Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкции или цунами: продаст ли Россия Су-35 Индонезии


10 октября 2018 года Илья Крамник, Известия


Одной из главных военных новостей октября стала возможная задержка поставок истребителей Су-35 для Индонезии. В СМИ появилась информация о том, что реализация контракта может быть сорвана из-за санкций США, препятствующих оплате российских машин. «Известия» разбирались в возможных последствиях.

Второй контракт

Соглашение о поставках Су-35 в Индонезию было подписано в феврале 2018 года. Джакарта должна получить 11 истребителей, стоимость сделки превышает $1 млрд, при этом ее финансирование проводится, по некоторым данным, за счет российского коммерческого кредита.

Сделка с Индонезией — уже второй экспортный договор по Су-35, однако условия его реализации существенно отличаются от первого. 

Первый контракт был подписан в 2015 году с Китаем, который приобрел в России 24 Су-35 более чем за $2 млрд. Четыре машины были отгружены в 2016 году, 10 — в 2017-м, в текущем году поставки должны завершиться. С исполнением китайского контракта вопросов не было исходно: у Москвы и Пекина достаточно инструментов для обхода попыток США ограничить финансовые расчеты между ними.

Сделка с Индонезией, также выглядевшая вполне надежной, внезапно была поставлена под сомнение, и, естественно, ряд наблюдателей вспомнил о CAATSA — американском законе «О противодействии противникам США посредством санкций».

5 октября «Коммерсант» сообщил о проблемах с реализацией контракта, сославшись на источники, связавшие их именно с санкциями, которые могут быть наложены в рамках CAATSA. При этом отмечалось, что обе стороны ищут пути выхода из ситуации. 

«Коммерсант» обратил внимание на отсутствие гарантий со стороны США о нераспространении санкций по CAATSA на Индонезию. Вместе с тем причина задержки с реализацией контракта может быть и другой.

— Дело в том, что российская оборонка уже практически вся под санкциями, и очередные меры США сюда ничего не добавляют и не добавят — прямые и открытые схемы реализации сделок практически исключены, — отметил в беседе с корреспондентом «Известий» источник в российском военно-дипломатическом корпусе. По мнению собеседника редакции, именно это приводит к использованию альтернативных способов финансирования сделок.

— Многие сделки финансируются за счет банковских кредитов, которые затем возмещаются товарными поставками — по факту биржевыми позициями. Физические поставки товаров в Россию необязательны, речь идет об их продажах на мировом рынке, средства от которых уже могут поступить в доход российских организаций, — отметил источник.

Подобные сделки могут осуществляться через различные цепочки юридических лиц, что само по себе не гарантирует от применения санкций, хотя и осложняет их реализацию. Вместе с тем недавние события в Индонезии затруднили крупные расходы на военные нужды без всякого вмешательства со стороны Вашингтона.

Эффект цунами

Удар цунами, обрушившийся на индонезийский остров Сулавеси 28 сентября 2018 года, повлек за собой колоссальные разрушения и гибель большого количества людей. По состоянию на 9 октября число жертв уже превысило 2 тыс. человек, а оценка ущерба приблизилась к $700 млн. Обе цифры могут в дальнейшем сильно возрасти.

В этих условиях пока невозможно предположить, какие деньги правительству Индонезии придется в ближайшие месяцы потратить на неотложные задачи ликвидации последствий стихийного бедствия, и осторожность с крупными контрактами вполне объяснима.

Те деньги, которые правительство страны могло выручить от реализации товаров, предназначенных для оплаты за поставку российских истребителей, скорее всего, будут востребованы в других местах, и, по мнению собеседников «Известий», «аварийные» потребности сегодня являются куда более весомой причиной для откладывания покупки истребителей, чем возможные санкции со стороны США.

Сравнивать негативный финансовый эффект от уже состоявшегося удара стихии и потенциально возможных санкций — занятие неблагодарное, однако объяснять происходящее исключительно санкциями вряд ли оправданно.

Кого будут бить

Проблема с применением санкций, однако, никуда не уйдет и будет подниматься с каждой последующей сделкой. По имеющейся у «Известий» информации, давление со стороны США уже привело к трудностям в заключении ряда договоров с некоторыми странами Ближнего Востока и в других регионах. Вместе с тем эффективность этого американского инструмента довольно ограничена — как с точки зрения воздействия на третьи страны, так и на Россию.

В случае с Россией проблема формулируется предельно просто: каждый следующий виток ограничений, накладываемых со стороны США на политические и бизнес-интересы Москвы в различных регионах мира, развязывает руки Москве в организации долгосрочных и труднорешаемых проблем для Вашингтона в этих же самых регионах.

Так, в перспективе ближайших нескольких лет не приходится сомневаться, что срыв сделок с состоятельными ближневосточными покупателями из числа монархий залива будет компенсирован поставками современных вооружений Ирану, включая, возможно, те же самые комплексы С-400 и современные боевые самолеты, по поводу которых США уже вводили санкции в рамках CAATSA против Китая и рассматривают возможность их применения к Индии и Индонезии.

Отдельно интересны в этом аспекте перспективы сотрудничества России с Турцией — еще одним покупателем С-400, а в перспективе, если США всё же заблокируют поставки Анкаре истребителей пятого поколения F-35, и российских боевых самолетов.

С точки зрения последствий для возможных других зарубежных покупателей российской военной техники, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно использовать для грубого прогнозирования следующий показатель: вероятность этих сделок тем выше, чем больше во внешнеторговом обороте этих стран доля Индии и Китая. Для Индонезии, у которой на Индию и Китай в совокупности приходится около 20% экспорта, а на США — 11%, это означает наличие широкого набора финансовых инструментов, позволяющих при необходимости профинансировать сделку с Россией. 

Назвать это положение устойчивым сложно. Однако, если США попытаются его взломать, применяя всё более жесткие меры воздействия против Индии и КНР, предсказать последствия будет невозможно — как минимум в политике, учитывая стремление Вашингтона найти в Нью-Дели опору против растущей военно-политической мощи Китая.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer