Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Реактивные и турбовинтовые авиалайнеры на монетах


31 мая 2017 года Андрей Барановский, Золотой червонец


В данной статье из цикла «Авиация на монетах» речь пойдет уже не о «классике» гражданской авиации, а о реактивных и турбовинтовых авиалайнерах, начавших осваивать небо с 1950-х годов XX века.

Из монет с указанными самолетами рассматриваются только те, на которых или написана их марка или это можно узнать по рисунку корпуса, как в случае со сверхзвуковым «Конкордом».

Первый гражданский авиалайнер с реактивными двигателями создала Великобритания. Фирма «Де Хэвилленд» подняла в воздух свой D.H.106 «Комет» (Комета) 27 июля 1949 г. Следующим реактивным авиалайнером стал советский Ту-104 (переделка из бомбардировщика Ту-16), который совершил первый полет 17 июня 1955 г.

Если изображения Ту-104 нет ни на одной монете мира, то «Комет» показан на нескольких. Это одна из серебряных монет номиналом 25 долларов Соломоновых островов (2003 г.). Серия называется «Знаменитые самолеты» и отчеканена на Бирмингемском монетном дворе.

Этот же самолет нашел свое место на монетах республики Конго выпуска 2002 г. в серии серебряных монет номиналом 10 франков. Кроме того, D.H.106 «Комет» посвящен один из латунных жетонов нефтяной компании Shell (это целая серия жетонов с авиационно-воздухоплавательными мотивами).

Крейсерская скорость «Комет» составляла 809 км/час, дальность полета с полной полезной нагрузкой - 5190 км. Девять самолетов «Комет 1» были поставлены авиакомпании ВОАС с января 1951 г. по сентябрь 1952 г. 2 мая 1952 г. была открыта первая в мире реактивная пассажирская авиалиния между Лондоном и Йоханнесбургом. Но после трех катастроф полеты в 1954 г. временно были прекращены. Исследования обнаружили случаи прочностного разрушения герметичной кабины. Только через четыре года после этих катастроф самолеты возобновили коммерческие перевозки.

Если говорить о количестве монет с изображением одного лайнера, то здесь лидирует англо-французский «Конкорд» - 44 монеты, выпущенные от имени 11 стран. Почти все они вышли к различным юбилеям, связанным с этим сверхзвуковым авиалайнером.

Так, Франция в 2009 г. отчеканила серию из трех монет (10 и 50 евро из серебра и 500 евро из золота). Выпуск был приурочен к 40-летию первого полета авиалайнера. На аверсе монет изображен взлетающий «Конкорд», на реверсе – хвостовые части фюзеляжа с символикой авиакомпаний «Эйр Франс» и «Бритиш Эйрвейс», а также надпись «M 2.23» (обозначает максимальную скорость самолета — 2,23 Маха, которая равна 2330 км/ч).

Хотя сама Великобритания авиалайнеру свои монеты не посвятила, зато это сделали несколько ее колониальных владений. От имени островов Тристан-да-Кунья в Англии отчеканили к упомянутой дате серебряную и медно-никелевую монеты номиналом 5 фунтов стерлингов. На реверсе монет в слове CONCORDE на месте второй буквы О помещена вставка из кусочка настоящей обшивки самолета.

Коронное владение Великобритании в Ирландском море остров Мэн имеет право чеканить собственную монету. Этот один из чемпионов по выпуску монет с авиационной тематикой (более 160 различных типов и номиналов) выпустил 12 монет с «Конкордом». Они имеют различный номинал, посвящены разным событиям, связанным с авиалайнером, и выполнены из драгоценных металлов, а также медно-никелевого сплава.

Вест-индские острова Тринидад и Тобаго в честь бриллиантового юбилея правления Елизаветы II в 2012 г. выпустили серебряные 5 долларов с «Конкордом», летящим в сопровождении пилотажной группы Королевских ВВС «Красные стрелы». Справа от авиалайнера помещены слова Королевы, сказанные ею после полета на этом авиалайнере: «Этот прекрасный самолет производит потрясающее впечатление».

Последний раз «Конкорд» был изображен в 2016 г. на двух монетах острова Ниуэ овальной формы из серебра и номиналом 1$.

В 2003 году Соломоновы острова отчеканили из серебра монету номиналом $5, на которой показан «Конкорд». Гибралтар серебряную монету в 5 фунтов посвятил первому кругосветному полету «Конкорда».

«Конкорд» - это отправная точка современного западноевропейского «Эйрбаса». А дело развивалось так.

После серии катастроф «Комет» британская авиапромышленность была отодвинута американскими фирмами с лидирующих позиций на рынке авиаперевозок. Англичане жаждали реванша. В1956 году в Англии под эгидой Министерства снабжения, занимавшегося в то время и вопросами авиации, был создан Комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам (STAC). Главным инженером проекта стал известный аэродинамик сэр Арчибальд Расселл. В это же время во Франции, на фирме «Сюд Авиасьон», под руководством талантливого Люсьена Серванти проектировался во многом похожий самолет. Только по параметрам дальности и пассажировместимости французы были гораздо менее «продвинуты», чем англичане. Стороны вступили в переговоры. Результатом стало рождение совместного проекта 100-местного пассажирского самолета со сверхзвуковой скоростью и трансатлантической дальностью, получившего знакомое нам имя. Его коммерческая эксплуатация началась 21 января 1976 года. На первом этапе британские авиалайнеры осваивали маршрут Лондон - Бахрейн, французские – Париж – Дакар – Рио-де-Жанейро.

Никаких претензий к самолету и сервису на его борту у пассажиров не было. Отдельные нарекания «сильной половины человечества» вызывало отсутствие в экипажах «Конкордов» стюардесс. Пассажиров обслуживали только мужчины-стюарды.

Практически безаварийная служба авиалайнера продолжалась почти до рубежа XXI века. Фатальным стал день 25 июля 2000 года. «Конкорд» авиакомпании «Эйр Франс» готовился к взлету из аэропорта имени Шарля де Голля. Как обычно, на его борту находились 100 пассажиров. 96 из них были немецкими туристами, летевшими в Нью-Йорк, чтобы сесть на борт круизного лайнера и отправиться в кругосветное путешествие. Вылет задержали на час и шесть минут. В это время рядом совершил посадку «Боинг-747» с президентом Франции Жаком Шираком, прилетевший из Токио. Пока он заруливал на стоянку, по полосе 26R разбегался авиалайнер DC-10 американской компании «Континентал». На разбеге от реверсера тяги одного из его двигателей оторвалась сорокасантиметровая металлическая полоска - жертвенная деталь, призванная защитить створку реверсера от износа. Неопасное для DC-10 повреждение оказалось фатальным для следующего самолета, взлетавшего по той же полосе 26R. Им стал «Конкорд».

Полеты машины были практически прекращены. В октябре 2003 года авиалайнер последний раз за 34-летнюю службу поднялся в воздух.

Второму сверхзвуковому пассажирскому авиалайнеру, а это Ту-144, повезло меньше как в жизни, так и в нумизматике. Его изображение помещено только на двух монетах. Первая - российский серебряный один рубль серии «История русской авиации» выпуска 2011 года.

Второй раз Ту-144 был изображен на одной из двух монетах острова Ниуэ (на второй показан «Конкорд»), отчеканенной в Новой Зеландии по заказу Сбербанка. Обе монеты из серебра с полихромным покрытием имеют номинал 2 новозеландских доллара. На реверсе каждой изображен один из этих лайнеров в двух ракурсах. Внизу имеется надпись «MACH» и число в виде значения скорости на приборном счетчике.

Из дозвуковых авиалайнеров больше всего вышло монет с Боингом В-747 «Супер Джамбо». Его можно видеть на трех монетах Израиля, посвященных 43-й годовщине независимости, где показана высадка репатриантов в аэропорту Тель-Авива. Это две монеты из серебра (1 и 2 новых шекеля) и одна из золота (10 шекелей). Они отчеканены в 1991 г.

Также этот авиалайнер помещен на одной из австралийских серебряных монет серии «История авиации» («Авиация сквозь время»). Номинал - $5, год выпуска - 2008. Остров Мэн в 1995 г. выпустил две монеты номиналом в одну крону (серебро и медно-никелевый сплав) с В-747, а также Чад – полихромную монету номиналом 1000 франков (входит в серию «История авиации. 1931-2001»).

Япония на медно-никелевой монете в 500 иен, отчеканенной по случаю открытия международного аэропорта Кансай, изобразила В-747 летящим над этим аэропортом.

Двухпалубный В-747 почти 40 лет до появления европейского А 380 обладал самой большой пассажировместимостью среди всех авиалайнеров мира. Но надо отметить, что рекорд одновременной перевозке пассажиров все-таки остался за Boeing-747. Во время операции «Соломон» 24 мая 1991 года «Boeing-747» авиакомпании El Al перевез в Израиль 1122 пассажира. Причем в полете родились два младенца.

Появление Boeing-747 во многом обязано проигрышу компании Boeing в конкурсе по созданию военно-транспортного самолета для ВВС США. Был принят проект корпорации Lockheed под названием C-5 «Гэлэкси». Выручила авиакомпания Pan American - она выработала требования к гигантскому пассажирскому самолету, который должен был быть больше в два раза основного на то время дальнемагистрального Boeing-707. Из первой серии в 100 самолетов Pan Am заказала 25 бортов.

Первый Boeing-747 появился из ворот специально построенного для него сборочного цеха в пригороде Сиэтла поселке Эверет в 1969 г. И к настоящему времени этих авиалайнеров в различных конфигурациях построена боле полутора тысяч. Насколько огромен цех окончательной сборки В-747, убедилась делегация российских журналистов. Для ознакомления с ним нас посадили в специальные пассажирские тележки, которые вез мощный автокар.

Упомянутый двухпалубный А380 производства европейского авиационного консорциума Airbus (Эйрбас) можно видеть на памятных монетах следующих стран:

• Франция - серебряные полтора евро (2007 г.),

• Германия – 10 серебряных евро, посвященных столетию Международной выставки воздухоплавания 1909 г. во Франкфурте-на-Майне,

• Либерия - 5 серебряных долларов,

• Австралия – 5 серебряных долларов выпуска 2009 и 2010 годов.

Airbus А380 — крупнейший серийный авиалайнер в мире. Он имеет две пассажирские палубы вместимостью 525 пассажиров в трехклассной компоновке салонов или 853 пассажира в одноклассной (туристической) конфигурации. Может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15400 км. Первый полет был совершен 7 апреля 2005 года.

На разработку А380 ушло около 10 лет. Стоимость всей программы — почти 12 млрд евро. Сотрудники Airbus утверждают, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолетов. По состоянию на январь 2017 года 207 лайнеров А380 эксплуатируется в парке 12 авиакомпаний. Личный самолет в конфигурации VIP заказал саудовский принц Аль-Валид ибн Талал, племянник короля Абдаллы. Цена заказа — $488 млн.

Так как А380 вышел на рынок как конкурент Boeing-747, то сравним некоторые их характеристики с точки зрения пассажиров. Уровень шума в салоне A380 на 50 % ниже, чем у Boeing-747, также внутри самолета поддерживается более высокое давление воздуха (равное давлению на высоте 1500 метров против 2500 у В-747). Оба этих фактора предположительно будут способствовать уменьшению утомляемости пассажиров при путешествии.

Украина в 2004 г. в серии «Самолеты Украины» выпустила монеты из серебра и нейзильбера, посвященные турбовинтовому Ан-140. Номинал серебряной монеты - 10 гривен, из нейзильбера – 5 гривен.

В серии «Самолеты Антонова», выпущенной от имени Островов Кука, есть серебряная монета с изображением Ан-148. Саму серию выпустил Австралийский монетный двор г. Перт. Имеются две разновидности монеты номиналом $1. Первая - качеством «пруф». Вторая – «пруф с избирательной позолотой».

Дизайн монет островной серии «Самолеты Антонова был совместно разработан монетным двором и АНТК им. Антонова и был утвержден его генеральным конструктором.

Канада отчеканила большую серию серебряных монет, посвященную своим самолетам и их летчикам-испытателям, портреты которых помещены в картушах из золота. В серию вошел и турбовинтовой пассажирский De Havilland Canada под индексом DHC-8. В 1992 г., после смены владельца, компания De Havilland Canada была переименована в Bombardier Aerospace, и серия самолетов получила свое нынешнее название - Dash 8.

Первый полет модели DHC-8-100 состоялся в 1983 г., а в 1984 г. началась его коммерческая эксплуатация. Бурный рост авиаперевозок в 1980-х годах, а также потребность авиакомпаний в замене устаревших региональных самолетов разработки 1950/60-х гг., послужили причиной большой популярности самолета DHC-8-100.

Для удовлетворения растущего спроса авиаперевозок на региональные авиалинии в 1989 г. вышел второй самолет семейства DHC-8-300 (позднее - Bombardier Dash 8 Q300). Он отличался удлиненным фюзеляжем с большей пассажировместимостью и модифицированными более мощными двигателями.

В 1996 г. на все самолеты семейства Dash 8 стала устанавливаться активная система шумопоглощения и снижения вибрации, что позволило сократить уровень шума и вибрации в салоне до рекордно низкого для турбовинтовых самолетов уровня. В связи с этим к названию самолетов была добавлена буква Q (от слова Quiet - тихий).

Добрался канадский «регионал» и до России. Bombardier Q400 (Dash 8-400Q) эксплуатируют авиакомпании «Якутия» и «Аврора».

И в заключение о практически двух одинаковых сериях монет Того и Чада под названием «История авиации. 1931-2001». Эти монеты серебряные номиналом по 1000 франков. Хвостовое оперение изображенных на них всех самолетов выполнено в цвете и несет окраску швейцарской авиакомпании. Из интересующих нас авиалайнеров в серию вошли А319, французская «Каравелла» (первый в мире гражданский реактивный самолет с хвостовым расположением двигателей), английский Convair CV -440 и американские MD-81, DC-9 и DC-10.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5x3G
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/, выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer