рема Хохлова с пика Коммунизма в Таджикистане. Выпускался Ми-4 в СССР до 1968 года, в Китае (под обозначением Z-5) — до 1979 года. В СССР эти вертолеты летали до 1988 года.

В 2015 году на Московском авиаремонтном заводе задумали почти невозможное — восстановить легендарный вертолет до летного состояния. «У меня давно была эта идея. В перспективе это будет единственный летающий экземпляр Ми-4 в России», — пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор Московского авиаремонтного завода (МАРЗ) Павел Ненастьев.

С корпусом вертолета авиаторам повезло. Оказалось, что один старый Ми-4 стоял прямо у забора МАРЗа, его-то и решено было восстанавливать силами предприятия. Благо, опыт их ремонта у завода есть — Ми-4 здесь обслуживали до 1982 года. Как у забора оказался Ми-4, сейчас не помнит ни один действующий сотрудник предприятия.

Первый этап --смывка, в ходе которой с корпуса был удален старый слой краски.

Вертолет в силу его раритетности буквально собирали всем миром. «Евгений Егоров из Киржача подарил нам новый рулевой винт от Ми-4», — рассказывает директор и показывает лопасть винта, которая пока стоит в его кабинете.

Для начала пришлось долго восстанавливать ремонтную документацию, которая с давних времен осталась на заводе. К восстановлению вертолета подключились волонтеры и добровольные помощники, удалось привлечь и ветеранов завода, которые занимались ремонтом Ми-4 еще 40 лет назад.

Повезло и с двигателем — на складах завода нашелся АШ-82, прошедший капремонт, на заводе его отдефектировали и собрали. Правда, в отсутствие стенда испытывать его придется прямо на вертолете. В запасе есть и еще два рабочих агрегата, так что с моторами у вертолета проблем не будет.

«В процессе восстановления Ми-4 мы перетрясли все памятники в стране. В девяти что-то нашли, остальные оказались пустыми — только корпус», — рассказывает Ненастьев.

Все восстановленные запчасти проходят рентгенологический контроль, многие элементы, например, приборы индикации, авиагоризонты, радиостанция, оказались взаимозаменяемы с теми, что установлены на самолете Ан-2.

Сегодня из недостающих запчастей почти все найдено. Однако не хватает, к примеру, оригинальных заводских табличек. Последняя нерешенная проблема — лопасти несущего винта. Был вариант поставить лопасти с Ми-4, стоящего в Монинском музее, и заменить их на лопасти от Ми-8. Однако в Монино отказались ставить неаутентичные лопасти на свой экспонат.

Теперь авиаторы рассчитывают, что оригинальные лопасти для Ми-4 удастся получить в Китае.

Поскольку энтузиасты восстановления Ми-4 не планируют его коммерческую эксплуатацию, они надеются, что для его полетов не возникнут административные препоны.

«Это историческое воздушное судно, которое будет демонстрироваться на выставках, авиационных шоу, показах… Это история нашей авиации, — пояснил Ненастьев. — По поводу этого вертолета я надеюсь, что у нас все получится. Сейчас его состояние идеальное».

Уже известно, что для полетов на восстановленном Ми-4 будет привлекаться летчик-испытатель со стороны, имеющий опыт управления этим типов воздушных судов.

На днях на вертолет установили перебранный двигатель, операция заняла порядка часа. Вскоре вертолет будет покрашен в традиционный для него цвет хаки. Если проблем с лопастями винта не будет, вертолет сможет совершить первый полет уже весной этого года.


комментарии (3):

crj-2      14/12/2017 [21:24:03]#1
Интересно, бывал на МАРЗе с 2001—2003 гг, там Ми-4 было очень много вдоль забора!!! Наверное, успели утилизировать!

APS1965      17/12/2017 [18:45:23]#2
Молодцы! Красивая машина. Еще ребенком отец дал порулить по сугробам на рулежке.

B752      20/12/2017 [12:28:14]#3
Отличная новость. МАРЗОвцы вообще молодцы. По поводу табличек, в Нижневартовске есть отличная аллея авиации рядом с аэропортом, там в частности установлен МИ-4. Возможно с ними можно договориться по поводу табличек.













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4ak8
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/scratch/ - полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer