Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Транзитная зона Шереметьево позволила ЕСПЧ наказать Россию


30 марта 2017 года Андрей Резчиков, Михаил Мошкин, Взгляд


Очередной крайне спорный вердикт не в пользу России вынес Европейский суд по правам человека. Согласно решению ЕСПЧ, Россия обязана обеспечивать ряд условий жизни беженцам – гражданам других стран, даже если отказывается пустить их на свою территорию. У подобного абсурда, однако, есть свои объяснения.

Во вторник на официальном сайте Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) было опубликовано решение по иску, который подали против России три выходца с Ближнего Востока – из Палестинской автономии, Ирака и Сирии, а также гражданин Сомали.

В решении говорится, что эти люди (чьи имена укрыты за инициалами З. А., М. Б., А. М. и псевдонимом «господин Ясиен») подавали прошение о получении статуса беженца, им в этом было отказано, и они застряли в транзитной зоне международного аэропорта Шереметьево. В 2014–2016 годах «три заявителя провели от пяти до восьми месяцев в транзитной зоне аэропорта». «Один из заявителей – из Сомали – провел в этой зоне почти два года».

Из дальнейшего изучения дела становится ясно, что в результате сириец и иракец смогли выехать в Швецию и Данию, палестинец отправился в Египет, а сомалиец вернулся на родину.

Рассмотрев дело, «суд постановил, что Россия должна заплатить в качестве компенсации материального ущерба 15 тыс. евро заявителю с палестинских территорий, по 20 тыс. евро иракскому и сирийскому заявителям и 26 тыс. евро сомалийскому заявителю. 3,5 тыс. евро было присуждено каждому заявителю за судебные издержки». Таким образом, России предписали уплатить 95 тыс. евро.

Суть претензий

С точки зрения Страсбургского суда, Россия нарушила статьи 3 («Запрещение пыток») и 5 («Право на свободу и личную неприкосновенность») Европейской конвенции по правам человека.

«Нарушением права на свободу» судьи сочли то, что «заявители, которые находились в ситуации просителей убежища, чьи заявления еще не были рассмотрены, остались в транзитной зоне не по своей воле». Они «не могли ни въехать на территорию России, ни выехать в какое-либо другое государство, кроме того государства, которое они только что покинули». «Они не были официально признаны лишенными свободы. Поэтому суд пришел к выводу, что их заключение в транзитной зоне равносильно фактическому лишению свободы», – сделал вывод ЕСПЧ.

Эта часть претензий выглядит наиболее шаткой. Тезис, согласно которому «застрявшие» в аэропорту и не получившие статуса беженца в России не могли выехать в третью страну, выглядит не вполне убедительно, если не сказать абсурдно. Ведь в том же деле указано, что в конце концов один уехал в Швецию, другой – в Данию, при помощи Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR).

В той части вердикта, где речь шла о «нарушении» статьи о запрещении пыток, было больше конкретики. «Суд установил, что заявители не имели доступа к таким элементарным удобствам, как кровати, душевые или кухонные принадлежности в транзитной зоне. Правительство не представило никаких доказательств обратного, – подчеркивалось в решении ЕСПЧ. – Суд счел недопустимым, чтобы кто-либо мог содержаться под стражей в условиях полного отсутствия удовлетворения таких насущных потребностей».

Как сообщает DW, в Шереметьево все четверо соискателей статуса беженца постоянно спали на матрасах в зале, где пассажиры собираются перед посадкой в самолет. Продуктовые пайки «гости» получали от российского представителя UNHCR. Но пользоваться душем в течение всего времени пребывания в транзитной зоне аэропорта они действительно не могли.

«Некоторая недоработка представителей России»

Профессор кафедры международного права МГИМО, управляющий партнер DL Legal Bureau Дмитрий Лабин назвал решение ЕСПЧ «не очень комфортным» для России. Он пояснил, что оно не касается вопроса предоставления или непредставления статуса беженца. «Никакая международная инстанция не может заставить Россию выдавать или не выдавать соответствующие документы», – подытожил он.

«Статьи, на которые ссылаются истцы, – о том, что вне зависимости от отказа или предоставления соответствующего статуса должны соблюдаться все права, которые закреплены в европейской конвенции и российской Конституции. Видимо, истцы смогли убедить суд в том, что в этой части были нарушения», – сказал Лабин газете ВЗГЛЯД.

Юрист подчеркнул, что в процессе «важна не только материальная сторона, но и процессуальная: как представлены доказательства, в какой последовательности, в какой форме».

«Я бы не стал говорить, что это очередное доказательство политизированности процесса в ЕСПЧ. Я думаю, что это некоторая недоработка соответствующих представителей со стороны России, – считает Лабин. – Возможно, есть какие-то упущения чисто процессуального характера. Такое решение – неоднозначное, и здесь видится ошибка в плане профессионального квалифицированного представления интересов российского государства в этом процессе».
Одна из таких недоработок – попытка представителей российской стороны сослаться на особый правовой статус транзитной зоны. Что касается статуса транзитной зоны в аэропорту, то Лабин пояснил, что там действуют законы РФ, как и на всей территории страны. По его словам, красные линии в Шереметьево – условные юридические фикции, и «территория России там не прекращается».

«Граждане, вылетающие за рубеж, проходят определенные процедуры. Статус территории не меняется. Если вы прошли паспортный контроль и попали в предвылетную зону, это не значит, что вы уже находитесь за границей. Вы все еще находитесь на территории РФ, пройдя некоторые формальности, позволяющие вам совершить международный полет, который начинается с момента закрытия дверей самолета», – пояснил юрист.

Пробелы и их эффективное использование

Президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин считает, что подобным решением ЕСПЧ проявляет «правовой абсолютизм» – преувеличенное внимание к «букве закона», не принимающее в расчет реальные обстоятельства.

Страсбургский суд посчитал, что если эти лица попали на территорию государства, то они автоматически попадают под его юрисдикцию, и государство должно нести за них ответственность, пояснил собеседник. «Почему ЕСПЧ решил отыграться на нашем государстве? Это странно», – подчеркнул собеседник. Он отметил, что проблемы с людьми, которые застряли в транзитной зоне, возникают не только у России. Но в данном случае суд сделал вывод – из самого факта приезда людей с неясным статусом априори вытекает обязанность России обеспечивать им некие условия жизни, вне зависимости от того, намерено ли государство впустить этих людей на свою территорию.

В пользу Страсбургского суда играют пробелы в российском законодательстве, регулирующем статус беженцев. «Возможно, данные лица являются беженцами фактически, но не являются ими юридически. Чтобы попасть на территорию государства, они должны получить статус беженца от этого государства, – поясняет юрист. – Россия является участником международных конвенций, поэтому несет определенные обязанности, в том числе по обеспечению минимальных условий проживания – набора социальных прав. Но проблема в следующем: пока мы их не признали в качестве беженцев, до этого времени они ничего не могут получить от России. И эти сложные вопросы пока не решены». 

Уполномоченный по правам человека официально занимается правами граждан, которые находятся на территории страны законно. А те, кто находится на ней незаконно, не могут рассчитывать на такую помощь – и это еще один правовой пробел, отмечает собеседник.

Дополнительная сложность возникает из-за неурегулированности международных правил и норм, отметил Капустин. Например, теми же конвенциями по международным перевозкам подобные вопросы не разрешены.

«Транзитные зоны – серые зоны»

«В советское время было все четко: если у лица не было въездной визы или загранпаспорта – их тут же отправляли следующим рейсом в ту страну, откуда они прилетели, – отмечает Капустин. – Сейчас такого нет. Нужны билеты, а кто будет их покупать? Государство таких средств не выделяет».

В интересах государства не допускать подобных случаев, резюмирует юрист. «Кто там прибыл? Что с их здоровьем? Чем они могут болеть? Они могут быть разносчиками заболеваний. Это угроза общественному порядку в государстве. Здесь много вопросов. Транзитные зоны – это серые зоны», – подытожил он.

Казус с четырьмя «гостями» в аэропорту Шереметьево – не уникальный. Так, можно упомянуть случай иранского беженца Мехрана Карими Нассери, который провел 18 лет – с 1988 до 2006 года – в парижском аэропорту им. Шарля де Голля из-за того, что у него были украдены документы. К слову, случай Нассери лег в основу известного американского фильма «Терминал», действие которого происходит в аэропорту Нью-Йорка.

Однако чаще речь идет о добровольном выборе. Так, в 2009 году китайский правозащитник Фэн Дэнху, которому отказали в возвращении в КНР из-за границы, 92 дня провел в «иммиграционном зале» токийского аэропорта Нарита. В 2010 году мировые СМИ передали историю Чезиры Тон, которой было отказано во въезде на Маврикий, где живут ее родственники, и которая – также в знак протеста – более пяти лет оставалась в аэропорту Милан-Мальпенса.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer