Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


У Анголы не стало первого


28 декабря 2017 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


В среду стало известно, что запуск первого ангольского телекоммуникационного спутника Angosat-1 завершился неудачей. Космический аппарат был доставлен связкой из ракеты «Зенит-2SБ» и разгонного блока «Фрегат-СБ» на целевую орбиту, но, по данным “Ъ”, из-за возможного сбоя в блоке распределения питания спутника установить связь с ним не удалось. Более точную версию установит спецкомиссия. Последствия второй космической неудачи за последний месяц отрасль на себе почувствует уже в 2018 году. За первую аварию, случившуюся в ноябре со спутником «Метеор» при запуске с космодрома Восточный, директора пяти предприятий в среду получили выговоры, такое же наказание постигло и двух функционеров госкорпорации «Роскосмос».

Ракету-носителя «Зенит-2SБ» вместе с разгонным блоком «Фрегат-СБ» и телекоммуникационным спутником Angosat-1 запустили на орбиту с 45-й площадки космодрома Байконур 26 декабря в 22:00 по московскому времени. Изначально все происходило штатно: спустя восемь минут связка из «разгонника» и спутника отделилась от ракеты, далее «Фрегат-СБ» в плановом режиме осуществил три включения маршевых двигателей, выведя Angosat-1 в заданную точку на геостационарной орбите. В 6:54 по московскому времени аппарат отделился от блока, после чего центр управления полетами корпорации «Энергия» (производитель спутника) взял спутник на управление.

По данным “Ъ”, спустя 42 минуты аппарат перестал выходить на связь. Весь день специалисты «Энергии» пытались связаться со спутником, но к моменту сдачи номера в печать их попытки к успеху не привели. В корпорации “Ъ” сообщили, что анализируют имеющуюся телеметрию для устранения нештатной ситуации, попутно напомнив, что подобные случаи происходили в 2014 году со спутниками «Фотон-М», в 2016-м с аппаратом STEREO-9 и в 2017-м с казахстанским спутником связи KazSat.

По словам источника “Ъ” в руководстве «Роскосмоса», в ближайшее время для расследования инцидента будет создана спецкомиссия, которой предстоит определить точную причину «де-факто потери аппарата». По данным «Интерфакса», связь могла прерваться из-за отказа передатчика, цифровой вычислительной машины или неисправности аккумуляторных батарей. А источник “Ъ” в госкорпорации уточнил, что приоритетной версией ЧП считается сбой в работе блока распределения питания. «Солнечные батареи раскрылись как положено, это показал анализ имеющейся телеметрии, впоследствии связь прервалась одномоментно»,— уточнил он. В «Роскосмосе» в среду ситуацию не комментировали.

История с Angosat-1 началась почти девять лет назад, когда между Россией и Анголой был заключен рамочный контракт на создание и запуск первого спутника вещания для североафриканской республики. В 2011 году Внешэкономбанк, банк ВТБ и Росэксимбанк предоставили Министерству финансов Республики Ангола кредитные средства на общую сумму около $280 млн сроком до 13 лет. Сами работы стартовали в 2012 году, и почти сразу начались технические проблемы. На фоне этого постоянно происходила чехарда с выбором ракеты для выведения спутника: изначально он должен был быть доставлен на орбиту с помощью ракеты-носителя «Зенит-3SL» в 2016 году. Но из-за банкротства компании Sea Launch («Морской старт»), а также из-за проблем с поставкой ракеты-носителя украинской компанией «Южмаш» местом запуска был выбран космодром Плесецк, а запуск решили произвести с помощью ракеты-носителя «Ангара-A5» и разгонного блока ДМ-03. «Ангара» была не готова, и стороны вернулись к «Зениту». После продажи Sea Launch российской компании S7 стороны решили использовать для доставки на орбиту ракету «Зенит-2SБ», которая предназначалась для запуска другого спутника — «Спектр-РГ». Пуск в среду осуществляли как специалисты украинского КБ «Южное», так и специалисты S7 и «Энергии». К ракете и «разгоннику» претензий нет, говорит собеседник “Ъ” в «Роскосмосе»: «Проблемы крылись в самом аппарате, другого не дано».

По словам источника “Ъ” в правительстве, проект с Анголой был достаточно важным для РФ: на фоне успешной реализации контрактов по военно-техническому сотрудничеству (пусть и с опозданием, но все же началась поставка истребителей Су-30К и бронеавтомобилей) важно было выполнить договоренности и в космической сфере. Angosat-1 предназначался для обеспечения телерадиовещания в Африке, а условия контракта подразумевали не только создание спутника, но и комплексов управления его полетами в Луанде и Королеве. Сам аппарат был застрахован в компаниях «Согаз» и «ВТБ Страхование» на $121 млн в пропорции 50 на 50.

Формально «Роскосмос» не имел отношения к данному проекту, сообщает отраслевой источник: договоренности по Angosat-1 были достигнуты при предыдущем главе «Энергии» Виталии Лопоте, госкорпорацию подключили для решения текущих проблем. Однако сам фон крайне неблагоприятный, убежден собеседник “Ъ”: на фоне неудачи при втором в истории пуске ракеты «Союз-2» со спутником «Метеор» с космодрома Восточный инцидент будет ассоциироваться именно с «Роскосмосом». «В правительстве требуют принятия жестких мер как в отношении отраслевых специалистов, так и в отношении функционеров госкорпорации, конкретика будет уже в следующем году»,— говорит он.

Отметим, что в среду в «Роскосмосе» сообщили, что по итогам «разбора полетов» ЧП на Восточном были приняты следующие меры. По выговору получат исполнительный директор «Роскосмоса» по средствам выведения и эксплуатации наземной космической инфраструктуры Андрей Мазурин и директор департамента обеспечения качества и надежности госкорпорации Виктор Чапоргин. Кроме них, аналогичная мера будет применена к гендиректору ЦНИИмаша Олегу Горшкову, гендиректору РКЦ «Прогресс» Александру Кирилину, главе НПО имени Лавочкина Сергею Лемешевскому, гендиректору НПЦ автоматики и приборостроения Ефиму Межирицкому и главе корпорации ВНИИЭМ Леониду Макриденко.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров



Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer