Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Лайнер. Иначе его и не звали"


4 июля 2017 года Павел Котляр, Газета.Ru


60 лет назад впервые взлетел Ил-18 — самолет, долгие годы остававшийся рабочей лошадкой советской гражданской авиации. О непростой истории самолета и отношении к нему пилотов и пассажиров вспоминает «Газета.Ru».

Самый массовый и самый рентабельный — таким бесспорно являлся самолет-легенда Ил-18, совершивший первый полет ровно 60 лет назад. С Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на летную базу в город Жуковский его перегнал заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Коккинаки. Примечательно, что другой советский турбовинтовой «первенец» — Ту-114 — совершил первый полет на полгода позже.

Уже менее чем через два года, в апреле 1959 года, Ил-18 начал выполнять регулярные рейсы на маршрутах «Аэрофлота» Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата. Однако история легендарного самолета началась гораздо раньше.

Четырехмоторный, правда, поршневой самолет с названием Ил-18 впервые поднялся в воздух в 1946 году.

Уже тогда по параметрам эта машина превосходила все пассажирские машины, серийно производившиеся в СССР. Однако роковую роль в его судьбе сыграло решение верховного главнокомандующего. Самолет был показан на Дне авиации 18 августа, где присутствовал Иосиф Сталин. О последовавших событиях в фильме «Ил-18. Флагман Золотой эры» вспоминал Генрих Новожилов, бывший генеральный конструктор ОКБ им. Ильюшина:

— Через несколько дней Сталин вызвал к себе Сергея Ильюшина и задал простой вопрос: товарищ Ильюшин, сколько пассажиров перевозит ваш самолет?

— 75, товарищ Сталин.

— Товарищ Ильюшин, вы знаете, что любая катастрофа самолета — это трагедия для государства? Я вам не рекомендую продолжать работу над этим самолетом.

Так проект дальнемагистрального вместительного самолета, который мог бы связать между собой удаленные города Сибири и Дальнего Востока с Европейской частью СССР, был отложен более чем 10 лет.

Первому турбовинтовому Ил-18, поднявшемуся в воздух 4 июля 1957 года, по предложению первого секретаря городского Московского комитета КПСС Фурцевой Е. А. дали имя «Москва».

В отличие от Ту-114 и Ту-104, которые строились как развитие стратегических бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95, Ил-18 стал первым в СССР пассажирским самолетом, спроектированным «с чистого листа», именно как гражданский самолет.

Испытатели отмечали безотказную работу всех систем самолета, удобство пользования пассажирским салоном, простоту наземного технического обслуживания самолета, доступность проверяемых узлов и агрегатов.

Были выявлены и недостатки самолета. Главный — низкий ресурс двигателей НК-4 — вместо заданных 200 часов всего 50.

Это означало, что после 50 часов полета двигатели требовалось отправлять на капремонт, что не могло устроить будущих эксплуатантов самолета.

В 1958 году была создана модификация Ил-18А со взлетной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест салоном. На них устанавливались запорожские двигатели АИ20, которые оказались более надежными, поэтому их избрали для монтажа на серийные самолеты.

«Крепкий и добротный, Ил-18 был красив. Казалось, какая красота в прямом крыле, в высоком перпендикулярном киле, в этих пропеллерах… Но прозвище он получил сразу и навсегда: «лайнер». Иначе его и не звали. Другие типы имели не столь благозвучные прозвища: к примеру, Ту-114 был «пилорама»; Ту-104 — «жеребец»; Ан-12 — «фантомас», — вспоминал в своей книге «Записки ездового пса» пилот гражданской авиации, автор книг о работе пилотов Василий Ершов. — На Ил-18 я познал золотые годы авиации. Рейсы были длинные, без посадки. Той тяжкой усталости, что пришла с полётами на Ту-154, мы тогда не чувствовали».

Универсальность Ил-18 позволяла использовать его как на коротких рейсах, так и на трансконтинентальных маршрутах, например, Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск. Благодаря этому самолету Чукотка впервые получила беспосадочную связь с «большой землей». Ил-18 побывали на всех континентах, совершая рейсы из Москвы в Антарктиду, на ледовый аэродром станции «Мирный». Ил-18 из-за своей экономичности, уровня комфорта и безопасности вызвали на мировом рынке интерес, поэтому множество зарубежных компаний купили эти самолеты.

Ил-18 был очень надежен и легок в управлении, прощал многие ошибки пилотирующему экипажу. Самолет любили пассажиры — в отличие от снискавшего недобрую славу Ту-104.

Опыт эксплуатации показал, что более быстрый реактивный Ту-104 перелетал страну в среднем медленнее, так как тратил время на посадку и дозаправку.

Всего за годы серийного производства (1959-1978) было построено 719 самолетов, из них 564 пассажирских, остальные — специализированные. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности полета и высоты с различной полезной нагрузкой. Даже в 1973 году, когда стали выполнять рейсы первые Ту-154, Ил-18 продолжали лидировать в своем классе по средней дальности беспосадочного полета и стоимости летного часа — 560 рублей у Ил-18 против 660 у Ту-134, 810 у Ту-104 и 1340 у Ту-154.

Сочетание надежности и рентабельности стало причиной того, что среди своих ровесников — Ан-10, Ту-114, Ту-104 и Ту-124 — этот самолет оставался в эксплуатации дольше всех. Массовое списание Ил-18 началось в начале 1980-х годов, в основном — пассажирских вариантов самолета. Лайнер активно использовался в работах по ликвидации последствий Чернобыльской аварии и землетрясения в Спитаке. Коммерческая эксплуатация Ил-18 в России прекратилась только в 2002 году, когда распоряжением Минтранса перевозки пассажиров на Ил-18 в гражданской авиации России были запрещены.

Ему предшествовала катастрофа, произошедшая под Калязином в ноябре 2001 года, в которой погибли 27 человек.

Впрочем, история этого самолета еще не окончена. Военная версия Ил-38 (противолодочный самолет) до сих стоит на вооружении российской армии, а некоторые самолеты еще используются в ряде стран мира, например северокорейской авиакомпанией Air Koryo. Во многих городах России списанные Ил-18 установлены в качестве памятников.


комментарии (1):

ИЛ-18Д      04/07/2017 [18:18:22]#1
С юбилеем))













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBf5Bm
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, лучшие цены по ссылке.
Откроем без проблем: http://remont.youdo.com/unblock/lock/damage/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer