Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ФАС не там ищет причину высоких цен на авиабилеты


18 августа 2017 года Михаил Кувырко, Взгляд


Федеральная антимонопольная служба обнаружила сговор в том, как формируются цены на авиабилеты – с помощью специальных компьютерных программ. Темой заинтересовался и президент России. Насколько обоснованны претензии ФАС, что нужно сделать, чтобы цены на внутрироссийские перелеты снижались?

Тему цен на авиабилеты глава ФАС Игорь Артемьев поднял в контексте дискуссии об избавлении России от долларовой зависимости.

«В свое время мы, все наши авиационные компании импортировали из США и из Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования Sabre, Amadeus и другие. Теперь говорят, что эти компьютерные системы сами устанавливают цены на билеты: растет спрос, они устанавливают цену выше. Понятно, что это разговор совершенно странный, потому что какой ты алгоритм заложишь в эту компьютерную систему, так она тебе и посчитает... Кстати говоря, это мировая практика, это вообще мировой сговор, похожий на картельный сговор всех авиационных компаний мира, я знаю, что говорю, я это обсуждал с еврокомиссаром еще семь лет назад, они тоже занимаются этой проблемой. Эти электронные системы в свое время рассматривались на Международной ассоциации авиационных перевозчиков, были одобрены. Таким образом, ассоциация ввела их в действие на все страны. Теперь мы как бы говорим: лучшая практика. Смотрите, там то же самое, ничего хорошего тоже нет. Если у них есть плохая практика, почему мы у себя ее должны оставлять?» – заявил глава антимонопольной службы.

Президент Владимир Путин, присутствовавший на том же совещании (в целом оно было посвящено развитию транспортной инфраструктуры северо-запада РФ), отреагировал на выступление Артемьева поручением разобраться в ситуации. Но сделал важную оговорку: «Знаю про эти компьютерные системы, которые сами цену устанавливают. Не хочется говорить, что это чушь, не могу сказать, что я полностью с вами согласен по поводу сговора авиационных компаний, это глобальная вещь, но разобраться с этим точно нужно».

Для тех, кто часто летает и по России, и за рубеж, понятие «динамическое ценообразование» не требует особых пояснений. Общее правило здесь простое: если хочешь полететь недорого, бронируй билеты заранее. Если надо лететь завтра, будь готов к высокой цене. Правда, глава ФАС полагает, что «за две недели, например, люди же не планируют, как правило, а если планируют, то это бизнесмены, они бизнес-классом летают», в результате при предполагаемом падении спроса цена на билеты не падает. «И смотрите, что получается, Владимир Владимирович, загрузка наших мощностей у того же «Аэрофлота» и других авиационных компаний: в эконом-классе 20% пустых кресел, но цены не опускают, и в этом есть нарушение антимонопольного законодательства», – констатировал глава ФАС.

В авиационном сообществе высказывания главного антимонопольщика страны встретили недоумением.

«Это очередная бредовая идея. Что значит «у нас есть подозрение»? Если брать правовую сторону вопроса, то все эти заявления ни к чему не приведут, потому что право на стороне мировой авиационной отрасли и конкурентного рынка. То, к чему призывает Артемьев, – это, по сути, регулирование цен, назначение их директивно, а не на основе спроса и предложения. Вдвойне странно, что такие предложения звучат из уст руководителя антимонопольной службы, который по большому счету предлагает отказаться от динамического ценообразования – абсолютно рыночной системы. Весь мир живет по этим законам, и только Артемьева почему-то это не устраивает», – заявил газете ВЗГЛЯД один из ведущих аналитиков российской авиационной отрасли, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

«Конечно, это очевидный бред, – соглашается с ним представитель одной из крупных авиакомпаний, пожелавший сохранить анонимность. –

Системы динамического ценообразования выстраивают свои алгоритмы на основании следующих данных: фактическая загрузка воздушного судна (ВС), ожидаемая загрузка (исходя из исторических данных по конкретному рейсу), тип ВС, день недели, возможные праздники, подвижные выходные типа новогодних каникул. Видеть в этом сговор мировых авиакомпаний – чудовищное незнание предмета».

«Мы вернемся в каменный век»

Для понимания того, что происходит с ценами на авиабилеты в России, стоит вернуться на семь-восемь лет назад, когда правила игры на рынке авиаперевозок были иными. Тогда во многих аэропортах страны процветала система, когда основную часть рейсов контролировала всего одна компания, как правило, аффилированная с этим аэропортом, что позволяло ей держать высокие, часто – неадекватно высокие цены на свои услуги.

Особенно «славились» этим наиболее крупные аэропорты Северного Кавказа: Минеральные Воды, Махачкала, Грозный. В Минводах, где аэропорт и авиакомпания были одним и тем же предприятием «Кавминводыавиа», была создана запретительная система для входа других перевозчиков, а в Дагестане действовала еще и целая билетная мафия. Достать билеты на рейсы Москва – Махачкала, контролируемые перевозчиком «Авиалинии Дагестана», было целым приключением, и пассажиры часто были готовы заплатить любую цену, лишь бы улететь.

К числу недоступных для сторонних авиакомпаний некогда относился и аэропорт Красноярска. Но после скандального банкротства компании KrasAir, которая долгое время не пускала конкурентов на свою территорию, ситуацию удалось переломить в пользу потребителя.

И правительство, и ФАС (за что ее можно только похвалить) последовательно придерживались той позиции, что подобные монопольные сращения нужно ликвидировать. Эта задача была выполнена практически полностью, и пресловутая «невидимая рука рынка» сработала очень быстро: появление новых перевозчиков в аэропортах, некогда имевших репутацию закрытых, привело к заметному снижению стоимости билетов.

Например, на те же Кавминводы сейчас можно слетать из Москвы за 12,5 тысяч рублей туда-обратно (с вылетом в ближайшее воскресенье). Примерно таким был минимальный тариф на этом направлении во времена компании-монополиста «Кавминводыавиа», но не нужно забывать, что с тех пор произошла девальвация рубля и накопилась немалая инфляция.

«Несмотря на наше недовольство стоимостью авиаперевозок в России, надо отдать должное авиакомпаниям, которые в минувшие 10 лет повышали цены медленнее, чем росла величина инфляции. То есть в реальном выражении сегодня мы летаем дешевле, чем 10 лет назад, – говорит Роман Гусаров. – Российский внутренний рынок авиаперевозок максимально либерализирован – вход в любой аэропорт доступен для всех отечественных авиакомпаний, а провозных мощностей у них сейчас больше, чем требуется рынку. Но некоторые по-прежнему считают, что на рынке присутствует сговор, а билеты необоснованно дорогие».

По мнению Гусарова, одной из главных групп недовольных являются российские чиновники – эта гипотеза основана на том, что выпады со стороны ФАС в сторону гражданской авиации, как правило, происходят в сезон отпусков. «Каждое лето чиновники куда-то летят отдыхать, и вдруг выясняется, что билеты на завтра остались только дорогие. К тому же летать они предпочитают бизнес-классом, но желательно по цене эконома. А сейчас еще многим чиновникам приходится летать в отпуск за свой счет, а не за счет государства», – говорит эксперт.

Кроме того, переход к электронным билетам и динамической системе ценообразования, когда стоимость полета определяется автоматически, а не вручную, исключает возможность выписывать «блатные» билеты на бланках по «дружеской цене». 

«Если мы откажемся от глобальных систем дистрибуции авиабилетов, мы вернемся в каменный век – будем снова ходить в кассы и стоять в очередях. А как можно будет покупать билеты на те направления, куда нет прямых рейсов из России, как иностранцы будут покупать билеты с пересадкой в Москве? Глобальные системы бронирования как раз и позволяют снижать себестоимость продаж и определять справедливую цену перевозки», – полагает Гусаров.

Летаем больше, но в убыток

Серьезным контраргументом в дискуссии о дороговизне билетов является финансовое состояние значительной части российских авиакомпаний. В прошлом году, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убытки авиаперевозчиков выросли на 17,6% до 10 млрд рублей. На внутренних линиях убытки вообще составили 33 млрд рублей, несмотря на рост пассажиропотока на 7,3%. Операционной прибыли на международных рейсах, где поток снизился на 18,6%, для компенсации не хватило – там прибыль упала к 2015 году на 37% (до 23 млрд рублей).

Кстати, одним из факторов убыточности внутренних рейсов стало появление на рынке низкобюджетного перевозчика «Победа». Какие бы нарекания он ни вызывал у пассажиров, это заставило многие компании снижать тарифы.

«Доказать, что авиакомпании получают сверхдоходы, ФАС не может, потому что большую часть года авиаперевозчики несут убытки и только в летние месяцы могут что-то заработать», – говорит Гусаров.

Сами авиаторы давно говорят о том, что значительным подспорьем в деле снижения цен на билеты могла бы стать отмена НДС на внутренних авиарейсах. Определенные подвижки в этом направлении произошли в 2015 году, когда из-за шоковой девальвации и роста ставок по кредитам авиационную отрасль вообще мог постигнуть коллапс. В итоге было принято решение снизить ставку НДС для пассажирских авиаперевозок внутри России с 17 до 10% до 31 декабря 2017 года.

В июне премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил Минфину и Минтрансу проработать вопрос о продлении этого режима до конца 2020 года, одновременно подготовив доклад о целесообразности обнуления НДС.

А на упомянутом выше совещании по транспортной инфраструктуре Владимир Путин выступил с предложением полностью субсидировать либо снять НДС на авиаперевозки в Калининградскую область. Авиаторы считают, что только лишь этим регионом ограничиваться не стоит.

«Нужно обнулить НДС как минимум на межрегиональных маршрутах за пределами Москвы, – считает Гусаров. – Помимо Калининграда и других значимых регионов, у нас есть аэропорты Севера, Камчатка, Дальний Восток, где такая мера дала бы хоть какую-то поддержку региональной сети маршрутов. Много говорится о том, в каком неудовлетворительном состоянии она находится, но ничего не делается для того, чтобы она развивалась. Но и здесь не надо ожидать чудес: обнуление НДС с уровня 10% позволит авиакомпаниям снизить стоимость билетов лишь на 3–4% – это капля в море».

Есть и другие резервы снижения стоимости билетов. «Мне кажется, антимонопольщикам надо работать не только с авиакомпаниями, но и с аэропортами. Они часто наглеют и выставляют такие тарифы, что билет не может быть дешевым никак», – говорит источник в отрасли. Словом, для ФАС есть немалый фронт работ и без поиска следов международного заговора в отечественной авиации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUMbu
Смотрите: http://courier.youdo.com/courier-services/weekend/, лучшие цены здесь.
Установка кондиционера в автомобиль - заказать https://youdo.com/auto/conditioning/installation/.
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/country/geo/novoperedelkino/, отзывы.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer