Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Якоря на крыльях


23 марта 2017 года Владимир Таюрский, Российская газета


В Якутске третий год стоит на приколе экраноплан "Буревестник-24". Его привезли сюда в 2013-м на испытания. Крылатому речному судну прочили роль первенца якутского экранопланного флота, который позволил бы решить проблему транспортной доступности многих населенных пунктов. Аппарат немного поплавал по реке Лена. Но дело бросили на полпути, не успев понять, как это будет (и будет ли?) работать в условиях Севера.

До 2014 года только и разговоров было, что о создании экранопланного флота, который станет едва ли не панацеей. Но сначала построенный в подмосковных Мытищах "Буревестник" надо было испытать на Лене - летом и зимой, на здешних волнах и торосах, при якутских ветрах и морозах. Было решено поставить его на 700-километровый пассажирский маршрут Якутск - Олекминск, который пока обслуживают стареющие скоростные теплоходы. Однако крайней точкой, до которой дошло это судно, стал расположенный в 85 километрах от столицы республики город Покровск.

В экраноплане что-то сломалось. Для опытного образца - обычное дело. В период испытаний технику ломают, задавая ей сверхнагрузки, чтобы выявить слабые места. Переделывают. Снова гоняют с перегрузками и опять переделывают, пока машина не станет соответствовать заданным условиям. Но в нашем случае чинить почему-то не стали. Вокруг проекта просто наступила глухая тишина.

…В республиканском министерстве транспорта не смогли найти сотрудника, у которого можно было бы выяснить природу этой тишины. Специалиста, ведущего эту программу или хотя бы просто находящегося "в курсе", там не оказалось.

- Идея провалилась. Сейчас экранопланами занимается только один человек, и то на общественных началах, - пояснил пресс-секретарь министерства Виктор Алексеев.

- Аппарат сломался - это провал идеи? - удивился тот самый общественник, исполнительный директор Транспортного союза Якутии Виктор Потылицын. - В России три компании занимаются строительством экранопланов. Плюс к этому делать такие машины собираются на Иркутском авиазаводе. Создается отрасль нового судостроения, экранопланы включены в главный документ - Речной регистр. Если у нас что-то не получилось, это говорит только о том, что нам надо исправлять ошибки и двигаться дальше.

По словам Виктора Федоровича, на ремонт "Буревестника" у частной компании-производителя в тот период просто не оказалось денег. Республика потратила на перевозку аппарата и некоторые работы с ним три миллиона рублей. На завершение программы требовалось столько же, но регион тратиться на чужую технику больше не стал.

- Сейчас у фирмы средства появились, в мае ее представители приедут сюда продолжать работу, - рассказал Потылицын. - Однако вести разговор вокруг одного этого судна неправильно. Во-первых, в стране есть выбор, а во-вторых, аппарат - лишь часть системы, которую надо создавать. Ну покажет "Буревестник" свою пригодность к работе на Севере. А дальше? Где налаживать серийную сборку? В Мытищах не завод - цех. Да и если выберем машину другого производителя, сборку все равно надо вести здесь. Сейчас разработана программа модернизации расположенного под Якутском Жатайского судостроительного завода. В нее бы влиться - самое время! И уже надо идти дальше - прокладывать маршруты, чтобы не пересекаться с обычными речными судами, планировать пункты заправки и обслуживания, да те же радиочастоты определять, на которых будут работать экипажи…

Впрочем, главное, как отмечает Виктор Потылицын, - все-таки аппарат, базовое многоцелевое судно, которое впоследствии можно было бы модифицировать под различные нужды. Причем испытано оно должно быть не на Лене (или не только на Лене), а в Арктике. Именно там будет больше всего работы для амфибийного флота.

- Мы нашли такой вариант в Петрозаводске, где на бывших оборонных заводах строят экранопланы "Орион". Предприятие частное, но программа ему задана оборонным ведомством и Минпромторгом России. В качестве базового мы выбрали судно "Орион-15". Подготовили техническое задание для его допроектирования применительно к арктическим условиям.

"Мы" - это Транспортный союз, общественная организация. Прежде чем проект разработанного общественниками техзадания станет юридическим документом, необходимо, чтобы его согласовали госструктуры, он должен пройти госэкспертизу. Кто этим будет заниматься, если "идея провалилась"? Да и нужны ли вообще Якутии экранопланы?

- Конечно, нужны! Я представляю, как они летят над рекой Колымой. Но для начала нужен испытанный, приспособленный к нашим условиям экземпляр. Над этим надо работать. А у нас один человек пытается что-то сделать, а вокруг сплошная говорильня, - эмоционально ответил президент Торгово-промышленной палаты республики Владимир Членов.

Как считает Виктор Потылицын, будь у Якутии экранопланы, не пришлось бы вводить режим ЧС в северных улусах из-за позднего открытия зимников, как это произошло в нынешнем году. Уголь на таких судах, конечно, не повезешь, но тарированное топливо для ДЭС, продукты, медикаменты, пассажиров - вполне.

Производители предлагают любые варианты машин - магистральных, способных на одной заправке доплыть-долететь от Якутска до любого райцентра, маленьких, которые могут выполнять перевозки внутри улуса… Но нет ни одного аппарата, испытанного в Арктике.

А ведь мало испытать. На какие деньги выпускать серию, когда будет создано базовое арктическое судно? Все производители - частники, без госзаказа они собирают машины поштучно. По мнению Потылицына, лучший вариант - войти в программу "Ориона" на условиях софинансирования с Минпромторгом.

- Ведь это нужно не только нам - другие северные регионы тоже с интересом присматриваются к экранопланам. Но делают это с оглядкой на Якутию, поскольку мы стали закоперщиками. Власти республики неоднократно обращались в федеральные ведомства с просьбой о содействии. Прежде находили поддержку, а вот в последнее время что-то не заладилось, - говорит энтузиаст.

"Последнее время" - это после 2014 года. Того самого, когда на полпути остановились испытания "Буревестника" и госструктуры Якутии потеряли к ним интерес. Не оказалось ли это судно лежачим камнем, под который перестало течь из Москвы?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6tqB
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/arenda/refrigerator/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer