Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гражданская авиация России на выходе из кризиса


15.03.17 11:47 Василий Шапкин, Александр Фридлянд, Журнал "АвиаСоюз"


Кризисные макроэкономические процессы в российской экономике в 2014-2016 гг. привели к длительному (почти двухгодичному) спаду авиаперевозок. Главные внешние макроэкономические факторы, предопределившие глубокий отраслевой спад: девальвация национальной валюты, инфляция и снижение жизненного уровня населения, закрытие по внешнеполитическим причинам ряда популярных направлений международных полетов.


Василий Шапкин, генеральный директор ГосНИИ ГА, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

Александр Фридлянд, директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ ГА, доктор экономических наук, профессор

В сложных кризисных условиях существенно выросли риски авиационного бизнеса для отраслевых инвесторов, на что критически повлияли рост (с 14,3% до 28,1% за 2013-2016 гг.) в себестоимости авиаперевозок удельного веса расходов на аренду и лизинг воздушных судов (ВС) и удорожание заемных средств в условиях высокой ключевой ставки Центрального Банка России. Однако наблюдающийся уже четыре месяца (октябрь 2016 г. – январь 2017 гг.) интенсивный восстановительный рост авиаперевозок (рис. 1) определенно указывает на то, что отрасль проходит острую фазу кризиса и готова в новых условиях достаточно быстро выйти на докризисные объемы авиаперевозок (посткризисный «отскок» рынка).

Рис.1. Динамика пассажирооборота ГА России, помесячно, 2015-2016 гг. – янв. 2017 г., всего (МВЛ+ВВЛ), в %
 

За прошедший трехлетний кризисный период (2014-2016 гг.), как показали результаты исследований ГосНИИ ГА, кардинально поменялась структура российского авиатранспортного рынка (рис. 2):

- изменилась структура пассажиропотоков – удельный вес пассажиров внутренних воздушных линий (ВВЛ) вырос с 46,4% до 63,7%, удельный вес пассажиров международных воздушных линий (МВЛ) упал с 53,6% до 36,3%;
- средняя дальность перевозок пассажиров гражданской авиации России снизилась с 2663 км до 2434 км, вновь укрепилось «москвоцентричное» построение маршрутной пассажирской авиасети с преимущественной ориентацией на перевозки через столицу.

В составе первоочередных антикризисных мер отраслевой регулятор (Минтранс России) добился снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на ВВЛ с 18% до 10%, создав, тем самым, базовую возможность существенного снижения убыточности ВВЛ без повышения финансовой нагрузки на потребителей (авиапассажиров). Продолжалась реализация отраслевых и региональных программ субсидирования региональных и местных авиаперевозок, полетов между дальневосточными регионами и центральными районами России, а также программ субсидирования проектов приобретения авиационной техники по лизинговым и арендным контрактам.

Рис. 2. Тенденции изменений структуры рынка и экономики авиабизнеса на выходе из кризиса
 

В свою очередь, российские авиакомпании, адаптируя бизнес к меняющимся рыночным условиям, реализовали эффективные меры по сокращению избыточной численности эксплуатируемого парка ВС, оптимизации структуры этого парка и интенсификации его использования (рис. 2), достигнув, по данным отраслевой формы государственного статистического наблюдения 32-ГА, следующих показателей:

- среднесписочная численность действующего самолетного парка коммерческих эксплуатантов (без малой и бизнес-авиации) за 2013-2016 гг. снизилась с 1212 до 1032 ВС, или на 15% (при спаде соответствующего пассажирооборота на 4,2% и росте числа перевезенных пассажиров на 4,7%);
- удельный вес налета часов на авиатехнике зарубежного производства (без малой и бизнес-авиации) вырос с 86,8% до 88,7%;
- среднемесячный налет часов на одно среднесписочное ВС (без малой и бизнес-авиации) составлял за рассматриваемый период: по ВС российского и советского производства – около 47 час/месяц, а по авиатехнике иностранного производства – вырос с 247 час/месяц до 272 час/месяц;
- показатель занятости пассажирских кресел за рассматриваемый период вырос с 79,5% до 81,1%.

Отмеченное выше подтверждает высокий профессиональный уровень отраслевого менеджмента (как это, например, уже ранее было продемонстрировано в период после предыдущего кризиса 2008-2009 гг.) в обеспечении эффективной рыночной адаптации авиационного бизнеса к изменившимся условиям функционирования гражданской авиации. 

Реализованные антикризисные меры позволили авиатранспортной отрасли, в основном, преодолеть быстро нараставшие с 2014 г. негативные тренды в части высоких отрицательных операционных финансовых результатов участников рынка. 

Сопоставление финансовой отчетности авиакомпаний и аэропортов за 2013-2016 гг. позволяет сделать следующие выводы:

- аэропорты достаточно быстро (фактически уже в течение первого кризисного 2014 г.) адаптировались к кризисной ситуации в отрасли, сохранили в целом стабильную прибыльность, ежегодно наращивая рентабельность своей деятельности;
- адаптация авиаперевозчиков к изменившимся условиям рынка проходила значительно труднее и заняла гораздо более длительный период. Фактически авиатранспортный комплекс, пройдя пик получаемых убытков в 2014 г., сумел стабилизировать свою финансовую деятельность лишь в 2016 г., т. е. в течение третьего кризисного года, что и обеспечило потенциальные возможности выхода отрасли из кризиса в 2017 г.

В рассмотренный кризисный период с рынка ушла, под грузом чрезмерных объемов заимствования (оказавшихся неподъемными для авиакомпании в условиях текущего кризиса), вторая по объемам авиаперевозок российская авиакомпания «Трансаэро». Ее уход и перераспределение между участниками рынка выполнявшихся ранее «Трансаэро» объемов авиаперевозок сформировали принципиально новую ситуацию на авиатранспортном рынке России.

Сегодня на российском авиатранспортном рынке доминирует группа «Аэрофлот», как в сегменте перевозок на МВЛ, так и в нише магистральных перевозок на ВВЛ. При этом, на МВЛ с российскими авиаперевозчиками конкурируют также иностранные авиакомпании, что исключает возможности монополизации данного сектора российского авиатранспортного рынка. На основном (магистральные перевозки) сегменте рынка ВВЛ группа «Аэрофлот» сегодня занимает лидирующее положение, выполняя около 55% авиаперевозок. Это позволяет ей, в условиях доминирования, своей ценовой политикой прямо влиять на цены, устанавливаемые другими авиакомпаниями в сегменте магистральных ВВЛ. Известно, что группа «Аэрофлот» не допускала и не допускает ситуаций злоупотребления своим доминирующим положением в отношении потребителей, однако теоретически такие возможности теперь у нее сложились. Это диктует актуальность и необходимость подготовки новых, адекватных изменившейся рыночной ситуации, форм государственного регулирования рынка с «доминирующим игроком».

По результатам исследований ГосНИИ ГА, выход из кризисного спада еще не гарантирует отрасли долгосрочного стабильного развития без продолжения реализации мер государственной поддержки и развития современной нормативной базы воздушного транспорта, обеспечивающих необходимую инвестиционную привлекательность российской гражданской авиации. Наиболее актуальными из рассматриваемых в настоящее время мер, на наш взгляд, являются:

-  обнуление ставки НДС авиакомпаний на ВВЛ;
-  снятие льготы по НДС с аэропортов в приемлемом для авиакомпаний варианте;
-  антидемпинговое регулирование цен на воздушных линиях (вместо традиционной борьбы антимонопольных органов с якобы завышенными ценами авиакомпаний);
-  совершенствование системы субсидирования лизинга (аренды) ВС в целях стимулирования обновления парка российской авиатехникой и снижения рисков авиабизнеса.

Реализация указанных мер будет содействовать эффективному и устойчивому посткризисному развитию авиатранспортной отрасли России.


комментарии (21):

мга      16/03/2017 [09:43:21]#1
Да. Сильный доклад. Все свелось к 2 тезисам. Чтобы было лучше
- не надо платить налоги
- надо добавить прямых денег на аренду самолетов, а еще лучше отдавать бесплатно.
Это не бизнес , а иждивенчество

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      16/03/2017 [19:56:13]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя мга от 16.03.2017 09:43
   
Да. Сильный доклад. Все свелось к 2 тезисам. Чтобы было лучше - не надо платить налоги - надо добавить прямых денег на аренду самолетов, а еще лучше отдавать бесплатно. Это не бизнес , а иждивенчество
Это заслуженная компенсация бизнесу, за создание правительством невыносимых условий для его ведения.

мга      16/03/2017 [22:01:29]#3
Это правительство для все создает такие условия, но поблажки избранным. Почти все АК отчитались о прибыли. вопреки снижению перевозок и среднего чека на билет. Получается вся прибыль - это неуплаченные налоги. Затем потребуют снижения НДС РЖД и автобусы и тд

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      17/03/2017 [13:05:54]#4
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя мга от 16.03.2017 22:01
   
Это правительство для все создает такие условия, но поблажки избранным. Почти все АК отчитались о прибыли. вопреки снижению перевозок и среднего чека на билет. Получается вся прибыль - это неуплаченные налоги. Затем потребуют снижения НДС РЖД и автобусы и тд
Это не правда. О прибыли отчитались только те компании, которые показали рост объемов. Это небольшая группа крупных авиакомпаний, к которым перетекли пассажиры от всех остальных. То есть компании выживают за счет канибализма - пожирания друг-друга. А это путь к консолидации рынка и будущей его монополизации.

мга      18/03/2017 [02:30:26]#5
согласен. именно это и хотел сказать. Что АФЛ не одинок в прибыли в 22016

FAA      18/03/2017 [15:56:10]#6
Прибыль сегодняшняя связана с тем, что за кризисный период успешные авиакомпании привели в соответствие парк и объемы перевозок, международные перевозки в условиях девальвации рубля стали еще более выгодными (спад на МВЛ менее чем в 2 раза, а девальвация в 2 раза, т.е. доходы га МВЛ в рублевом измерении выросли и, соответственно, фин результаты тоже. Убытки на ВВЛ слегка тормознулись снижением
НДС на ВВЛ с 18% до 10% (хотя есть риски в том факте, что это снижение, как антикризисная мера, носит временный характер). Пять месяцев подряд наблюдаем мощнейший восстановительный "отскок" объемов авиаперевозок (не менее 15-20% в сравнении с аналогичными месяцами предыдущего года. При полнейшем отсутствии роста стандартных макроэкономических факторов - драйверов указанного роста (ВВП и т.п.). Очередное напоминание о специфике российского спроса на авиаперевозки и мотивации российского "летающего" класса (порядка 5% населения) к следованию определенным стандартам авиационной подвижности

FAA      18/03/2017 [16:37:46]#7
ну и в отношении Аэрофлота, понятно, есть еще доп источники улучшения фин результата

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      19/03/2017 [21:50:27]#8
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя FAA от 18.03.2017 15:56
   
Прибыль сегодняшняя связана с тем, что за кризисный период успешные авиакомпании привели в соответствие парк и объемы перевозок, международные перевозки в условиях девальвации рубля стали еще более выгодными (спад на МВЛ менее чем в 2 раза, а девальвация в 2 раза, т.е. доходы га МВЛ в рублевом измерении выросли и, соответственно, фин результаты тоже. Убытки на ВВЛ слегка тормознулись снижением НДС на ВВЛ с 18% до 10% (хотя есть риски в том факте, что это снижение, как антикризисная мера, носит временный характер). Пять месяцев подряд наблюдаем мощнейший восстановительный "отскок" объемов авиаперевозок (не менее 15-20% в сравнении с аналогичными месяцами предыдущего года. При полнейшем отсутствии роста стандартных макроэкономических факторов - драйверов указанного роста (ВВП и т.п.). Очередное напоминание о специфике российского спроса на авиаперевозки и мотивации российского "летающего" класса (порядка 5% населения) к следованию определенным стандартам авиационной подвижности
Может наоборот? Чтобы доходность на МВЛ выросла, нужно было, чтобы за девальвацией рубля и цены на билеты в рублях удвоились. Но этого не произошло. Значит в валюте доход упал. А расходы авиакомпаний, из-за большой валютной составляющей в себестоимости напротив, значительно выросли. Плюс спад объёмов.

FAA      21/03/2017 [09:10:28]#9
В валюте доход авиакомпаний по МВЛ, конечно, упал. А в рублях, несмотря на спад перевозок на МВЛ, вырос. Из-за девальвации рубля. При этом расходы на МВЛ выросли значительно в меньшей степени, так как не все они валютные - часть расходов по МВЛ делаются здесь, в России, они рублевые и выросли в значительно меньшей степени чем вырос доллар или евро в рублевом измерении. Это - стандартный позитивный эффект в экспортноориентированной отрасли от девальвации национальной валюты

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      22/03/2017 [09:39:33]#10
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя FAA от 21.03.2017 09:10
   
В валюте доход авиакомпаний по МВЛ, конечно, упал. А в рублях, несмотря на спад перевозок на МВЛ, вырос. Из-за девальвации рубля. При этом расходы на МВЛ выросли значительно в меньшей степени, так как не все они валютные - часть расходов по МВЛ делаются здесь, в России, они рублевые и выросли в значительно меньшей степени чем вырос доллар или евро в рублевом измерении. Это - стандартный позитивный эффект в экспортноориентированной отрасли от девальвации национальной валюты
Не верно. Все было бы так, если бы это был чистый экспорт и все билеты подавались в валюте. Но львиная доля билетов продается за рубли.

FAA      22/03/2017 [12:15:40]#11
1) продажа за рубли не исключает роста цен в связи с девальвацией
2) чтобы объективно разрешить спор, надо дождаться публикации ТКП стаатистики за 2016 годе (где-то во второй половине мая).
А пока вот Вам сопоставление 2013 и 2016 гг (пока, правда, итог не года а первых 9 месяцев)
2013 год, мвл, доход с 1 ткм 25, 4 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 24, 6 ткм,
фин результат 0, 8 руб/ткм или опер рент-сть = +3, 3%
2016 год, мвл, 9 месяцев, доход с 1 ткм = 36, 8 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 34, 8 ткм, фин результат 2 руб/ткм или опер рент-сть = +5, 6%

Итак, с 1 ткм получаем +2 руб, а было +0, 8 руб



FAA      22/03/2017 [12:15:47]#12
1) продажа за рубли не исключает роста цен в связи с девальвацией
2) чтобы объективно разрешить спор, надо дождаться публикации ТКП стаатистики за 2016 годе (где-то во второй половине мая).
А пока вот Вам сопоставление 2013 и 2016 гг (пока, правда, итог не года а первых 9 месяцев)
2013 год, мвл, доход с 1 ткм 25, 4 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 24, 6 ткм,
фин результат 0, 8 руб/ткм или опер рент-сть = +3, 3%
2016 год, мвл, 9 месяцев, доход с 1 ткм = 36, 8 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 34, 8 ткм, фин результат 2 руб/ткм или опер рент-сть = +5, 6%

Итак, с 1 ткм получаем +2 руб, а было +0, 8 руб



FAA      22/03/2017 [12:15:48]#13
1) продажа за рубли не исключает роста цен в связи с девальвацией
2) чтобы объективно разрешить спор, надо дождаться публикации ТКП стаатистики за 2016 годе (где-то во второй половине мая).
А пока вот Вам сопоставление 2013 и 2016 гг (пока, правда, итог не года а первых 9 месяцев)
2013 год, мвл, доход с 1 ткм 25, 4 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 24, 6 ткм,
фин результат 0, 8 руб/ткм или опер рент-сть = +3, 3%
2016 год, мвл, 9 месяцев, доход с 1 ткм = 36, 8 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 34, 8 ткм, фин результат 2 руб/ткм или опер рент-сть = +5, 6%

Итак, с 1 ткм получаем +2 руб, а было +0, 8 руб



Каландровожатый      25/03/2017 [09:41:25]#14
Сказалось еще то, что, считая тариф на 16 г. в конце 15 г., на валютные расходы авиакомпании закладывали курс доллара 75-80 р., а по факту он был около 60. Таким образом, в рублях факт по валютным расходам был ниже, чем план. Улыбка авиакомпаний при взгляде на эти цифры стала, конечно, шире.

Каландровожатый      25/03/2017 [09:59:28]#15
Снижение налогов мера поддержки более предпочтительная: при субсидировании ежегодно возникает риск утвердят/не утвердят, могут также снижать выделяемые суммы, а авиакомпания уже ввела в эксплуатацию самолеты. И что ей дальше делать, если не утвердят? Вроде того, что искать другие рынки и т.п. А снижение налогов действует дольше, к пересмотру налогов не каждый год обращаются.

Rogozinp      29/01/2018 [09:28:40]#16
Как считаете? Можно в долгосрочке прогнозировать курсы валют (чтобы не было "на валютные расходы авиакомпании закладывали курс доллара 75-80 р., а по факту он был около 60")

Можно ли верить аналитикам и сайтам подобным http://xn----8sbhqqpfcfkhmy.xn ... (прогноз-курса.рф)?

Dynamo-MOW      29/01/2018 [11:25:43]#17
Нормальная, взвешенная статья. Правда, как всегда, приводятся "средние по палате" показатели. Но это издержки работы крупными мазками .

Гога_2000      29/01/2018 [12:52:49]#18
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Rogozinp от 29.01.2018 09:28
   
Как считаете? Можно в долгосрочке прогнозировать курсы валют (чтобы не было "на валютные расходы авиакомпании закладывали курс доллара 75-80 р., а по факту он был около 60") Можно ли верить аналитикам и сайтам подобным http://xn----8sbhqqpfcfkhmy.xn--p1ai/ (прогноз-курса.рф)?
Вашу ссылку даже читать страшно, не то, что по ней переходить. Так и кажется, что не только комп заразишь, но и самому придется лечиться)))

Fencer 2      25/05/2018 [07:57:45]#19
Первый этап освидетельствования нового Ту-214ОН с отечественными цифровыми аэрофотокамерами пройдет в Кубинке https://www.aex.ru/news/2018/5 ...

booster      25/05/2018 [08:33:26]#20
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Fencer 2 от 25.05.2018 07:57
   
Первый этап освидетельствования нового Ту-214ОН с отечественными цифровыми аэрофотокамерами пройдет в Кубинке https://www.aex.ru/news/2018/5/21/184514/?utm_referrer=https://zen.yandex.com
и какое же отношение имеет самолет "открытое небо" к коммерческой авиации и кризису перевозок в ней?

АВЛ      25/05/2018 [09:48:50]#21
и какое же отношение имеет самолет "открытое небо" к коммерческой авиации и кризису перевозок в ней?


шоб было)))













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием



Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBi3dP
Объявление: http://perevozki.youdo.com/serpukhov/garbage/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer