Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему самолеты летают через Москву: из Сибири на Урал - с пересадкой в столице


24 августа 2017 года Елена Аракелян, Комсомольская правда


«КП» разбиралась, почему самолеты летают через Москву, отчего у нас такие дорогие авиабилеты и других особенностях национальных авиаперевозок.

ПЛЮС ДУШАНБЕ И АНТАЛИЯ

Знакомому недавно понадобилось лететь из Читы в Иркутск. Рейс был... через Санкт-Петербург. Таких несуразностей в нашем небе хватает. Например, как жалуются жители Ставрополя, в Махачкалу им ближе всего добираться через Москву. Самолетом в столицу лететь два часа, обратно на Северный Кавказ — еще столько же. А по прямой самолетов нет, только автобусом — это около 12 часов. В Сочи ставропольцы тоже чаще путешествуют через столицу — так выходит удобнее и быстрее.

Европейская часть страны — это еще что. Жители Урала и Сибири круги над страной наматывают покруче. Например, не найти прямого рейса из Челябинска в Тюмень — лететь тоже приходится через Москву, путь занимает около суток. Задумаешься: может, лучше поездом.

Как свидетельствует статистика Росавиации (см. графику), основная часть пассажиропотока у нас приходится на три московских аэропорта и питерское Пулково. Чуть меньше, но тоже серьезно, загружены аэропорты Сочи, Екатеринбурга и Новосибирска. Эти семь площадок в первой половине 2017 года в общей сложности обслужили больше путешественников, чем остальные 259 вместе взятые.

И это в стране, где из одного конца в другой — расстояние, как между континентами. Многие ностальгически вспоминают советские времена, когда из Краснодара в Ставрополь летали на самолете. А из любого приличного областного центра хоть в европейской части страны, хоть в Сибири с ее расстояниями — можно было по воздуху попасть почти во все крупные райцентры. Малая авиация вполне справлялась с этой задачей.

Сейчас стандартное аэропортовское табло российского миллионника выглядит так. Несколько рейсов на Москву, рейс в Питер, Сочи и какой-нибудь крупный региональный центр типа Новосибирска, плюс летом — еще Симферополь и Анталия. Еще иногда в качестве «приятного бонуса» встречается рейс в Душанбе. И все. Где остальные? Почему самолеты летают через Москву?

НА МЕСТНЫХ ЛИНИЯХ НЕ ЗАРАБОТАТЬ

- Все просто, - говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - В Советском Союзе региональные и межрегиональные перевозки субсидировались. Билеты были доступны, но их стоимость не покрывала реальных затрат — убытки оплачивало государство. Сейчас ситуация иная: гражданская авиация должна сама зарабатывать. Поэтому там, где нет стабильного пассажиропотока, нет и рейсов.

Иными словами, летать в России нынче можно только туда, куда летает большинство.

- Аэропорт, который обслуживает, допустим, один-два рейса в сутки, все равно должен иметь персонал, технических специалистов, охрану... Затраты перекладывает на авиакомпанию, которая туда летает, - получаются астрономические счета, - объясняет Роман Гусаров. - А авиакомпании что делать? Она перекладывает эти затраты на пассажиров. Кстати, знаете где аэропортовые сборы самые низкие? В Москве! Потому что через столичные аэропорты миллионы людей летают, затраты раскладываются на всех.

В итоге было в России на начало 90-х более 1400 действующих гражданских аэропортов, а осталось только 259.

То же и с самолетами.

- Затраты в расчете на одного пассажира сильно зависят от вместимости воздушного судна. Не зря авиакомпании и конструкторы идут по пути увеличения этого показателя, - говорит Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. – А крупные самолеты невыгодно использовать на небольшие расстояния и на малых пассажиропотоках.

Получается замкнутый круг. Региональные пассажиры мало летают, потому что дорого. А из-за того, что они не летают, маршруты оказываются неинтересными для перевозчиков. Нет маршрутов — закрываются аэропорты. Беднеет транспортная инфраструктура страны.

Но как же, например, в Штатах, в Европе? Местные самолеты там проносятся с частотой электричек. А цены — в нашей глубинке остается лишь позавидовать.

- Некорректно сравнивать Россию и Европу. У нас впридачу к более тяжелому климату и огромной территории, во многих регионах низкая плотность населения. Оттуда по определению не может быть большого пассажиропотока, и себестоимость авиаперевозок по определению будет выше, чем в густонаселенных регионах Европы, - комментирует ситуацию Роман Гусаров.

- В США тоже большая территория, но там нет такого разброса населенных пунктов, как у нас. Там в основном живут вдоль двух побережий, и тоже достаточно плотно — между западным и восточным побережьями самолеты летают, как челноки.

ЦЕНА СУБСИДИЙ

Нельзя сказать, что государство устранилось от решения проблемы. Действует 5 целевых программ, около трехсот региональных маршрутов субсидируются из федерального бюджета.

- Некоторые категории россиян - пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, молодежь до 23 лет - могут приобрести льготные билеты в Крым и на Дальний Восток. Субсидируются также рейсы в Калининград. В 2017 году на все это из федерального бюджета выделено 7,3 млрд рублей. Но в масштабах страны этого, конечно, недостаточно, - говорит Ирина Рябовол, российский представитель международной туристической системы поиска Momondo.

А что делать тем, кто не входит в льготную категорию? Кому, например, больше 23-х, но до пенсии еще далеко. Не каждый в состоянии оплатить до того же Симферополя полную цену. Вот люди и ворчат: где же эти субсидии на полеты в Крым, о которых столько разговоров, если большинству от них никакого толку.

Эксперты указывают еще на одну проблему. «Советский» уровень комфорта на местных авиалиниях сейчас уже мало кого устроит, наши люди успели привыкнуть к хорошему сервису. Так что в местную авиаинфраструктуру надо вкладывать, вкладывать и вкладывать… Модернизировать многие аэропорты. Но на это никаких бюджетных денег не хватит — ни федеральных, ни тем более, местных. Проехаться за счет самих пассажиров тоже не получится — у тех, кому нужны местные маршруты, как правило, с деньгами не очень, тем более в нынешней экономической ситуации.

ТОЛЬКО ХАБ И ЛОУКОСТЕР

- В какой-то мере ситуацию могла бы исправить система хабов, аналогичная той, что существует в США или Китае, - утверждает гендиректор агентства делового туризма "Аэроклуб" Денис Матюхин. - Хаб – это своеобразный распределительный центр, где собираются пассажирские потоки и перераспределяются по множеству направлений. Благодаря хабу пассажиропоток концентрируется в едином узле, что позволяет повысить окупаемость перевозок, увеличить количество направлений и частоту рейсов. Хабы соединяют между собой гораздо больше городов, чем прямые маршруты. Например, сейчас фактически роль хабов между отдаленными регионами выполняют Москва или Петербург. А Если бы такие узлы появились, скажем, еще в Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, то длительность и стоимость перелетов значительно бы снизились.

Но один только «Аэрофлот» систему хабов поддержать не сможет, нужно, чтобы в стране появились другие сильные авиакомпании, которые тоже могли бы вложить в этот проект значительные средства.

- Есть еще один выход из ситуации – лоукостеры, - считает Ирина Рябовол. - В мировой практике именно они обслуживают рейсы, которые невыгодны традиционным перевозчикам. Например, в Европе и Азии люди часто пользуются услугами лоукостеров для поездок на небольшие расстояния. Например, 17-минутный перелет по Малайзии на бортуAirbusA320 стоит около 300 рублей – полный самолёт пассажиров. В нашей стране этот сегмент пока недостаточно развит, действует только одна компания, у которой нет конкурентов.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Почему у нас авиабилеты дороже, чем в Европе?


- Как раз по тем самым причинам, о которых мы говорили: себестоимость авиаперевозок по объективным причинам (низкой плотности населения во многих регионах и небольшого пассажиропотока между ними) гораздо выше, чем в Европе, - говорит Роман Гусаров. - На это накладываются и другие причины, рукотворные. Главная из них — монополизм, в связи с чем цены на авиакеросин и на обслуживание самолетов во многих региональных аэропортах искусственно завышаются. Если там работает один заправщик, и никакого другого просто нет — попробуй с ним поторгуйся. Вот и получается такая цена авиабилета.
 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Есть ли будущее у «кукурузника»


Для местных линий нужны еще и соответствующие самолеты. В советские времена легендой стал Ан-2, он же «аннушка», он же «кукурузник». В зависимости от модификации, этот самолет использовался для самых разных целей — в том числе для перевозки пассажиров (10-12 мест), а также грузов и почты на местных линиях. Авиаторы особой нежностью отмечают его неприхотливость. Бетонка ему не нужна – мог садиться и на грунтовую полосу. А с лыжным шасси — на снег. Ан-2 используется и сейчас — в некоторых регионах, особенно северных, замену ему, в силу сложных природных условий, найти проблематично. Тем более что «кукурузник» еще и неубиваем - некоторые борты благополучно летают уже по 40 лет!

Все это, конечно, здорово, но вопрос о выпуске современной версии стоит все более остро. Попытки создать обновленный Ан-2 делаются. Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина сконструировали «обновленную аннушку» - ТВС-2ДТС. Новинка была представлена на авиасалоне МАКС-2017. С Ан-2 его роднят габариты и назначение — новый самолет может справляться с той же работой, что и легендарный «кукурузник». Но ТВС-2ДТС изготовлен из современных композитных материалов (что делает его очень легким), может развивать большую скорость, более маневрен. Остается малость — запустить самолет в серийное производство. А для этого нужны немалые вложения...


комментарии (4):

unknown traffic      26/08/2017 [22:45:40]#1
Получается при плановой советской экономике авиация удовлетворяла потребности народа! Сейчас скажите про убыточные рейсы! Так вот рейс на Як40 при загрузке 15 чел. был уже рентабелен. В стране имеющей столько нефти и такие цены на билеты просто позор!

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      26/08/2017 [22:53:09]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя unknown traffic от 26.08.2017 22:45
   
Получается при плановой советской экономике авиация удовлетворяла потребности народа! Сейчас скажите про убыточные рейсы! Так вот рейс на Як40 при загрузке 15 чел. был уже рентабелен. В стране имеющей столько нефти и такие цены на билеты просто позор!
Она и сейчас удовлетворяет потребности народа. Куда есть спрос, туда авиакомпании и летают. Но не спрос из двух человек, а нормальный стабильный спрос на полноценный рейс. А быть рентабельным с 15 пассажирами на Як-40 можно только при извращённой экономике, которую и экономикой назвать нельзя.

Grodno      31/08/2017 [08:06:03]#3
Тогда авиация бала для людей, а сейчас для набивания чьих-то карманов, и разворовывания госбюджета.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      31/08/2017 [12:11:52]#4
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Grodno от 31.08.2017 08:06
   
Тогда авиация бала для людей, а сейчас для набивания чьих-то карманов, и разворовывания госбюджета.
Просто тогда государство создавало у экономически необразованного народа иллюзию, что все бесплатно. А сейчас за все надо платить. Но ощущение халявы, пуст и мифической, столь сладко, что многие до сих пор ностальгируют.













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkUo1
Услуги отделки и ремонта: http://remont.youdo.com/tile/paving-stone/, смотрите ссылку.
Смотрите: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer