Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тарифы с социальной ответственностью


20 апреля 2017 года Наталья Майборода, Forbes


Авиакомпания расширила программу единых фиксированных тарифов и продлила ее до конца 2018 года. Такая инициатива связывает федеральный центр с далекими окраинами России, но «Аэрофлоту» приносит серьезные убытки.

«Плоские» тарифы — программа «Аэрофлота», которая позволяет пассажирам летать по России экономическим классом обслуживания по единым фиксированным тарифам. Такой тариф предполагает, что цена билета не меняется в зависимости от даты приобретения. Она также не повышается в течение года и не зависит от сезона. 

В отличие от субсидируемых полетов для студентов и пенсионеров, которые актуальны лишь в период зимних и летних каникул, билеты по фиксированным ценам доступны для всех категорий граждан. По понятным причинам они пользуются большим спросом, особенно в высокий сезон, когда начинается период летних отпусков. 

Билеты по фиксированным ценам распространяются на семь направлений авиакомпании. Это Симферополь, Калининград, Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, а с 2017 года еще и Магадан. Таким образом, этот город стал пятым дальневосточным направлением, который включили в программу «плоских» тарифов. 

«Как возникли фиксированные тарифы? С одной стороны, «Аэрофлот» — коммерческая структура. С другой стороны — это акционерное общество, основной акционер которого все-таки государство.

Будучи совладельцем этого бизнеса, он вправе диктовать руководству авиакомпании, каким образом вести этот бизнес, — объясняет Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. — Пользуясь этой возможностью, государство решает свои задачи по социальным обязательствам перед населением. Из-за недоступности авиаперелетов из региона Дальнего Востока в центральную часть России происходил некий культурный и социальный разрыв. На Дальнем Востоке выросло целое поколение людей, которые никогда не выезжали дальше своего региона. Поэтому государство запустило программу субсидирования, что резко увеличило объемы авиаперевозок из этого региона России в центральную ее часть.

Поначалу такая программа субсидирования касалась всех жителей региона. Но когда пассажиропоток увеличился, продолжать эту инициативу стало накладно. Тогда государство сократило число таких билетов, предоставив возможность летать по низким тарифам только незащищенным слоям населения (пассажирам до 23 лет, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет, инвалидам I группы, сопровождающим инвалида I группы, а также сопровождающим ребенка-инвалида. — Прим. ред.). А всем остальным предложило летать за свои деньги без субсидий. Но при этом государство обязало «Аэрофлот» выполнять полеты по так называемым плоским тарифам. И это поручение авиакомпания должна выполнять». 

Программа единых тарифов с фиксированной ценой действует с 2014 года. Тогда авиакомпания ввела «плоский» тариф на билеты экономического класса обслуживания по маршруту Москва—Симферополь. Такой перелет стоил 5500 руб. в одну сторону и 9000 руб. при покупке билета туда-обратно. В 2015 году программа распространилась на города Дальнего Востока России и Калининград. Так, билеты во Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский тогда стоили 11 000 руб. в один конец либо 18 000 руб. в оба конца. В Симферополь и Калининград — 4500 руб. в один конец и 7500 руб. в обе стороны.  

В этом году «плоские» тарифы на все направления проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции. И эта практика будет применяться каждый год. Тем не менее по сравнению с другими авиаперевозчиками цены «Аэрофлота» значительно отличаются. Так, стоимость билета по «плоскому» тарифу из Москвы в города Дальнего Востока составляет 13 200 руб. в один конец и 20 000 руб. при покупке билета туда-обратно. Для сравнения, билет на поезд Москва—Владивосток в одну сторону стоит 16 514 руб. (купе) при бронировании билета почти за два месяца. При этом продолжительность такого путешествия составляет 167 часов. Самолет же преодолевает это расстояние за 8,5 часа и за меньшие деньги. Однако программа «плоских» тарифов — исключительно социальная акция «Аэрофлота». Она позволяет обеспечивать транспортную доступность удаленных регионов России, но приносит компании одни убытки. 

«Есть такое понятие, как доходная ставка. Это сумма, которую авиакомпании получают за каждый пассажиро-километр, — объясняет Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт». — У крупнейших американских авиаперевозчиков доходная ставка колеблется в пределах от 8,5 до 9 центов за пассажиро-километр. У европейских лоукостеров средняя ставка ниже — порядка 7–7,5 цента. Следовательно, чтобы понять, сколько стоил бы перелет по условному маршруту Москва—Владивосток у среднестатистической американской компании, достаточно умножить доходную ставку на расстояние».

Так, перелет Москва—Владивосток обошелся бы пассажиру американской компании из Топ-3 в 550–570 долларов. У европейских лоукостеров, если бы они летали на такие большие расстояния, рейс стоил бы порядка 450–480 долларов в одну сторону — без питания и с плотной рассадкой в самолете. Цена такого билета по «плоскому» тарифу у «Аэрофлота» составляет примерно 230 долларов. При этом в тариф включено полное обслуживание: двухразовое питание, щедрые нормы провоза багажа, система развлечений на борту.

«Кроме того, есть еще расходная ставка. Она показывает, во сколько самой авиакомпании обходится доставка одного пассажира на каждый километр, исходя из себестоимости. Этот показатель даже в сытые времена едва отличается от доходной ставки, обеспечивая рентабельность в 2–3 %. Посчитайте расходы авиакомпании, связанные с обслуживанием пассажиров в аэропортах, добавьте сборы за взлет и посадку, а также стоимость авиакеросина. Фактически «плоский» тариф покрывает только эти издержки, отнюдь не единственные для авиакомпании, — продолжает Олег Пантелеев. — Существует лишь одна возможность для авиаперевозчика уцелеть при таком ценообразовании — перекрестное субсидирование. Во-первых, пассажиры, путешествующие в бизнес-классе и улучшенном экономическом классе, приносят прибыль, компенсируя убытки от экономического класса. Во-вторых, «Аэрофлот» зарабатывает за счет тех, кто продолжает полет из Москвы в другие города по нормальному тарифу. Но самое главное — остаются другие доходные линии авиакомпании. С этой точки зрения мы понимаем, что в какой-то мере каждый пассажир, путешествующий по международной маршрутной сети «Аэрофлота», косвенно субсидирует пассажира, летящего из городов Дальнего Востока в Москву».

«Можно ли слетать за такие же деньги, скажем, из Москвы в США? Разве что по спецпредложению. А ведь расстояния от Москвы до Дальнего Востока сопоставимы с расстоянием от Москвы до Нью-Йорка. Конечно, «плоские» тарифы ниже себестоимости. Для «Аэрофлота» они убыточны, — считает Роман Гусаров. — Обычно авиакомпании используют динамическую шкалу ценообразования. Есть некий алгоритм, который определяет цену в зависимости от спроса и предложения. К примеру, чем дальше от даты вылета, тем дешевле билет. И наоборот: чем ближе к вылету, тем дороже. Это позволяет авиакомпании продавать билеты по наиболее выгодной цене. Кому-то они достаются дешевле, кому-то дороже. Тем самым средний чек получается выше уровня рентабельности. «Плоские» тарифы окупаться не будут. С этой точки зрения это одна из расходных статей для «Аэрофлота», которую авиакомпания несет по поручению акционера».

Если говорить о выгоде, Олег Пантелеев отмечает, что «плоские» тарифы позволяют «Аэрофлоту» сохранять высокую частоту полетов на дальневосточном направлении, а также обеспечивают полную загрузку. Кроме того, за счет «плоских» тарифов увеличивается загрузка в бизнес-классе и улучшенном экономклассе, на которые «плоский тариф» не распространяется. Но недостатков у тарифа с фиксированной ценой гораздо больше. 

«Плоские» тарифы неудобны командированным, которые были бы готовы полететь экономклассом, и тем чиновникам, которым положено летать только экономклассом. Так как перемещаться им нужно круглогодично, а совещания или переговоры в Москве могут быть внезапными, решение о полете они принимают за несколько дней до вылета. На пиковые сезоны билетов экономкласса в продаже нет, а бизнес-класс дорог или не разрешен внутренними документами. И это проблема, решить которую можно только за счет развития конкуренции, — считает Олег Пантелеев. — Однако авиакомпании, которые выходят на дальневосточные направления, сталкиваются с неизбежными сложностями. Пока существуют «плоские» тарифы «Аэрофлота», интерес пассажиров к предложениям конкурирующих перевозчиков невысок. Это приводит к тому, что «Аэрофлот» делает попытки конкурентов выйти на эти линии в низкий сезон заведомо убыточными, а весной и летом — рискованными. Впрочем, Федеральная антимонопольная служба никогда не выдвигала замечаний в адрес авиакомпании относительно «плоских» тарифов. Сложно представить, чтобы акция, направленная на поддержку населения, которую к тому же поддержал президент РФ, могла вызвать нарекания. Акционеры «Аэрофлота» были бы рады отказаться от «плоских» тарифов, забыть их как страшный сон. Но для государства это уникальный инструмент, с помощью которого на ряде направлений можно повысить мобильность населения».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer