Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Опустились крылья


1 августа 2017 года Тимур Алиев, Российская газета


Аэродром возле Махачкалы, являвшийся единственным на Северном Кавказе учебным центром с лицензией на подготовку пилотов малой авиации, закрыт, а летчики разъехались по разным городам.

Реализация инвестиционного проекта строительства аэродрома в Кумторкалинском районе Дагестана началась в 2005 году. В течение двух последующих лет его представляли на сочинском международном инвестиционном форуме и экономическом форуме в Дубае. Частные инвесторы вложили в аэродром около 30 миллионов рублей. Были построены взлетно-посадочная полоса длиной тысяча метров, ангар для обслуживания авиатехники, здание командно-диспетчерского пункта, территорию окружили семикилометровым забором. Росавиация утвердила аэронавигационный паспорт.

Но через некоторое время летчикам пришлось спуститься с небес на землю, причем в буквальном смысле. Земля, на которой располагался аэродром, была взята в аренду на 49 лет у местной администрации. С помощью юридических хитросплетений арендаторы переоформили договор и объявили себя хозяевами участка. И вместо самолетов сейчас здесь обосновались бульдозеры и строительная техника - поговаривают, что вскоре тут начнут возводить многоэтажные дома.

А ведь еще пару лет назад здесь кипела совсем другая жизнь. Обучаться сюда приезжали пилоты из разных регионов юга России. Имеющиеся самолеты малой авиации использовали для борьбы с саранчой. Был и необычный случай. Местные животноводы, уставшие от бесчинства стаи волков, буквально терроризировавших кошару овец, обратились за помощью к авиаторам. Охотники на легкомоторном самолете на низкой высоте облетели территорию: частично хищников истребили, оставшиеся, испугавшись непонятной угрозы с неба, разбежались.

Старший летный начальник аэродрома Абдул Омариев с грустью рассказывает:

- Летчики-инструкторы обучали высшему пилотажу и спортсменов. Площадка могла стать эффективным тренировочным аэродромом для авиации, подведомственной ФСБ и МВД, санитарной и сельскохозяйственной авиации, а также для организаций, занимающихся парашютным спортом. Была идея организовать общероссийский слет владельцев частных самолетов.

В советские годы небольшой аэропорт был практически в каждом райцентре. Кое-где инфраструктура еще сохранилась, и, как считает Омариев, можно было организовать авиарейсы в отдаленные города и села республики. К примеру, на федеральном уровне активно популяризируется самый древний город России - Дербент. На автомобиле из Махачкалы туда ехать более двух часов, тогда как на легкомоторном самолете туристов доставили бы в несколько раз быстрее. У авиаторов были планы показать гостям республику с высоты птичьего полета, но их так и не удалось реализовать.

- В Дагестане много владельцев дорогих иномарок. Подержанный самолет можно купить по цене внедорожника - за два-три миллиона рублей. Неужели не нашлось бы желающих прилететь на своем самолете в родное село? Мне было 56 лет, когда я начал учиться летному делу. Освоить его можно за два-три месяца, было бы желание. Аэродром мог бы стать испытательным полигоном для новой техники, особенно популярных нынче беспилотников и дронов, - добавляет Омариев.

Кстати, дагестанский аэродром использовался и для... лечебных целей. В республике непростая ситуация с заболеваемостью коклюшем. Многие родители по религиозным и иным причинам не желают прививать детей, как результат - рост числа больных. Для снятия синдрома некоторые врачи, среди которых известный российский педиатр Евгений Комаровский, советуют резкую смену атмосферного давления. Наиболее эффективный способ для этого - катание на легкомоторном самолете.

- Узнав, что возле Махачкалы есть аэродром, к нам начали обращаться родители с просьбой покатать детей на самолете. Никому не отказывали, и денег с них не брали. Всего, по моим подсчетам, в небо с опытными пилотами поднялись около 200 детей, - сообщил Омариев.

Мастер спорта международного класса, двукратный чемпион СССР, чемпион России, Европы, призер чемпионата мира по высшему пилотажу Муслим Гасанов довольно скептически настроен относительно будущего отрасли в Дагестане:

- Без малой авиации не обходится ни одна страна, это одна из составляющих экономики. В Дагестане ее фактически уже нет. В советское время в Махачкале функционировал авиационно-спортивный клуб, который ежегодно посещали около тысячи человек. Был замечательный аэродром ДОСААФ с 36 самолетами. Все распродали. Непонятно отношение местных властей к данной проблеме. Почему в Северной Осетии, Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской области развивают малую авиацию, а в Дагестане - нет?

Пилот предлагает, пока еще у молодежи есть интерес к авиации и экстремальным видам спорта, сохранить имеющийся аэродром.

- Молодые пилоты в частном порядке посещают секции обучения полетам на парапланах и дельтапланах. Уверен, через какое-то время чиновники обратят внимание на малую авиацию, но станет сложнее ее развивать, так как потребуется вложить гораздо больше средств, - считает Гасанов.

В министерстве транспорта, энергетики и связи Дагестана на просьбу прокомментировать ситуацию с аэродромом ответили, что "министр на больничном, а без него никто комментарии не даст".

Мнение

Юрий Клишин, генеральный директор оборонного предприятия, генерал-лейтенант авиации:

- На повестке дня остро стоит вопрос развития малой авиации в стране. Приведу пример: в США около 300 тысяч таких самолетов. России, по нашим подсчетам, на первое время их нужно около 150 тысяч. Даже если построить завод производительностью сто самолетов в год, то понадобится тысяча лет, чтобы выпустить необходимое количество. Поэтому нужно задействовать несколько заводов. Думаю, и дагестанские промышленные компании могли бы поучаствовать в программе возрождения малой и спортивной авиации.

Сейчас в стране предполагается наладить производство самолетов, скорость которых составит около 350 километров в час, а дальность полета - 2000-2500 километров. То есть из Махачкалы в Москву они смогут добраться без дозаправки. При этом стоимость летного часа составит 550-600 рублей. Но малая авиация - это не только самолеты, это и развитие сопутствующей инфраструктуры, которой сейчас в России практически нет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBdkhu
Ремонт рамы грузового автомобиля, https://youdo.com/auto/trucks/frame/.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/pereezd/geo/podolsk/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer