Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уроки Дементьева


16.02.17 17:33 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


2 февраля 2017 г. Открытое акционерное общество «Авиационная промышленность» (ОАО «Авиапром») и Общественный консультационный Совет авиационной промышленности, предприятия и организации авиастроительной отрасли провели научно-практическую конференцию «Историческое наследие выдающегося государственного деятеля, министра авиационной промышленности СССР в 1953-1977 гг. Петра Васильевича Дементьева», посвященную 110-летию со дня его рождения.

В конференции приняли участие заслуженные ветераны авиационной промышленности и гражданской авиации, в том числе соратники П.В. Дементьева, руководители предприятий и организаций отрасли, Профавиа, представители Военно-промышленной комиссии РФ и Минпромторга России. 

Открыл и вел конференцию генеральный директор ОАО «Авиапром», председатель Общественного консультационного Совета авиационной промышленности Виктор Кузнецов.

Член Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, председатель Совета по авиастроению коллегии ВПК Михаил Каштан передал приветствие участникам конференции от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Дмитрия Рогозина.

Виктор Кузнецов рассказал об основных вехах славного трудового пути Петра Васильевича Дементьева. После окончания профессионально-технического училища в 1927 г. он поступил в Московский механический институт им. М.В. Ломоносова, но через два года перевелся на третий курс в Военно-воздушную инженерную академию им. проф. Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1931 г. П.В. Дементьев в числе наиболее талантливых выпускников был направлен в Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота, а через три года попросился на конкретный производственный участок. В 1934-1941 гг. он проделал путь от начальника цеха московского авиационного завода №81 до главного инженера и директора крупнейшего предприятия в отрасли – Государственного авиационного завода №1 им. Авиахима (Москва). 

В 1941 г. он был назначен первым заместителем народного комиссара (с 1946 г. – министра) авиационной промышленности СССР, проработав в этой должности до 1953 г. 

С 1953 г. П.В. Дементьев – министр авиационной промышленности СССР, во главе советского авиапрома он стоял почти четверть века – до самой своей смерти в 1977 г. 

Во время Великой Отечественной войны Петр Васильевич отвечал за серийный выпуск самолетов в отрасли. Четкая организация на всех уровнях управления, внедрение накануне и в годы войны новейших технологий, самоотверженный труд работников отрасли позволили уже к осени 1941 г. удвоить ежедневный выпуск боевых самолетов, исключительно новых типов, доведя его до ста машин. Его организаторские способности ярко проявились во время эвакуации около 85% авиазаводов отрасли в восточные районы страны. 118 предприятий в кратчайшие сроки были перемещены на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, и уже к началу 1942 г. в нарастающем темпе стали выпускать необходимую фронту продукцию. Были обеспечены быстрое восполнение потерь боевой авиации и увеличивающееся из года в год количественное и качественное превосходство советской авиации над ВВС фашистской Германии и ее сателлитов, и в конечном итоге – полная победа над ними. И это при меньшей численности работников в отрасли, чем в Германии, которая использовала промышленную базу многих стран Европы. Всего за годы войны (со 2-го полугодия 1941 г. до 10 мая 1945 г.) авиапромышленность СССР выпустила 125 655 самолетов, увеличив их суточный выпуск в три раза, а на передовых предприятиях, например, на новосибирском авиазаводе №153 – почти в семь раз (с трех до 20 истребителей в сутки), при этом внедряя в серийное производство новые типы боевых машин, обеспечивая их превосходство над авиацией врага.

В послевоенный период под руководством П.В. Дементьева невиданными темпами была создана военная реактивная авиатехника, а в дальнейшем – первый в мире турбореактивный пассажирский самолет на регулярных авиалиниях Ту-104. 

В «эпоху Дементьева» постоянно шло активное переоснащение военной и гражданской авиации новой реактивной техникой, создавались новые предприятия, КБ, работавшие не только на авиацию, но и на зарождающуюся космическую отрасль. К достижениям того периода относится появление на авиатрассах СССР и многих стран современных пассажирских самолетов, созданных в отечественных ОКБ и запущенных в серийное производство. Среди них: самый массовый в мире долгожитель – многофункциональный Ан-2 (1947 г.), ближнемагистральный Ил-14 (1950 г.), среднемагистральный Ил-18 (1957 г.), самолеты местных воздушных линий Ан-24 (1959 г.) и Як-40 (1966 г.), дальнемагистральный Ил-62 (1963 г.), первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144 (1968 г.), а потом новое поколение пассажирских авиалайнеров – ближнемагистральный Як-42 (1975 г.) и среднемагистральный широкофюзеляжный Ил-86 (1976 г.). Военно-воздушные силы получали первоклассные машины конструкции ОКБ В.М. Мясищева, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и др. Предприятия отрасли участвовали в осуществлении космических программ, наиболее заметным здесь было создание космического пилотируемого корабля «Буран». В 1950-1970 гг. фактически была создана новая подотрасль – вертолетостроение. 

С именем П.В. Дементьева связано активное жилищное строительство силами авиационных предприятий, развитие сети детских оздоровительных и спортивных учреждений. 

Годы, в которые П.В. Дементьев возглавлял авиапром, были периодом его наивысшего развития – по всем показателям советские самолеты, вертолеты, двигатели, бортовое оборудование соответствовали требованиям времени и отвечали мировым стандартам. Бурными темпами развивалась отраслевая наука…

Участникам конференции продемонстрировали специально созданный к юбилею видеофильм с редкими фотографиями П.В. Дементьева среди коллег и в кругу семьи, с кадрами кинохроник с его участием. Как практический итог труда всей отрасли под руководством Петра Васильевича в качестве министра в видеофильме был продемонстрирован большой ряд военной и гражданской авиатехники, созданной авиационной промышленностью СССР в послевоенный период до 1977 г. 

На конференции выступили заслуженные ветераны и руководители авиационной промышленности.

Известный ученый, многие годы возглавлявший ГосНИИАС, академик РАН Е.А. Федосов поделился воспоминаниями о работе с П.В. Дементьевым. Он отметил, что ему было присуще умение концентрировать усилия специалистов отрасли в разработке и создании новых образцов авиатехники, отвечающих требованиям времени. Именно в «эпоху Дементьева» созданы современные «МиГи» и «Су», а для отечественной гражданской авиации – самолеты с газотурбинными двигателями: «Ту», «Ил», «Ан», «Як».

Воспоминаниями о легендарном министре поделились также заместители министра авиационной промышленности СССР Виктор Чуйко, Владимир Иванов, начальник Главного управления Минавиапрома СССР Николай Орлов.

В кратком докладе Виктора Кузнецова и в видеофильме особое внимание участников конференции привлекли слова из воспоминаний П.В. Дементьева: «В годы «холодной войны», решая крайне сложные вопросы создания передовой авиационной техники, я всегда опирался на три основных фундамента:

-    создаваемый научно-технический задел авиационных институтов;
-    уникальные авиационные конструкторские школы;
-    профессиональный директорский корпус».

Они воспринимаются как неустаревающий наказ или практический совет легендарного министра новым поколениям руководителей авиационной промышленности России.

На конференции нескольким заслуженным работникам отрасли была вручена высшая общественная корпоративная награда, учрежденная Советом директоров ОАО «Авиапром», – Золотая медаль им. Петра Васильевича Дементьева «За выдающиеся заслуги в авиастроении». Награду получили: Виктор Васильевич Горлов – заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг., председатель Совета ветеранов гражданской авиации, Владимир Федорович Солинов – генеральный директор ОАО «НИИ технического стекла», Владимир Ильич Лузянин – председатель совета директоров АО «Гидромаш», Валерий Михайлович Калибернов – заместитель генерального директора АО РСК «МиГ», Аванэс Артемович Микоян – советник начальника инженерного центра АО РСК «МиГ», а также Юрий Андреевич Остапенко – известный журналист и писатель, автор биографической книги о П.В. Дементьеве «Товарищ министр» и книг по истории советской авиации.

Многогранная профессиональная деятельность выдающегося министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева, под руководством которого отечественное авиастроение достигло наивысших результатов, является, по существу, наглядным уроком для руководителей российской экономики всех поколений. Его подходы к руководству отрасли, понимание важной роли научных и конструкторских коллективов, кадровая политика – все это может и должно быть востребовано и на нынешнем сложном этапе развития отечественного авиастроения. 

Хотелось бы отметить большую роль и значительный вклад в сохранении исторического наследия отечественной авиации в целом, в том числе, авиастроения, генерального директора ОАО «Авиапром» Виктора Кузнецова и его коллег. Ими подготовлены и выпущены несколько капитальных трудов по истории отечественной авиации. В настоящее время завершается работа над изданием по современной истории отечественной авиации «Авиастроение России в эпоху перемен (1991-2016 гг.).


комментарии (1):

Сашочек      27/02/2017 [08:31:33]#1
Почему же организаторы мероприятия не пригласили Рогозина, Мантурова, членов советов директоров ОАК, ОДК, "Вертолетов России", руководителя Минтранса Соколова?













Материалы рубрики

Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun




РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer