Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мое небо — мои правила?


23 января 2018 года Дарья Кобылкина, Новая Газета


Очередной случай с нетрезвым пассажиром, устроившем драку на борту рейса Москва — Петропавловск-Камчатский, тонет в сводке прочих происшествий. Авиадебоширы настолько плотно вошли в обыденную жизнь, что удивить инцидентами в воздухе сложно даже тех, кто лицом к лицу сталкивался с подобной угрозой собственной безопасности. Чаще всего такие выходки ограничиваются нецензурной бранью и отказом соблюдать правила авиаперевозчика: пристегнуть ремни, не вставать с кресел, не курить… Но в особо буйных случаях дело доходит до рукоприкладства и угроз захвата воздушного судна. А в мае прошлого года на борту рейса Тель-Авив — Москва пассажир в полете пытался открыть двери авиалайнера. Стоит ли говорить, что основной причиной неадекватного поведения граждан является чрезмерное употребление алкоголя, а чартерные курортные, пред- и постпраздничные рейсы попадают в категорию особого риска.

Очевидно, что главными пострадавшими в инцидентах с авиадебоширами становятся пассажиры злополучного рейса и сотрудники авиакомпаний — бортпроводники и пилоты. Но и сами перевозчики зачастую несут существенные финансовые потери из-за задержки рейса или вынужденной посадки для передачи неадекватного пассажира сотрудникам полиции. Так, в августе рейс авиакомпании S7 из Новосибирска в Москву пришлось проложить через Пермь, где высадили нетрезвого пассажира, устроившего драку на борту, а самолет, летевший в столицу из Махачкалы, приземлился в Волгограде из-за курящей пассажирки.

Черный список — лучше, чем ничего

Инициатором системной борьбы с авиадебоширами стал генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Сделано в этом направлении уже немало: принят закон о черных списках, введена уголовная ответственность, увеличены штрафы. На повестке дня — пункт о специальных средствах сдерживания.

Уже с июня перевозчик может отказать в продаже билета гражданину, грубо нарушившему правила авиакомпании и отличившемуся буйным поведением на борту. Правда, бан на полеты действует всего год, списки у каждой компании свои, и есть целый перечень исключений даже для злостных дебоширов. Поэтому отраслевые эксперты не спешат с выводами о достаточности принятых мер.

«Закон чересчур либерален, в нем много исключений и лазеек и он, по сути, не является серьезной угрозой для дебоширов, — резюмирует редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров. — Боюсь, что в черный список будут попадать немногие, а отказ в продаже билетов получат единицы. Большей части дебоширов удастся уйти от наказания. Но сама тенденция узаконивания отказа от перевозки дебоширов похвальна. Еще пять лет назад об этом не было и речи — все говорили о нарушении прав человека на свободное перемещение. А я считаю, что это простой вопрос безопасности, ведь прослушивают же телефоны во избежание угрозы терроризма. В таких случаях стоит идти на ограничения».

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев объясняет: «60% россиян пользуется услугами авиакомпаний раз в году — в период отпуска. Поэтому нахождение в черном списке именно в течение года не ограничитель, а скорее неприятность. И при желании ее можно обойти — например, сменить паспортные данные или отправиться самолетом «на лечение», что официально разрешено для попавших в черный список. Закон важен по другой причине — государство обратило внимание на проблему деструктивного поведения пассажиров, а законодатели пошли навстречу авиакомпаниям с принятием пакета мер, позволяющих серьезно и чувствительно наказывать за неправомерные деяния на борту воздушных судов».

Отстегнуть ремень и распоясаться

По словам экспертов, закон о черных списках авиапассажиров скорее носит профилактический характер. Лишение возможности летать (пусть и на год) для тех, кто часто путешествует или регулярно совершает деловые перелеты, будет существеннее штрафа.

В этом смысле важно, что по инициативе «Аэрофлота» из ряда вон выходящие случаи дебоширства на борту и вовсе могут обернуться уголовным преследованием. С апреля 2017 года судом определяется мера наказания — от штрафа (до 500 000 рублей) до лишения свободы (максимум на 5 лет).

Тем не менее специалисты отмечают, что в законе, где нашлось место наказанию за содеянное, отсутствуют способы оперативного противодействия конфликтному поведению на борту самолета. В рамках закона бортпроводники могут применять в отношении авиадебоширов только слова.

«Как повлиять на человека, успокоить хулигана, который находится в нетрезвом состоянии или в состоянии аффекта, под действием наркотических средств или подвержен психическим атакам, если он не слышит и не воспринимает информацию? — удивляется Роман Гусаров. — Необходимо предлагать законодательные инициативы по приданию экипажам полномочий (в случае необходимости) для физического противодействия дебоширам, в том числе с использованием специальных средств, например наручников. Отдельные авиакомпании в ряде стран периодически внедряют что-то на своих рейсах, но никаких общепланетарных решений по использованию спецсредств нет. Для международного сообщества это весьма щекотливая задача. Главное, чтобы она нашла решение раньше, чем буйное поведение пассажиров приведет к катастрофе».

Электрошокерная терапия

Действительно, корейская авиакомпания Korean Air позволяет своим бортпроводникам применять электрошокеры в случае проявления агрессии со стороны пассажиров.

А после инцидента в конце 2016 года, когда экипаж не cовладал с разбушевавшимся пассажиром и не смог пустить в ход спецсредства, компания и отправила сотрудников на курсы по обращению с электрическим оружием.

Французским экипажам разрешено применять физическую силу (при отсутствии иных возможностей утихомирить пассажиров), Air France проводит собственные курсы самообороны для бортпроводников.

В Великобритании, наоборот, применение физической силы или любого вида оружия против пассажиров под запретом, а в Италии бортпроводники не позволяют себе даже оскорбить хулиганов, но могут попросить помощи у пассажиров в этом деликатном вопросе. Австралийские бортпроводники в случае угрозы могут заблокировать своим телом нарушителя спокойствия и (как и в других странах) передать пилоту команду о вынужденной посадке.

На земле хулиганов встречает полиция, а в США нередко и сотрудники ФБР — когда речь идет о национальной безопасности. Размер штрафов для авиадебоширов также весьма существенный: во Франции — до 150 тыс. евро, в Великобритании — до 2 тыс. фунтов стерлингов, в Корее — до 20 млн вон, в США — до 10 тыс. долларов.

Практически в каждой стране у авиакомпаний существуют свои черные списки и срок действия запрета на перелеты достаточно велик, в США он может стать пожизненным.

«На самом деле, применение спецсредств — просто непубличная тема, о ней предпочитают не говорить и с точки зрения правил безопасности, и с точки зрения имиджа, — поясняет Олег Пантелеев. — В целом авиаиндустрией накоплен определенный опыт противодействия терроризму и угрозам безопасности. Раньше в США на рейсах присутствовали «воздушные маршалы», в Советском Союзе также летали вооруженные сотрудники милиции. Но эффективность мер оказалась недостаточной, а наличие на борту огнестрельного оружия всегда создает дополнительное напряжение и нервозность, учитывая, что оно может быть применимо против тебя же. Нежелательно использовать в полете и электрошокеры, их влияние на бортовое оборудование воздушных судов недостаточно изучено, а применение их к пассажирам с кардиостимуляторами может привести к серьезной угрозе здоровью. Считаю, что это недопустимый риск. Пластиковые наручники решают главную задачу — надежно фиксируют дебошира, лишают его подвижности, а их применение абсолютно безопасно для здоровья и жизни пассажиров».

«Для меня остается загадкой, почему использование экипажем воздушного судна спецсредств, даже достаточно мягкого действия, пока не нашло положительного отклика в Госдуме, — продолжает Олег Пантелеев. — Возможно, депутаты считают, что задача бортпроводников ограничивается обеспечением безопасности только в случае экстренной эвакуации, когда необходимо покинуть самолет. А функции охранников со спецсредствами в руках — не первостепенная задача? Авиакомпания «Победа» обещала обучить своих бортпроводников навыкам самообороны без применения оружия. Не хотелось бы, чтобы мы к этому пришли, хотя участившиеся случаи деструктивного поведения доказывают необходимость принятия соответствующих мер».

Поэтому высока вероятность того, что инициатива «Аэрофлота» по легализации спецсредств сдерживания найдет поддержку не только в экспертном сообществе, но и в Госдуме.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2acg
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer