Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ломать – не строить, или предштопорный полет


27.02.17 12:52 Олег Смирнов, Журнал "Гражданская авиация", февраль 2017


Эксперты бьют тревогу: авиационное профессиональное образование находится под угрозой "сваливания в штопор". Резкую критику вызвало решение минтранса о создании Национального университета транспорта на базе МИИТа. По планам, с этим вузом должны объединиться МАДИ, МГАВТ и МГТУ ГА. Специалисты считают, что такая реорганизация чрезвычайно опасна для системы подготовки авиаторов, единственной транспортной отрасли работающей в отрыве от земли?


Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, глава комиссии Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора.

Россия государство - член ИКАО(Международной организации гражданской авиации, в которой состоит 192 государства мира). Политика ИКАО исходит из того, что важнейшая гарантия эффективных и безопасных воздушных перевозок - единые мировые профессиональные стандарты компетентности, квалификации авиаперсонала. И соответствующая этим нормам подготовка!

До сих пор обучение авиаспециалистов в России ведется в строгом соответствии с требованиями Чикагской конвенции ИКАО. Отраслевой "головной" технический вуз - МГТУ ГА, как и другие федеральные государственные образовательные организации гражданской авиации нашей страны, внесен в реестр ИКАО. То есть диплом вуза признается за рубежом. Подобным качеством не обладает ни одно учебное заведение транспортного комплекса.

Что произойдет, если подготовкой авиаперсонала займется Национальный транспортный университет? Такой вуз, где готовят и железнодорожников, и автомобилистов, и водников, в реестр ИКАО не попадет никогда. Девальвация диплома неминуема, реформа грубо нарушит обязательства нашей страны, вытекающие из Чикагской конвенции и ослабит образовательную мощь России в сфере гражданской авиации . 

 Простой пример. Аварийная ситуация на борту самолета. Летный экипаж - командир и второй пилот. За их спинами в салоне самолета - более 400 человек. Единственный человек-командир корабля, рабочее место которого находится на высоте до 12 тысяч метров и скорости до тысячи км.час, в течение долей секунды должен принять правильное решение и выполнить действия, обеспечивающие жизнь всех, находящихся на борту. Самолет в полете не остановишь, на обочину не съедешь, рельсов под самолетом нет, в дрейф не ляжешь, посоветоваться не с кем, да и времени нет на советы. Эти качества ,принятия необходимых единственно правильных решений, прививается с первых часов обучения и тренировок на тренажерах и самолетах в учебных заведениях гражданской авиации. Поэтому без преувеличения: уровень технических знаний, профессиональных навыков, психологической подготовки и ответственности летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала, которые прививаются в учебных заведениях отрасли, принципиально отличается от других профессий.  

Не случайно  материально-техническая база вузов ГА и их филиалов включает самолеты, вертолёты, комплексные и процедурные тренажёры по типам воздушных судов, учебные аэродромы, полигоны, учебные авиационно-технические базы, летно-инструкторский и инженерно-технический персонал, т.е все компоненты авиакомпании и аэродрома… Это значительно отличается от инфраструктуры обычных высших учебных заведений и их филиалов. Не надо забывать и о том, что гражданская авиация является горячим резервом военно-космических сил страны.

Минтрансом России в проекте «Концепции развития транспортного образования» вводятся численные критерии обучающихся в учебных заведениях. При этом разрушается система среднего профессионального образования гражданской авиации и деформируется система высшего профессионального образования. Кстати, в эту Концепцию также включен вопрос ликвидации всех летных учебных заведений и создания Национального летного центра в Бугуруслане при наличии современного центра высшей летной подготовки в Ульяновском институте гражданской авиации, история которому более полувека, все методики подготовки доработаны до совершенства и полностью соответствуют рекомендациям ИКАО, там проходили и продолжают обучаться авиационные специалисты многих стран мира, институт оборудован современными тренажерами с 6-ю степенями свободы. Зачем разрушать десятилетиями отлаженные и признанные всем миром механизмы?! 

Нарушение действующего учредительства (Росавиацию поменять на Минтранс), единства учебных заведений гражданской авиации и производственных предприятий отрасли не только нецелесообразно, но и губительно для сложившейся в России стройной системы подготовки авиационных кадров. Это сокрушительный удар по безопасности полетов. Не знаю как в других отраслях, но в гражданской авиации, главной фигурой которая обеспечивает безопасность полетов, всегда был и остается человек – профессионал хорошо подготовленный в учебных заведениях и теоретически и практически, а не министр или директор.

Удивляет порядок рассмотрения Минтрансом этого важнейшего вопроса без учета мнения главных действующих субъектов отраслевого образования - Росавиации, авиакомпаний, аэропортов, профессиональных общественных организаций, авиапрофсоюзов, ученых советов учебных заведений. Действия инициаторов идеи попахивают подтасовками и серьезно «подставляют» министра транспорта, выдавая желаемое за действительное. К примеру, они ссылаются на концепцию, которая еще не утверждена и твердят при этом что вопрос согласован с учредителем. А Росавиация публично заявляет, что она категорически против, о чем сообщила в адрес министра транспорта. Что это за темная игра? 

 Министерство намерено «рулить» образованием, что в настоящее время не входит в его функции. Из интервью следует, что  Министр очень радуется тому, что благодаря реформе министерство получит «основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования». Не это ли главный замысел реформы, объединить финансовые потоки вузов и заниматься затем любимым делом министерств -распределением финансов. Очевидно, что есть за что бороться. Согласно постановлению правительства от 15 апреля 2014 года, общий объем финансирования программы составит более 4 трлн руб. из федерального бюджета до 2020 года. В 2017 году на реализацию программы будет выделено около 400 млрд руб., вузы Росавиации получат более 3,7 млрд руб. из них. Сейчас Минтранс лишен возможности влиять на формирование параметров госпрограммы, отмечается в опубликованном на сайте ведомства тексте постановления коллегии. У коррупционеров неудержно текут слюньки…  

Ситуация напоминает, выражаясь авиационным языком, полет во втором аэродинамическом режиме, т.е. в предштопорном состоянии. А сваливание в штопор, это катастрофа. Выход из этой ситуации единственный, без вариантов: перейти в нормальный аэродинамический режим, предотвратить штопор и продолжить готовить авиационный персонал по методе, которая складывалась столетие и сегодня полностью соответствует всем требованием ИКАО, членом которой является Россия. 

До 1918 года Петербургский институт путей сообщения осуществлял подготовку инженеров широкого профиля по видам транспорта. В 1918 году были выделены три специальности: сухопутная, водная и воздушная. В 1930 году на базе этого института (уже Ленинградского) был образован ряд вузов по видам транспорта, в том числе Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). Даже в то время была понятна важность отраслевого авиационного профессионального образования. Она постоянно подчеркивалась в постановлениях правительства и указах законодательных органов государства. Благодаря упору на подготовку профессиональных кадров и произошел знаменитый скачок всех отраслей промышленности  в том числе и эффективная массовая аэрофикация страны, которая продолжалась до 1990 года. Ошибки в ориентирах аэрофикации, за последние 25 лет уже имеют тяжелые для страны последствия угрожающие национальной безопасности – загублено гражданское самолетостроение, которому до 90-х аплодировал весь мир (сегодня 95% пассажирооборота выполняем на самолетах западного производства), от 1400 аэропортов осталось 259 (это при площади нашей страны 17 млн кв км), за среднюю месячную зарплату житель Дальнего востока не может купить даже один билет.

Вот этими проблемами надо заниматься министрам, надо созидать, а не производить очередное разрушение теперь уже испытанного и надежного авиационного образования. Ломать не строить, но 25 лет прошло, пора переходить к созиданию. Чуда не произойдет, мировая экономика столетиями стоит на формуле «профессиональные кадры решают все!».

Выше указанный материал был подготовлен и опубликован в СМИ пару месяцев назад. Как заявил, к всеобщему ликованию профессионалов, с трибуны 22.12.16 на собрании клуба «Опыт» представитель администрации Президента РФ Юрчик А.А. отрицательные оценки авиакомпаний , аэропортов, учебных заведений, общественного совета Росавиации были услышаны в администрации и учебные заведения гражданской авиации не будут ложиться на железнодорожные шпалы и автомобильные магистрали. Но это пока только слова. Необходимо Минтрансу срочно отменить свое решение коллегии которое рекомендовало подобный кульбит и уволить с госслужбы тех чиновников, которые подтасованные материалы по объединению докладывали министру и убедили его внести вопрос в решение коллегии. Министр эту подтасовку обязан изъять, иначе их непрофессионализм, недальновидность и стремление распределять бюджетные деньги наверняка проявятся вновь.


комментарии (3):

читатель1992      27/02/2017 [15:12:45]#1
Не совсем понятна мотивировочная часть статьи. Автор приводит примеры с подготовкой летного состава ("Аварийная ситуация на борту самолета.... и т.п."), чем МГТУ ГА не занимается. Тогда в чем проблема? Какое имеет отношение МГТУ ГА к подготовке летных экипажей?
Летные училища ведь в Национальный университет транспорта включены не будут, т.к. об этом в статье ни слова?
К чему тогда весь этот изобличительный пафос?

читатель1992      27/02/2017 [15:21:49]#2
И еще было бы неплохо уточнить информацию. По словам автора статьи, МГТУ ГА внесен в некий "реестр ИКАО". Вопросы:
1. Что это за "реестр ИКАО" и где с ним можно ознакомиться?
2. Каковы правила ведения этого реестра?
3. Включены ли в этот реестр ФГБОУ ВО УИ ГА и ФГБОУ ВПО СПБГУ ГА, а также ФГБОУ «ВС УТЦ» и ФГБОУ «ДВ ЦПАП», занимающиеся подготовкой летного персонала? Последний вопрос очень важен, так как имеет непосредственное влияние на безопасность полетов.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      28/02/2017 [02:16:59]#3
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя читатель1992 от 27.02.2017 15:12
   
Не совсем понятна мотивировочная часть статьи. Автор приводит примеры с подготовкой летного состава ("Аварийная ситуация на борту самолета.... и т.п."), чем МГТУ ГА не занимается. Тогда в чем проблема? Какое имеет отношение МГТУ ГА к подготовке летных экипажей? Летные училища ведь в Национальный университет транспорта включены не будут, т.к. об этом в статье ни слова? К чему тогда весь этот изобличительный пафос?
Автор пишет: "...уровень технических знаний, профессиональных навыков, психологической подготовки и ответственности летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала, которые прививаются в учебных заведениях отрасли, принципиально отличается от других профессий".

В МГТУ ГА как раз и готовят диспетчерский и инженерно-технический персонал - людей, которые напрямую обеспечивают безопасность полетов. А БП есть многоуровневая система, которой нет ни в одном другом виде транспорта и которую железнодорожники привить со студенческой скамьи авиаторам не смогут.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpSEZ
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/otherthings/, подробности...
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer