Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космические долги: зачем в бюджет впишут проблемы компаний "Роскосмоса"


1 октября 2018 года Иван Ткачёв, Ольга Агеева, Инна Сидоркова, РБК


Минфин включил в проект федерального бюджета на три года пункт о погашении многомиллиардных долгов предприятий, подконтрольных «Роскосмосу». Предприятия деньги из бюджета получили, а услуги и продукцию не предоставили.

Минфин планирует в следующем бюджетном цикле (2019–2021 годы) урегулировать долги перед государством трех ведущих ракетно-космических предприятий по их госконтрактам с Министерством обороны и «Роскосмосом», следует из проекта федерального бюджета на трехлетку, размещенного Минфином на портале regulation.gov.ru.

«Установить, что сроки и условия погашения задолженности перед Российской Федерацией по государственным контрактам, заключенным Министерством обороны Российской Федерации, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» с акционерным обществом «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева», публичным акционерным обществом «Ракетно-космическая корпорация ‎«Энергия» им. С.П.Королева» и акционерным обществом ‎«Ракетно-космический центр «Прогресс» в период ‎с 2001 по 2016 год, устанавливаются правительством Российской Федерации», — говорится в документе.

Все три предприятия-должника контролируются «Роскосмосом». Пункт включен в статью «Особенности исполнения федерального бюджета в 2019 году» проекта закона о бюджете. Как следует из формулировки, речь в основном идет о неотработанных авансах по госконтрактам. Неизвестно, сколько таких непогашенных авансов накопилось у Центра Хруничева, РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» за 16 лет, — Минобороны, «Роскосмос» и предприятия-должники отказались раскрывать эту информацию.

В предыдущей версии законопроекта, подготовленной в первой половине сентября (имеется в распоряжении РБК), не было пункта о погашении задолженности Центра Хруничева, РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс». Вместо этого был пункт о том, что правительство должно установить сроки и условия погашения задолженности АО «Спецремонт» перед Минобороны, но с тех пор он потерял актуальность: 17 сентября глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о том, что задолженность «Спецремонта» будет погашаться с 2027 года по конец 2047-го.

Крупнейшие долги принадлежат Минобороны и «Роскосмосу»

Дебиторская задолженность органов власти и других участников бюджетного процесса перед федеральным бюджетом является большой проблемой: на 1 января 2018 года она составила 5,84 трлн руб. (6,3% ВВП), по данным Счетной палаты. В том числе задолженность по выданным авансам — 3,8 трлн руб. «Это означает, что эти услуги и работы оплачены, но результат еще не получен, не поставлена продукция, не оказаны услуги», — объяснял в мае глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

По данным Счетной палаты (*.pdf), именно Минобороны и «Роскосмос» являются крупнейшими держателями дебиторской задолженности по выданным авансам: более 50% такой задолженности (более 1,9 трлн руб.) приходится на Минобороны, свыше 6% (или более 228 млрд руб.) образовалось у «Роскосмоса». Как отмечает палата, «основной причиной образования дебиторской задолженности [у «Роскосмоса»] является предусмотренная законодательством возможность осуществления авансовых платежей по заключенным государственным контрактам на выполнение космических программ в рамках государственного оборонного заказа». При этом ограничений по объемам авансирования законодательством не устанавливалось.

Кроме того, «на рост дебиторской задолженности существенное влияние оказывают длительный производственный (технологический) цикл изготовления закупаемой продукции и ее высокая и растущая из года в год себестоимость, а также наличие дебиторской задолженности, по которой расчеты не были завершены в установленный государственным контрактом срок, в основном по строительству космодрома Восточный», указывает Счетная палата в заключении на закон об исполнении бюджета за 2017 год.

«На текущий момент порядок и сроки погашения задолженности не определены. Это вопрос отдельных согласований с правительством и государственными заказчиками», — сообщили РБК в пресс-службе «Роскосмоса». Размеры задолженности ракетно-космических предприятий в госкорпорации не комментируют. В пресс-службе Минобороны РБК пояснили, что сумма задолженности указанных предприятий является закрытой статьей.

Кризис в отрасли

В Центре Хруничева сложилась тяжелейшая экономическая ситуация, но иного производителя тяжелых ракет у государства нет, говорил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в августе агентству ТАСС: «Будем вытягивать предприятие из болота». «Сначала необходимо реструктуризировать кредитную нагрузку и отсрочить уплату пеней и штрафов по прежним искам заказчиков. <…> Затем [после 2022 года] выведем предприятие в плюс», — сказал Рогозин. Ранее он сообщил, что помимо прочего Центр Хруничева должен «Роскосмосу» 26 млрд руб. по кредиту. «Роскосмос» подавал иски к Центру Хруничева: например, иск о взыскании 2,2 млрд руб. за невыполненную работу по госконтракту от 2012 года (создание кислородно-водородного разгонного блока).

Задолженность предприятий ракетно-космической отрасли накопилась из-за невыполнения условий госконтрактов в срок из-за технологических и организационных проблем, а также высоких накладных расходов, говорит РБК создатель интернет-сообщества «Открытый космос» и специалист производителя спутников Dauria Aerospace Виталий Егоров. Центр Хруничева превратился из некогда успешной компании с большим пакетом зарубежных заказов в кризисное предприятие после присоединения к нему нескольких убыточных организаций, «с тех пор проблемы Центра Хруничева растут как снежный ком», сказал он РБК.

В бухгалтерской отчетности РКК «Энергия» за 2017 год (*.pdf) приводится информация о пяти исках «Роскосмоса» к корпорации о взыскании неустойки на общую сумму 3,7 млрд руб. по госконтрактам. Самарский РКЦ «Прогресс» не публикует отчетность, но, согласно данным ГМЦ Росстата, долгосрочные и краткосрочные обязательства на конец 2016 года превышали 60 млрд руб. Долги РКК «Энергия» по госконтрактам значительно ниже, потому что компанию выручают контракты с США на доставку астронавтов на МКС, говорит Егоров. «Но источники пополнения бюджета предприятия сокращаются. Контракт с США истекает в апреле 2019 года, и непонятно, будут его продлевать или нет. Число запусков космических кораблей «Прогресс» снизилось, а ракет «Союз» — сократится с 2019 года», — констатировал эксперт.

По его мнению, государство пока не разработало «серьезный стратегический план» реструктурирования задолженности. «Все предприятия ждут, что им просто спишут долги», — считает Егоров. «Последовательно наблюдается отказ от всяких попыток участия в международной конкуренции, повысить доходность российской космонавтики на международном рынке», — отметил он. Финансовое положение РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» могут улучшить реализация российской лунной программы на 2021–2024 годы и участие в разработке сверхтяжелой ракеты-носителя, которая потребует не меньше 1 трлн руб., говорит Егоров, а оздоровлению ситуации в Центре Хруничева помогла бы федеральная целевая программа по развитию новейшей спутниковой системы «Сфера» при помощи тяжелых ракет «Ангара-А5».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer