Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российская авиация станет китайской


23 мая 2017 года Анастасия Башкатова, Независимая газета


Гражданская авиация возрождается необычным образом: флагман отечественного авиафлота изготовят в Шанхае. Полных прав на разработку у РФ скорее всего не будет. И доминирующая роль в проектировании, производстве, сбыте и обслуживании также будет принадлежать КНР. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ожидает, что чуть меньше, чем через 10 лет, состоится первый вылет российско-китайского авиалайнера нового поколения.

Представители ОАК и Китайской корпорации гражданского авиастроения (COMAC) открыли в Шанхае офис совместного предприятия, которое станет оператором  программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) нового поколения.

Среди задач этого предприятия создание продукции, дизайн, производство, маркетинг, продажа, послепродажное обслуживание, консультирование, управление проектом.

Ожидается, что новый лайнер составит конкуренцию самолетам других ведущих авиапроизводителей Airbus и Boeing и займет существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах, сообщало ранее китайское издание «Жэньминь жибао».

«К настоящему моменту стороны разработали концепцию семейства широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, определили предварительные характеристики воздушного судна, – поясняется на официальном сайте ОАК. – В базовой комплектации лайнер будет рассчитан на 280 мест с дальностью полета 12 тыс. км. Ближайшие планы – переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования». 

Окончательная сборка самолета будет производиться в Шанхае. Ранее сообщалось, что к выпуску привлекут заводы, которые используются для производства воздушных судов ARJ21 и C919. Это соответственно китайские аналоги ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet (SSJ) и ближне-среднемагистрального МС-21.

Как сообщил журналистам вице-президент ОАК Владислав Масалов, общий бюджет программы составит около 13 млрд долл. «Финансирование предполагается вести через национальные компании, поэтому результаты интеллектуальной деятельности, которые есть у СOMAC или у ОАК в рамках реализованных проектов Sukhoi Superjet и МС-21, также будут использоваться и для программы ШФДМС», – уточнил он.

Масалов рассказал о распределении обязанностей. «У нас есть предварительно согласованная разделительная ведомость, которая определяет ответственность в проектировании компонентов самолета. За российской стороной закреплены крыло, центроплан, пилонные навески двигателя, основная стойка шасси. За COMAC – отсеки всего фюзеляжа, обтекатель, крыло, центроплан, передняя стойка шасси. Изначально была договоренность о том, что российская сторона будет интегратором проекта», – приводит его слова ТАСС.

Президент ОАК Юрий Слюсарь сказал, что «окончательное разделение работ еще финализируется». Он добавил: «Мы договорились с китайскими коллегами, что будем делать ставку на национальные компании, которые имеют компетенции и могут разрабатывать конкурентоспособный продукт в этой сфере». При этом Слюсарь подтвердил первоначальные планы, что в 2025 году состоится первый вылет, в 2027-м начнутся поставки в авиакомпании и эксплуатация.

На сайте ОАК указано: «Создание совместного предприятия и сотрудничество по программе будут проводиться на принципах паритетности». Однако уже сейчас этот совместный проект явно дрейфует в сторону усиления влияния именно Китая. 

Окончательная сборка в Шанхае означает, что «в общественном сознании самолет будет считаться китайским, так как только производство приносит наибольшую известность, авторитет и славу», поясняет со ссылкой на отраслевое издание Aviation Week автор сайта «Авиация России» Андрей Величко.

При этом, по мнению издания Aviation Week, один из признаков дисбаланса состоит еще и в том, что COMAC должен построить металлическо-композитный фюзеляж, а ОАК – изготовить композитное крыло. Стоимость крыла даже с учетом центроплана обычно составляет меньше половины стоимости всего лайнера, уточняет издание.

Ранее планировалось, что инженерный центр по разработке лайнера будет базироваться в Москве, также будет использоваться штаб-квартира в подмосковном Жуковском. Об этом говорил Юрий Слюсарь летом прошлого года. Но, как сообщило в конце марта Aviation Week, теперь, судя по всему, в Москве инженеры будут ежегодно проводить лишь по несколько месяцев. 

До сих пор много неопределенности. Например, агентство Reuters вчера уточнило, что, как сказал глава COMAC Цзинь Цзанлун, исследовательский центр программы все же будет расположен в Москве, а линия сборки – в Шанхае. Размещение рабочей силы, по его словам, еще обсуждается.

Кроме того, издание Aviation Week указывает на прения по поводу производства двигателя для этого самолета.

Риски такого сотрудничества видны сегодня в России и Украине на примере тяжелой транспортной авиации, которая ранее проектировалась в Киеве, а изготавливалась на предприятиях России. После разрыва отношений выпуск таких самолетов становится невозможным.

Более того, у Китая в отличие от России нет опыта производства с нуля по собственным разработкам широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Как напоминают эксперты, у Китая есть лишь опыт сборки – например, самолетов Airbus. Тем самым благодаря совместному предприятию китайские производители фактически получат доступ к российским технологиям и разработкам. И в этом смысле выгода для России от такого проекта сомнительна.

Возникает вопрос: почему окончательный выпуск самолета перенесен в Шанхай? Рассуждая о перспективах проекта, глава ОАК рассказал журналистам, что «сборка должна быть близка к наиболее емким рынкам»: «Из общего объема почти всех самолетов, которые в ближайшие годы будут востребованы в этом сегменте, порядка 15% приходятся на рынок Китая и 28% на весь рынок Азиатско-Тихоокеанского региона». 

Но этот довод все же не кажется убедительным, учитывая растущее влияние Китая в проекте и добровольную передачу китайской стороне имеющегося у РФ опыта.

Некоторые эксперты говорят, что стремление России укрепить техническое сотрудничество с Китаем не только в авиационной, но и в других отраслях вполне объяснимо. «Не хватает собственных производственных мощностей и финансирования», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

«Поднять самостоятельно такой масштабный проект Россия не может по ряду причин: это и слабые результаты по продвижению SSJ, и преграды в виде санкций, и кризис в экономике, который не дает возможности привлекать новых инвесторов на такие масштабные цели», – полагает партнер практики «Промышленность» группы «НЭО Центр» Александр Ракша.

Он добавляет: «Открытие штаб-квартиры совместного предприятия в Шанхае дает больше шансов для того, чтобы новый продукт мог получить визу в страны, которые выполняют требования западных санкций не сотрудничать с российскими компаниями».

Многие эксперты с надеждой смотрят на российско-китайское сотрудничество в различных отраслях, но часть из них все же высказывает и вполне очевидные опасения.

Финансирование проекта будет осуществляться через национальные компании, «а это предполагает равные права и обязанности сторон», говорит Александр Ракша. По его мнению, выгода России от этого проекта состоит в том, что создаются предпосылки для развития и модернизации собственной авиастроительной отрасли.

Но, как предупреждает руководитель отраслевого отделения «Деловой России» Сергей Варламов, «вкладывая в совместные проекты инвестиции в виде высоких технологий, Россия рискует получить в результате больше убытков, нежели экономическую и политическую выгоду».

«Дисбаланс в сторону Китая, к сожалению, неизбежен, – продолжает Иван Андриевский. – Свои права Россия формально не утратит, но в какой-то момент Китай может начать производить самолет без участия российской стороны». 

Хотя, как полагает эксперт, Россия может начать делать то же самое, если будет уже сейчас развивать внутри страны производство таких самолетов.

Напомним, ранее Юрий Слюсарь сообщил, что на период создания ШФДМС «переходным» продуктом должен стать модернизированный Ил-96-400М. «Для большого отечественного пассажирского самолета есть определенная ниша на российском рынке. Кроме того, нам необходимо развить существующие компетенции и загружать наши производственные мощности. Темпы производства серийного завода в Воронеже невысокие, но обеспечат поддержание этой компетенции и увеличение количества самолетов в эксплуатации. К реализации проекта мы уже приступили», – пояснял он в марте этого года.  



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе



Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9HiP
Вскрытие электромагнитной двери на http://remont.youdo.com/unblock/door/elektromagnit/.
Мастер по замене замков на http://remont.youdo.com/doors/replacement-lock/tag/chastniymaster/.
Ремонт кухонной мебели на дому тут - http://remont.youdo.com/furniture/repair/kitchen/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer