Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не враг "Союзу": 60 лет NASA


1 октября 2018 года Газета.Ru


60 лет назад в США начало работу крупнейшее космическое агентство NASA. Его соперничество с советским Министерством общего машиностроения способствовало развитию технологий, установлению целого ряда достижений в освоении космоса, а также стало примером успешного мирного сотрудничества двух держав – антагонистов.

0 лет назад в США начало работать Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства – NASA. Учреждение организации состоялось двумя месяцами ранее посредством реорганизации действовавшего с 1915 года Национального консультативного комитета по воздухоплаванию. Рождение NASA стало ответом американцев на запуск СССР первого искусственного спутника Земли.

С первых же месяцев существования вновь созданная структура вступила в жесткую конкуренцию с советским Министерством общего машиностроения. Стартовала космическая гонка, продолжавшаяся до 1975 года. Сегодня в NASA трудятся около 18 тыс. сотрудников. Годовой бюджет управления составляет порядка $20 млн. Это самый высокий показатель среди всех космических агентств планеты. При президенте Бараке Обаме бюджет несколько урезали из-за финансового кризиса. По той же причине была свернута программа «Созвездие».

Непосредственное руководство управлением осуществляет вице-президент США, то есть, в текущий момент – Майкл Пенс.

Директор NASA – бывший конгрессмен от республиканской партии Джеймс Брайденстайн.

Важную роль в основании NASA сыграл 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр. В условиях Холодной войны американцам было критически важно не отпустить Советский Союз далеко вперед в развитии космической программы. Тем не менее, стратегический противник имел фору и после появления NASA. СССР удалось первому выпустить человека в открытый космос. Полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года спровоцировал США на формирование программы «Аполлон», целью которой стала высадка человека на Луну.

Работы по подготовке соответствующих возможностей открылись после выступления президента Джона Кеннеди в конгрессе в мае того же года. А 12 сентября он изложил задачи программы в своей знаменитой речи. В первое пятилетие на реализацию идеи было направлено $9 млрд. По масштабам проект превосходил создание атомной бомбы. США шли к успеху почти восемь лет. Высадка астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина на поверхность спутника Земли состоялась 20 июля 1969 года. Событие воспринималось в качестве доказательства победы американцев в лунной гонке. В течение трех следующих лет на Луну опустились еще пять кораблей.

Этим список знаковых достижений NASA, конечно, не ограничивался.

Все в том же 1961-м начались запуски пилотируемых кораблей.

Площадками для запуска стали станция ВВС на мысе Канаверал во Флориде и соседний остров Мерритт, где расположен космический центр имени Джона Кеннеди. Первый отряд астронавтов участвовал в полетах программы «Меркурий»: машины этого класса были способны вместить одного человека и существенно уступали советским кораблям «Восток». 5 мая Алан Шепардсовершил суборбитальный полет длительностью 15 минут. В отличие от советских космонавтов, которые катапультировались при посадке, пилоты «Меркурия» приземлялись непосредственно в кабине. Астронавт принимал большее участие в пилотировании, чем на автоматизированных «Востоках».

Техническое отставание от СССР стремительно сокращалось. Следующая серия кораблей, «Джемини», подразумевала экипаж уже из двух астронавтов. В рамках реализации этой программы было совершено десять выходов в открытый космос и установлены рекорды длительности полета. В сумме участники программы находились вне аппарата около десяти часов.

В 1973 году американцы запустили свою первую и единственную орбитальную станцию «Скайлэб». На ней поочередно трудились три экспедиции. Заключительная, в составе Джералда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга, поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе – 84 дня. Двумя годами позднее состоялся совместный экспериментальный полет советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона».

Одновременно NASA исследовала Марс. В 1971 году автоматический зонд «Маринер-9» стал первым аппаратом, вышедшим на орбиту планеты. А в 1975-м станции «Викинг-1» и «Викинг-2» высадились на ее поверхности. При помощи «Вояджеров» сотрудники управления изучали Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Эти зонды способны пережить миллиарды лет путешествия через межзвездное пространство, а потому снабжены посланием землян для инопланетян. В 2012 году американцы успешно приземлили марсоход «Кьюриосити».

Специалисты NASA приняли активное участие в создании Международной космической станции.

Очередной прорыв космической отрасли США произошел в 20-ю годовщину полета Гагарина — 12 апреля 1981 года, когда получилось запустить первый многоразовый корабль – шаттл «Колумбия». Предполагалось регулярное сообщение при помощи этих челноков между Землей и орбитой. Однако данная программа оказалась не очень успешной. За период ее проведения (по июль 2011 года) было сконструировано шесть, и запущено в космос пять шаттлов. Два из них потерпели катастрофу. 26 января 1986 года семь членов экипажа погибли при крушении «Челленджера» из-за взрыва топливного бака на 73-й секунде полета.

Другая авария произошла уже в наше время. 1 февраля 2003-го шаттл «Коламбия» разрушился в процессе возвращения. Жертвами трагедии также стали семь человек. Оба ЧП явились поводом для жесткой критики NASA со стороны независимых экспертов. К числу недостатков организации относят увлечение локальными проектами в ущерб глобальным программам.

Сегодня NASA близка к завершению разработки нового корабля «Орион», первый полет которого, впрочем, неоднократно откладывался.

Несмотря на появление мощных коммерческих проектов Илона Маска и Джефа Безоса, позиции NASA в космической отрасли по-прежнему крепки, а поддержка государства солидна.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer