Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Перелетным" пилотам поставили барьер


27 июня 2017 года Андрей Меньшенин, Фонтанка.Ру


Российские пилоты в погоне за лучшей зарплатой массово уезжают на работу в Китай и другие азиатские страны. Российские авиакомпании и чиновники пытаются сдержать поток. «Фонтанка» выясняла, насколько эффективны их попытки, как остановить эмиграцию пилотов при низком рубле, и где эффективное решение проблемы.

Ручей превратился в реку. Российские авиаперевозчики, а вместе с ними и чиновники, поднимают тревогу: из страны массово улетают пилоты. За границей им предлагают зарплату в несколько раз выше российской. Отток начался еще пару лет назад, но в последние месяцы стал расти угрожающими темпами. Этому поспособствовало и падение курса рубля. Впрочем, пилоты говорят, что дело не только в деньгах.

История пилота Сулима

Из военного в гражданские, типичная история российского пилота. После окончания летного училища Игорь Сулим, как и сотни других в России, попытался устроиться в авиакомпанию. С первого раза не получилось, но потом повезло, начал летать в «Уральских авиалиниях». «Стал пилотом и довольно быстро дорос до КВС (командир воздушного судна – прим. Фонтанки). За три с половиной года работы объем знаний, полученный мной, стал едва ли не большим, чем тот, который я усвоил за время нахождения в училище. Труд был проделан колоссальный. В целом, работой я свою трудовую деятельность не называю, это больше похоже на хобби. Хобби, которое требует приложения больших сил, постоянной учебы и траты здоровья», – рассказывает он в своем посте в соцсети, где объясняет, почему в итоге уехал из России.

По его словам, переломный момент наступил в 2014 году. «Когда в Россию пришёл кризис и все в патриотическом угаре кричали «Крым – наш», зарплата пилотов упала до уровня бортпроводников. Второй пилот получал 80-90 тысяч рублей, КВС 160-180 тысяч рублей. Время было тяжелое. Большинство летного состава вошло в положение и пошло навстречу руководителям компаний: и повышения зарплат не требовали, и топливо экономили, и летали быстро (то визуальные заходы на посадку, то спрямления, то взлеты от рулежных дорожек). Однако позже ситуация поменялась», – продолжает Игорь Сулим.

Причиной изменения рынка, по мнению пилота, стало банкротство «Трансаэро», когда российские авиакомпании разом получили огромное предложение по неразвезенным пассажирам и квалифицированным кадрам. Для российских авиакомпаний начался рост перевозок и, соответственно, прибылей, считает Сулим: «Многие организации вышли на уровень рекордных прибылей. И тут стоит обратить ваше внимание на то, что данные сверхприбыли во многом были получены за счет зарплаты пилотов. Ее, просто-напросто, с ростом перевозок повышать никто не собирался. Все просьбы и доводы летного состава игнорировались, мол: «У нас кризис, пилотов за забором куча, идите куда хотите, мы ничего увеличивать не будем».

В результате Игорь Сулим решил откликнуться на вакансию в одной из китайских авиакомпаний. Причины отъезда объясняет так: «Не в знак протеста, а ради получения опыта и улучшения своего качества жизни. Я далеко не против прибылей владельцев компаний, я искренне хочу, чтоб «Уральские» процветали и искренне этого им желаю, но при этом я хочу, чтоб моя семья жила достойно».

В пресс-службе авиакомпании «Уральские авиалинии» на вопросы «Фонтанки» не ответили.

Чем еще недовольны пилоты

В длинном списке председателя Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игоря Дельдюжова претензии как к госорганам, так и к работодателям. Минтранс, например, не вносит необходимые поправки в приказ №139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов», инициирует сокращение дополнительного отпуска пилотам, выступает против подписания Минтрудом приказа об особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах пилотов. В свою очередь Росавиация не исполняет регламент по продлению и получению пилотских свидетельств и «держит в напряжении из-за угрозы аннулирования пилотских свидетельств тех, кто учился в негосударственных АУЦ (авиационных учебных центрах – прим. Фонтанки)». 

Больше всего Дельдюжов недоволен российскими авиакомпаниями, которые создают «невыносимые условия труда». В этом понятие он включает налет свыше 90 часов в месяц, сокращенный отдых между полетными сменами, большое количество ночных рейсов и, как следствие, накопленную усталость и хронические заболевания у пилотов. Также в профсоюзе заявляют об отсутствии диалога между пилотами и менеджментом авиакомпаний, и обстановке прессинга, неуважения, страха ожидания наказания и штрафов. Досталось и надзорным органам. «Бездействуют, не обращая внимания на нарушения», – указывает Игорь Дельдюжов.

Финансовый вопрос

Основные претензии ШПЛС, где состоят пилоты «Аэрофлота», сводятся к размеру оплаты труда пилотов. Им серьезно недоплачивают, считает Игорь Дельдюжов, и требует повысить зарплату летного состава на 38%. В «Аэрофлоте» ссылаются на Трудовой кодекс РФ и коллективный договор. По версии авиаперевозчика, компания полностью выполняет свои обязательства.

Главный редактор отраслевого информационного агентства Aviaru.net Роман Гусаров указывает, что требования профсоюза в существующей экономической ситуации выглядят нереализуемыми. «Посчитаем, что у пилотов в «Аэрофлоте» зарплата от 200 до 450 тысяч рублей. Поскольку вторых пилотов и командиров воздушных судов примерно поровну, среднее увеличение составит около 150 тысяч рублей в месяц на человека. Далее к этому надо прибавить все налоги и отчисления с зарплаты, которые производит работодатель. На одного пилота в среднем придется дополнительных расходов порядка 2 млн 400 тыс рублей в год. Если умножить на количество пилотов, то понятно, что получается неплохая доплата. Такое резкое повышение с учетом больших налоговых отчислений оставит авиакомпанию банкротом», – уверен эксперт. 

Гусаров считает, что профсоюзы излишне драматизируют ситуацию с оплатой труда, и удивляется тому, как в результате они толкают российских пилотов к отъезду из страны. 

«Понятно, что, используя этот рычаг, профсоюз пытается повлиять на работодателя, но в результате это приводит к уменьшению количества пилотов в России», – рассказал эксперт.

Игорь Дельдюжов объясняет позицию профсоюза желанием, чтобы «в России работали россияне». «Мы всегда были против ухода своих и против прихода иностранцев. При этом условия труда и оплаты в России должны быть хорошими. Однако положение Конституции (статья 37 – прим. Фонтанки) про то, что труд в России свободен, никто не отменял», – пояснил он. 

Поэтому российские пилоты стремятся работать там, где лучше условия, то есть за границей. Впрочем, Китай тоже не образец идеальных условий труда. Как ранее рассказали «Фонтанке» в компании «Авиаперсонал», обещанные большие зарплаты на деле выглядят куда более скромно. Во время «роудшоу» – презентаций иностранных авиакомпаний с возможностью подать заявление на работу – кандидатам могут называться жалования в 3-4 раза больше российских. 

Однако уже во время работы китайские компании используют разветвленную систему штрафов, которая сокращает размер месячного дохода до сопоставимого с российским. Кроме того, китайские перевозчики чаще выполняют местные короткие полеты. Поэтому для необходимого месячного налета часов экипажам приходится летать большое количество рейсов. К тому же, часто авиаперевозчик не оплачивает иностранным пилотам размещение в отелях и не предоставляет служебных авиабилетов, что является существенной статьей расходов экспата.

Несмотря на это, рассказывает Роман Гусаров, отток пилотов, который наблюдался и в прошлые годы, резко усилился в 2016-2017 годах и начинает приобретать масштабы стихийного бедствия.

Есть ли жизнь после оттока?

Точное количество уехавших из России пилотов не знает никто, но исчисляется оно сотнями, уверен Игорь Дельдюжов. Представители «Аэрофлота», «России», «Уральских авиалиний», UTair и S7 Airlines на вопрос «Фонтанки» о дефиците летного состава не ответили. При этом российские пассажиры уже столкнулись с последствиями массового исхода российских пилотов за границу. По мнению Романа Гусарова, это могло стать одной из причин многочасовых задержек рейсов ВИМ-авиа в начале июня. А дальше будет хуже, поскольку затронет все авиакомпании. 

«Возникнет ситуация, когда самолеты есть, а летать некому. Разумеется, перевозки не встанут, но топовые авиакомпании начнут решать свои проблемы за счет перевозчиков второго эшелона. Уже сейчас звучат заявления о премиях и разовых выплатах при трудоустройстве в большие авиакомпании, таким образом они перекупают летный состав у конкурентов», – рассказывает эксперт.

Еще один результатом оттока пилотов он называет угрозу для безопасности полетов в России: «Сейчас на рынке нет свободных пилотов, и если раньше авиакомпании придирчиво анализировали каждого кандидата, то сейчас будут брать любого с пилотским свидетельством на руках. Мы помним авиакатастрофы в Казани, Ярославле и Перми, которые произошли из-за недостаточной квалификации экипажей. Вероятность таких происшествий будет расти».

Железный занавес и все-все-все

Понимая последствия ухода пилотов российские чиновники начали принимать меры. Сначала Минтранс заявил, что остановит отток пилотов, а потом начался детектив. В Росавиации отказались обсуждать с «Фонтанкой» тему оттока пилотов. Из официальных источников лишь известно, что в конце мая глава Росавиации Александр Нерадько провел встречу с китайскими коллегами. 

Надо отметить, что Китай – наиболее быстроразвивающийся рынок перевозок, который страдает от дефицита пилотов, которых он собирает со всего мира, обещая зарплату в 2-3 раза выше средней. Именно Китай стал основным пунктом назначения для российских авиаэмигрантов. 

Официального подтверждения о связи визита Нерадько с последующими событиями нет. Однако спустя пару недель его поездки через рекрутинговые агентства стала просачиваться информация о том, что российские пилоты с 16 июня 2017 года не смогут найти убежище в китайских авиакомпаниях. В качестве причины называлось туманное несоответствие международным стандартам координации. Сообщение появилось на сайте UNIC Aviation, занимающегося набором экипажей в китайские авиакомпании, и было удалено спустя несколько часов.

20 июня появилась более подробная информация, но все еще неофициальная. Как гласит переписка представителей рекрутингового агентства VOR Holdings и Авиационной администрации Китая, Росавиация отказалась верифицировать российские лицензии пилотов транспортной авиации (ATPL). Этот шаг является необходимым при трудоустройстве в иностранную авиакомпанию. Китайские чиновники ссылаются на официальное письмо из России и указывают представителям агентства, что отныне россияне должны лично получать подтверждение лицензии у себя на родине. При этом они отмечают, что новая процедура может привести в нежелательным международным последствиям, а потому желающие нанять россиян авиакомпании должны взять на себя всю ответственность за возможный результат. 

Роман Гусаров допускает, что именно с помощью «железного занавеса» российские чиновники решили обрубить пилотам пути отхода. Более того, он считает, что другого пути в сложившейся ситуации нет. «Финансово простимулировать пилотов невозможно, иностранцев также не завлечь из-за падения рубля, а остаться без летного состава нельзя», – отмечает эксперт.

Тем временем авиакомпании со своей стороны пытаются повлиять на ситуацию используя метод «кнута и пряника». Так «Аэрофлот» объявил о финансовой мотивации пилотов, которые впервые трудоустраиваются в авиакомпанию или же возвращаются в нее спустя три года после увольнения. Размер премии для командира воздушного судна составил 650 тысяч рублей, для второго пилота – 350 тысяч рублей. Вместе с тем генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев объявил о трехлетнем запрете возврата в авиакомпанию тех пилотов, которые решили попробовать свои силы за границей.

Несмотря на это, считает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, удержать пилотов в России очень сложно, и административные барьеры помогут на непродолжительное время, до тех пор, пока не найдётся какая-то обходная схема.

«В перспективе 1-3 лет кто-то из довольно крупных перевозчиков может обанкротиться, что даст рынку труда приток кадров. Да и темпы роста перевозок на столь высоком уровне не сохранятся», – анализирует ближайшее будущее Пантелеев.

Он добавляет, что системно решить проблему в нынешней макроэкономической ситуации можно лишь одним способом: бороться за транзитные потоки. «Только получив возможность зарабатывать больше валюты можно будет позволить себе конкурировать с иностранными авиакомпаниями по уровню зарплат. Но мы понимаем, что это очень непростая задача, решить её смогут далеко не все перевозчики», – поясняет эксперт.

В Шереметьевском профсоюзе летного состава не унывают. «Мнение летного сообщества, что эта проблема (с верификацией пилотских лицензий – прим. Фонтанки) будет разработана в ближайшие месяцы, поэтому, предлагаем пилотам быть терпеливыми и следить за новостями. Кроме Китая есть еще Вьетнам, Иран, Южная Корея. Но там условия, конечно, похуже», – резюмирует Игорь Дельдюжов.


комментарии (3):

LRfP      28/06/2017 [00:21:39]#1
Спрос на наших опытных пилотов за границей-это шанс нашим гражданам на время получить высокооплачиваемые рабочие места, т.е.расширитьдоступный рынок труда за границы России.Но у наших чиновников странное умение преврвщать возможности в проблемы.Я уже не раз высказывался о том, что глупо держатьи бить по рукам, умно-помогать уехать и создавать условия для добровольного возвращения.
Наш Президент часто говорит о "социальных лифтах". Так вот один из них-но его называют чуть ли не "западнёй дьявола".
Не получится решить эту проблему "по-нашему:засыпать деньгами".Дешевле и дальновиднее голову подключить и действовать с позиции использования стратегического ресурса.Конечно, программа растянется на несколько лет.Ну а истерию среди пилотов по типу"Хватай мешки-Китай ужодит" можно прекратить за неделю.

AVIADED      28/06/2017 [15:01:59]#2
дефицит квалифицированных пилотов будет только увеличиваться... Российские пилоты на очень хорошем счету. Ну договорились с китаем. Китайцы сделали вид что послушались.. но практически в любой азиатской авиакомпании открыты вакансии пилотов. Причем с условиями не хуже китайских. А вообще проще самим ума набраться.. и создать условия, при которой авиация будет развиваться, а не выживать!

selenkebar      30/06/2017 [21:27:54]#3
не о том речь. как устроиться работать и в командиры хотя бы на ан-2. один в 65 влэк не проходит инструктор и вся а\комп банкрот. а в большие а\к блатных набирают а дело то не сильно хитрое высокая квалификация













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBY1AF
Облицовка клинкерной плиткой на http://remont.youdo.com/tile/coat/other/klinkernaya/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer