Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилот не умел летать в темноте


28 августа 2017 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Как следует из представленного Межгосударственным авиакомитетом (МАК) отчета о расследовании катастрофы вертолета Ми-8Т авиакомпании «Скол» в ЯНАО, экспертам пришлось разбираться сразу с двумя авиапроисшествиями, случившимися в районе вертолетной площадки «Ротор-40» под Уренгоем. Над ней в октябре 2016 года практически одновременно оказались два Ми-8Т с вахтовиками на борту. Обоим экипажам требовалась срочная дозаправка, но «Ротор» оказался скрыт в густом тумане. В итоге один из пилотов чудом посадил машину; другой, запаниковав, погубил себя и еще 18 человек.

21 октября два Ми-8Т ООО «Авиакомпания “Скол”» должны были доставить вахтовиков с аэродрома Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ) к расположенному примерно в трехстах километрах от него Сузунскому нефтегазовому месторождению (Красноярский край), а обратным рейсом — забрать нефтяников, направлявшихся уже на отдых.

Борты RA-25326 и RA-22869 под управлением командиров Александра Аскарова и Александра Додонкова отправились из Уренгоя примерно с получасовой разницей. Им предстояло сделать промежуточную посадку для дозаправки на расположенной точно посередине пути вертолетной площадке «Ротор-40». Обе машины, как сообщили их командиры по радиосвязи, «залились под крышки», а затем благополучно прибыли в Сузун.

Во время обратного перелета, который проходил уже в сумерках, и без того не лучшая погода окончательно испортилась: усилился снегопад, а нижняя граница облачности, заявленная на уровне 450 м, постепенно опускалась.

На полпути к «Ротору» командир RA-22869 вызвал на связь шедшего первым пилота Аскарова, который, по его расчетам, должен был начать в это время дозаправку. Тот ответил, что сесть на площадку не смог, поскольку «все закрыло» туманом, и он «крутится над факелом» (на площадке выжигали остатки газа).

Командир Аскаров также сообщил, что вынужден садиться при любом раскладе, поскольку в баках осталось 500 л топлива, которого не хватит на полет в Уренгой или возвращение в Сузун. Потратив около получаса на посадку, экипаж дозаправился и благополучно добрался до Уренгоя. Посадка этого вертолета на «Роторе» была квалифицирована расследователями как серьезный авиационный инцидент, произошедший из-за нарушения пилотом производственной дисциплины и отсутствия контроля за ним со стороны руководства «Скола».

Примерно в это же время командир Додонков, вертолет которого только подлетал к «Ротору», понял, что дозаправочная площадка для него теперь закрыта не только туманом, но и другим вертолетом. Несмотря на то что оставшихся у него 700 л топлива тоже не хватало до Уренгоя, командир решил продолжить рейс без дозаправки. Он доложил диспетчеру, что планирует прибыть в аэропорт в 20:10 по местному времени, а еще через несколько минут аудиозапись переговоров в его кабине оборвалась — на речевом самописце закончилась лента.

Дальнейшие события эксперты реконструировали уже по показаниям параметрического самописца. Ми-8Т, вместо того чтобы набрать расчетную высоту в 500 м, стал прижиматься к земле. Пилот, очевидно, стремился «поднырнуть» под облака, чтобы видеть поверхность. Из-за уменьшения скорости и высоты полета расход топлива вырос примерно втрое, и уже в 19:49 на приборной панели вертолета, как следует из расшифровки, загорелось табло «осталось топлива 300 л», свидетельствующее о том, что двигатели могут выключиться минут через 17–20.

Руководство летной эксплуатации Ми-8 предписывает в случае достижения аварийного уровня горючего «принять окончательное решение о месте посадки и произвести ее, не допуская полной выработки топлива». Александр Додонков, по мнению расследователей, начал искать площадку «в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения». Опустившись до 20–30 м, он стал совершать энергичные, но не обоснованные ситуацией маневры, резко разворачивая машину в обе стороны. В 20:08, как следует из отчета, Ми-8Т летел хвостом вперед. Экипаж в это время уже «не оказывал корректирующего воздействия на органы управления», что свидетельствовало о полной потере им «визуального контакта с землей и ориентировки в пространстве». Машина с задранным носом и сильным левым креном, оказавшись фактически в обратном штопоре, полетела по спирали вниз и ударилась о землю.

Несмотря на то что падение произошло с относительно небольшой высоты, энергии удару добавил так называемый эффект хлыста, появившийся в результате вращения машины. Три члена экипажа и 16 вахтовиков погибли мгновенно. Три пассажира, сидевшие в задней части отсека и, кстати, не пристегнутые ремнями, отделались травмами.

По мнению участников расследования, само решение командира Додонкова о ночном возвращении в Уренгой было необоснованно рискованным, поскольку ночные визуальные полеты над местностью, не имеющей световых ориентиров,— тайгой, тундрой, степью или пустыней — чреваты потерей ориентировки в пространстве. Отправляясь в обратный рейс, вертолетчик Додонков знал об ухудшении метеоусловий на площадке «Ротор-40» и должен был перенести полет на следующий день или как минимум продумать альтернативные варианты посадки на другие площадки. Однако за семь проведенных в Сузуне минут экипаж, по мнению комиссии, вообще не успел сделать никаких расчетов.

Александр Додонков, по мнению МАК, переоценил и свои профессиональные возможности. Полярный вертолетчик с огромным стажем (более 10 тыс. часов полетов), он практически не имел опыта ночных полетов и тем более — опыта поиска неосвещенной посадочной площадки с воздуха в условиях плохой видимости. Как установила комиссия, в 2015 году пилот Додонков летал в темноте всего полчаса и столько же — в 2016 году, за неделю до гибели. Вообще, как следует из отчета, ночные посадки в тайге разрешаются только командирам, имеющим ночной налет свыше 100 часов, не менее десятка ночных приземлений на тренировках, да и то при задействовании их в поисково-спасательных работах или для оказания срочной медицинской помощи.

Командир же Додонков привык летать в дневное время, визуально контролируя полет. Этим и объяснялось его стремление «поднырнуть» под облака. Подняться над ними и продолжить полет по авиагоризонту экипаж, по мнению близкого к расследованию источника “Ъ”, просто боялся, поскольку не имел опыта «приборного» полета. Подыскивая место для аварийной посадки, вертолетчики ориентировались лишь на показания барометрического и радиовысотомеров, а также на обычный карманный GPS-навигатор. Кстати, как показало проведенное моделирование полета, если бы экипаж после принятия решения о беспосадочном полете в Уренгой занял эшелон 1500 м и полетел к аэропорту с постоянной скоростью 220 км/час, оставшегося запаса топлива ему с лихвой хватило бы.


комментарии (1):

vertikalnyj      30/08/2017 [12:14:04]#1
Речь должна идти не столько о навыках КВС в ночном полете, сколько о навыках полете по приборам, т.е. экипаж не имел визуального контакта с землей, так как после взлета с Сузуна весь остальной полет осуществлялся именно по приборам, наступление темноты лишь усугубило ситуацию. В светлое время "аварийно" пробивать облачность ниже безопасных высот хоть и опасно но по крайне мере есть шанс увидеть землю раньше чем столкнуться с каким либо препятствием, а ночью и эти шансы уменьшаются при отсутствии световых ориентиров на местности. Имея твердые навыки в пилотировании по приборам экипаж все таки имеет шанс выполнить аварийное приземление на малой поступательной и вертикальной скорости при нулевой видимости, последствия такого приземления могли быть бы схожи с выездом автомобиля с трассы на скорости 50-60 км/ч, т.е поломки и опрокидования тут не избежать, но последствия от потери пространственной ориентировки и неуправляемого падения намного катастрофичнее. Минимум КВС был 120 Х 1500 при 10 000 часах налета (по моему 4000 на вертолете) это очень невысокий с точки зрения профессионализма минимум и говорит о том, что тренировкой КВС полетам по приборам руководство мягко говоря не придавало важного значения.













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBt57E
Бытовой ремонт: http://ekb.youdo.com/remont/door/protivpozharnye/ - отзывы.
Муж на час в районе метро Царицыно, смотреть http://remont.youdo.com/minor-repair/muzh-na-chas/geo/tsaritsino/.
Укладка газона, мастера: http://remont.youdo.com/building/landscaping/landshaftnye/gazon/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer