Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Уроки Дементьева


16.02.17 17:33 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


2 февраля 2017 г. Открытое акционерное общество «Авиационная промышленность» (ОАО «Авиапром») и Общественный консультационный Совет авиационной промышленности, предприятия и организации авиастроительной отрасли провели научно-практическую конференцию «Историческое наследие выдающегося государственного деятеля, министра авиационной промышленности СССР в 1953-1977 гг. Петра Васильевича Дементьева», посвященную 110-летию со дня его рождения.

В конференции приняли участие заслуженные ветераны авиационной промышленности и гражданской авиации, в том числе соратники П.В. Дементьева, руководители предприятий и организаций отрасли, Профавиа, представители Военно-промышленной комиссии РФ и Минпромторга России. 

Открыл и вел конференцию генеральный директор ОАО «Авиапром», председатель Общественного консультационного Совета авиационной промышленности Виктор Кузнецов.

Член Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, председатель Совета по авиастроению коллегии ВПК Михаил Каштан передал приветствие участникам конференции от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Дмитрия Рогозина.

Виктор Кузнецов рассказал об основных вехах славного трудового пути Петра Васильевича Дементьева. После окончания профессионально-технического училища в 1927 г. он поступил в Московский механический институт им. М.В. Ломоносова, но через два года перевелся на третий курс в Военно-воздушную инженерную академию им. проф. Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1931 г. П.В. Дементьев в числе наиболее талантливых выпускников был направлен в Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота, а через три года попросился на конкретный производственный участок. В 1934-1941 гг. он проделал путь от начальника цеха московского авиационного завода №81 до главного инженера и директора крупнейшего предприятия в отрасли – Государственного авиационного завода №1 им. Авиахима (Москва). 

В 1941 г. он был назначен первым заместителем народного комиссара (с 1946 г. – министра) авиационной промышленности СССР, проработав в этой должности до 1953 г. 

С 1953 г. П.В. Дементьев – министр авиационной промышленности СССР, во главе советского авиапрома он стоял почти четверть века – до самой своей смерти в 1977 г. 

Во время Великой Отечественной войны Петр Васильевич отвечал за серийный выпуск самолетов в отрасли. Четкая организация на всех уровнях управления, внедрение накануне и в годы войны новейших технологий, самоотверженный труд работников отрасли позволили уже к осени 1941 г. удвоить ежедневный выпуск боевых самолетов, исключительно новых типов, доведя его до ста машин. Его организаторские способности ярко проявились во время эвакуации около 85% авиазаводов отрасли в восточные районы страны. 118 предприятий в кратчайшие сроки были перемещены на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, и уже к началу 1942 г. в нарастающем темпе стали выпускать необходимую фронту продукцию. Были обеспечены быстрое восполнение потерь боевой авиации и увеличивающееся из года в год количественное и качественное превосходство советской авиации над ВВС фашистской Германии и ее сателлитов, и в конечном итоге – полная победа над ними. И это при меньшей численности работников в отрасли, чем в Германии, которая использовала промышленную базу многих стран Европы. Всего за годы войны (со 2-го полугодия 1941 г. до 10 мая 1945 г.) авиапромышленность СССР выпустила 125 655 самолетов, увеличив их суточный выпуск в три раза, а на передовых предприятиях, например, на новосибирском авиазаводе №153 – почти в семь раз (с трех до 20 истребителей в сутки), при этом внедряя в серийное производство новые типы боевых машин, обеспечивая их превосходство над авиацией врага.

В послевоенный период под руководством П.В. Дементьева невиданными темпами была создана военная реактивная авиатехника, а в дальнейшем – первый в мире турбореактивный пассажирский самолет на регулярных авиалиниях Ту-104. 

В «эпоху Дементьева» постоянно шло активное переоснащение военной и гражданской авиации новой реактивной техникой, создавались новые предприятия, КБ, работавшие не только на авиацию, но и на зарождающуюся космическую отрасль. К достижениям того периода относится появление на авиатрассах СССР и многих стран современных пассажирских самолетов, созданных в отечественных ОКБ и запущенных в серийное производство. Среди них: самый массовый в мире долгожитель – многофункциональный Ан-2 (1947 г.), ближнемагистральный Ил-14 (1950 г.), среднемагистральный Ил-18 (1957 г.), самолеты местных воздушных линий Ан-24 (1959 г.) и Як-40 (1966 г.), дальнемагистральный Ил-62 (1963 г.), первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144 (1968 г.), а потом новое поколение пассажирских авиалайнеров – ближнемагистральный Як-42 (1975 г.) и среднемагистральный широкофюзеляжный Ил-86 (1976 г.). Военно-воздушные силы получали первоклассные машины конструкции ОКБ В.М. Мясищева, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и др. Предприятия отрасли участвовали в осуществлении космических программ, наиболее заметным здесь было создание космического пилотируемого корабля «Буран». В 1950-1970 гг. фактически была создана новая подотрасль – вертолетостроение. 

С именем П.В. Дементьева связано активное жилищное строительство силами авиационных предприятий, развитие сети детских оздоровительных и спортивных учреждений. 

Годы, в которые П.В. Дементьев возглавлял авиапром, были периодом его наивысшего развития – по всем показателям советские самолеты, вертолеты, двигатели, бортовое оборудование соответствовали требованиям времени и отвечали мировым стандартам. Бурными темпами развивалась отраслевая наука…

Участникам конференции продемонстрировали специально созданный к юбилею видеофильм с редкими фотографиями П.В. Дементьева среди коллег и в кругу семьи, с кадрами кинохроник с его участием. Как практический итог труда всей отрасли под руководством Петра Васильевича в качестве министра в видеофильме был продемонстрирован большой ряд военной и гражданской авиатехники, созданной авиационной промышленностью СССР в послевоенный период до 1977 г. 

На конференции выступили заслуженные ветераны и руководители авиационной промышленности.

Известный ученый, многие годы возглавлявший ГосНИИАС, академик РАН Е.А. Федосов поделился воспоминаниями о работе с П.В. Дементьевым. Он отметил, что ему было присуще умение концентрировать усилия специалистов отрасли в разработке и создании новых образцов авиатехники, отвечающих требованиям времени. Именно в «эпоху Дементьева» созданы современные «МиГи» и «Су», а для отечественной гражданской авиации – самолеты с газотурбинными двигателями: «Ту», «Ил», «Ан», «Як».

Воспоминаниями о легендарном министре поделились также заместители министра авиационной промышленности СССР Виктор Чуйко, Владимир Иванов, начальник Главного управления Минавиапрома СССР Николай Орлов.

В кратком докладе Виктора Кузнецова и в видеофильме особое внимание участников конференции привлекли слова из воспоминаний П.В. Дементьева: «В годы «холодной войны», решая крайне сложные вопросы создания передовой авиационной техники, я всегда опирался на три основных фундамента:

-    создаваемый научно-технический задел авиационных институтов;
-    уникальные авиационные конструкторские школы;
-    профессиональный директорский корпус».

Они воспринимаются как неустаревающий наказ или практический совет легендарного министра новым поколениям руководителей авиационной промышленности России.

На конференции нескольким заслуженным работникам отрасли была вручена высшая общественная корпоративная награда, учрежденная Советом директоров ОАО «Авиапром», – Золотая медаль им. Петра Васильевича Дементьева «За выдающиеся заслуги в авиастроении». Награду получили: Виктор Васильевич Горлов – заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг., председатель Совета ветеранов гражданской авиации, Владимир Федорович Солинов – генеральный директор ОАО «НИИ технического стекла», Владимир Ильич Лузянин – председатель совета директоров АО «Гидромаш», Валерий Михайлович Калибернов – заместитель генерального директора АО РСК «МиГ», Аванэс Артемович Микоян – советник начальника инженерного центра АО РСК «МиГ», а также Юрий Андреевич Остапенко – известный журналист и писатель, автор биографической книги о П.В. Дементьеве «Товарищ министр» и книг по истории советской авиации.

Многогранная профессиональная деятельность выдающегося министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева, под руководством которого отечественное авиастроение достигло наивысших результатов, является, по существу, наглядным уроком для руководителей российской экономики всех поколений. Его подходы к руководству отрасли, понимание важной роли научных и конструкторских коллективов, кадровая политика – все это может и должно быть востребовано и на нынешнем сложном этапе развития отечественного авиастроения. 

Хотелось бы отметить большую роль и значительный вклад в сохранении исторического наследия отечественной авиации в целом, в том числе, авиастроения, генерального директора ОАО «Авиапром» Виктора Кузнецова и его коллег. Ими подготовлены и выпущены несколько капитальных трудов по истории отечественной авиации. В настоящее время завершается работа над изданием по современной истории отечественной авиации «Авиастроение России в эпоху перемен (1991-2016 гг.).



комментарии (0):










Материалы рубрики


RNS
План перезапуска «Трансаэро» не нашел поддержки основных банков-кредиторов
Валентина Ефремова, Максим Стругов
КоммерсантЪ - Пермь
У МЧС не включились посадочные огни
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Между Таджикистаном и Узбекистаном произошел недолет
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
На "Вертолеты России" денег у арабов не хватило
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Ульяновск
«Хелипорту» разрешили полеты

М24
Экипажу самолетов нужно разрешить оказывать сопротивление дебоширам

Business FM
Авиабилет за полцены, но без точного времени вылета – мощный удар по конкурентам на непопулярных маршрутах

М24
Черная метка. Эксперты – о создании стоп-листа авиадебоширов



Екатерина Кособокова
КоммерсантЪ - Самара
Самара влетела в программу
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Выставку хотят взять числом и боевым опытом
Александр Воронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Три года без права перелета
Роман Азанов, Дмитрий Решетников
ТАСС
Aero India 2017: российские результаты индийского авиасалона
Анастасия Веденеева, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
В Египет со своей безопасностью
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Тариф "безвременный"
Кирилл Яблочкин
Телеканал "Звезда"
МиГ пятого поколения: каким будет новый российский истребитель?
Лукаш Визингр (Lukáš Visingr)
Echo24 (перевод InoСМИ)
Авиации держав на перепутье
Евгений Девятьяров
Известия
Частные пилоты смогут подработать авиатаксистами
Евгений Девятьяров
Известия
«Иркут» регистрирует товарный знак МС-21
Екатерина Кособокова
КоммерсантЪ - Самара
Самара влетела в программу
Александра Викулова, Алексей Сорокин
КоммерсантЪ
Росавиация сэкономила для ПФО
Анастасия Дагаева
Forbes
Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Уроки Дементьева
Марина Юршина
Известия
Компенсации авиапассажирам вырастут в несколько раз
Александр Воронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
На самолетах повышают градус трезвости
Ренат Закиев, Сергей Птичкин
Российская газета
Переходим на гиперзвук
Владислав Пузырев
RNS
Россия представила перспективное оружие в Индии
Михаил Иванов
Газета.Ru
В деле MH17 опять появился «Хмурый»
Дмитрий Косырев
РИА Новости
Летающий китайский автомобиль сделает Америку снова великой
Сергей Титов
Forbes
Роман Троценко может стать владельцем 10% Пулково
Евгений Девятьяров
Известия
Беспилотники соберут воедино

BFM
Сухой закон на борту: алкоголь из duty free полетит в багаже?
Роберт Фарли (Robert Farley)
The National Interest (перевод InoСМИ)
МиГ-21: лучший российский истребитель за всю историю?
Анатолий Караваев
Газета.Ru
Шашки уходят в небо
Павел Котляр
Газета.Ru
Президентский "Ил" застрял из-за транзистора
Наталья Граф, Наталия Ячменникова
Российская газета
Крутящий момент
Михаил Ходаренок, Максим Солопов
Газета.Ru
Китай спасет двигатель Ми-26
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
Китайский авианосец вооружается катапультами
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
На честном слове и Росрезерве
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин оставил Иран без себя
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Пекин свяжет Москву с Киевом

КоммерсантЪ
Прилетел и обещал еще
Геннадий Зубов
Газета.Ru
Вертолет сдуло в озеро
Михаил Рычагов
Телеканал "Звезда"
Лазерные гироскопы и коллиматорные индикаторы: чем оборудована российская авиация
Ольга Кудрина
КоммерсантЪ - Казань
Возвращение "Белого лебедя"
Кирилл Яблочкин
Телеканал "Звезда"
Летающий авианосец: Каким будет правнук "Адмирала Кузнецова"
М. Юсин, И. Сафронов, К. Кривошеев, А. Жаркова-Джорджевич
КоммерсантЪ
Дружественному огню не дают разгореться
Елена Платонова
Газета.Ru
Гражданская авиация подешевеет и притихнет
Алексей Заквасин, Надежда Алексеева, Кристина Хлусова
RT
По восходящей: какие новейшие разработки появляются в российской гражданской авиации
Дмитрий Самсонов, Владимир Кусков
Военно-промышленный курьер
Секция реалистов

PrimaMedia
Крушение Ту-104: 36 лет назад авиакатастрофа унесла жизни почти всего руководства ТОФ
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100