Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто виноват и как лететь?


2 ноября 2018 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Авария ракеты "Союз-ФГ" 11 октября с.г. произошла из-за деформации датчика разделения первой и второй ступеней при сборке ракеты на космодроме Байконур.

Такой вывод сделала комиссия, расследовавшая причины ЧП. На языке спецов это звучит так: "Причина нештатного разделения - неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока "Д" из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6 45 мин), допущенной при сборке "пакета" на космодроме Байконур". "Это доказано, подтверждено документально", - заявил председатель аварийной комиссии, заместитель генерального директора ЦНИИмаш Олег Скоробогатов.

Если же совсем просто, то одна из "боковушек", не отделившись вовремя, ударила по центральному блоку и пробила топливный бак. На 121-й секунде произошло аварийное прекращение полета. Как подчеркивается, причина носит эксплуатационный характер. Акт работы комиссии со всеми приложениями, материалами, результатами экспериментальной и научно-технической отработки, моделирования - это несколько томов. Рассматривались десять ситуаций. И - вышли только на одну, наиболее вероятную и единственно возможную. "Мы обоснованно исключили возможность повреждения датчика на заводе-изготовителе и также исключили возможность повреждения при падении", - сказал Скоробогатов. Разбираться, кто будет наказан, кто виноват, не входило в задачи комиссии. Этим занимаются правоохранительные органы.

Итак, выводы озвучены. Что дальше? Сейчас, если говорить по-казенному, проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты. Но, пожалуй, на данный момент самое главное: специалисты "пересоберут" две ракеты "Союз", чтобы исключить проблемы с датчиками, как на "Союзе-ФГ". Одна ракета сейчас завершает подготовку к запуску 7 ноября в Гвианском центре. Вторая - на космодроме Байконур: 16 ноября она должна вывести к МКС грузовой "Прогресс".

Аварийной комиссией разработаны предложения и рекомендации по перепроверке ракет-носителей, собранных в "пакет". Что это значит? Разборку "пакетов", проверку датчиков контакта - разделения и повторную сборку "пакетов" с проведением дополнительных мероприятий и контроля. В том числе с фото- и видеодокументированием. Кстати, дополнительные проверки уже были при подготовке ракеты "Союз-2.1б", стартовавшей 25 октября с Плесецка в интересах Минобороны России.

Понятно, что "Роскосмос" намерен сделать все, чтобы не допустить подобные ЧП в будущем. Справедливости ради надо отметить, что с начала эксплуатации ракет-носителей семейства "Союз" было сделано свыше 1830 пусков. Из них аварийные - менее 5 процентов. Носитель летает с надежностью выше 0,98. "Но каждая авария - это нож в спину нашим коллективам разработчиков, изготовителей, испытателей, - заметил заместитель руководителя "Роскосмоса" Александр Лопатин. - Поэтому, естественно, каждой аварии руководство госкорпорации придает особое внимание, изучает все аспекты, которые способствовали таким ситуациям".

- По итогам событий 11 октября я поручил проработать вопрос двойного и тройного резервирования всех критических операций, будь то разделение ступеней, включение соответствующих механизмов, агрегатов в ходе запуска и эксплуатации ракет-носителей. Это поручение будет выполнено в полном объеме, я это проверю, - заявил в интервью ТАСС глава госкорпорации Дмитрий Рогозин.

Каждая авария - это нож в спину нашим коллективам разработчиков, изготовителей, испытателей

В частности, на ракетах "Союзах-2.1а", у которых аналогичная конструкция боковых блоков, будет технически продублирована работа датчиков разделения боковых блоков и второй ступени с помощью дополнительных электроцепей. Будет дополнительное конструкторское решение.

Старт нового экипажа на МКС может состояться 3 декабря, на двадцать дней раньше намеченного прежде графика. Это необходимо, чтобы два российских космонавта могли выйти в открытый космос и обследовать с внешней поверхности станции место дыры в пристыкованном корабле-спасателе "Союз". Напомним, в ночь на 30 августа на станции возникла нештатная ситуация: в корпусе бытового отсека пристыкованного корабля "Союз МС-09" обнаружили дыру диаметром 2 мм. Пробоину заделали герметиком - в несколько слоев. Нарушение герметичности станции устранено. Сейчас "Союз МС-09" продолжает летать в составе МКС, выполняя роль корабля-спасателя. То есть на нем космонавты будут возвращаться на Землю.

Специальная комиссия "Роскосмоса" должна выяснить, откуда появилось отверстие в обшивке корабля. Намечен план работ, промежуточное звено в котором - как раз выход в открытый космос. Это как в физике: есть теория, а есть уже эксперимент. Специалисты будут анализировать информацию, сужая круг расследования. Выход намечался на середину ноября, но авария "Союза-ФГ" внесла коррективы.

- Бытовой отсек не предназначен для работы на нем снаружи, в открытом космосе, - говорил незадолго до полета "Союза МС-10" член комиссии, летчик-космонавт Сергей Крикалев, за плечами которого шесть полетов и восемь выходов в открытый космос. - Потому что там, где у нас предназначены места для такой работы, делаются поручни, элементы крепления. Здесь этого нет. Конечно, есть альтернативные способы, как туда подобраться с помощью "стрелы", но они не очень жесткие. Мы сейчас готовим специальную дополнительную методику, как закрепиться, как подойти, как удержаться.

Теперь выполнить эту работу предстоит в декабре.

Между тем

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил россиян о том, как они оценивают состояние отечественной космонавтики. В результате абсолютное большинство соотечественников - 90%, считают, что России необходимо участвовать в освоении космоса.

Информированность россиян о неудачном запуске ракеты "Союз" 11 октября очень высокая - 83% опрошенных заявили, что слышали о случившемся, в том числе 34% ответили социологам, что знают об этом хорошо.

Впервые услышали об инциденте только от интервьюеров Всероссийского центра изучения общественного мнения 16% респондентов. При этом 68% наших сограждан считают, что неудачные запуски - обычное и неизбежное явление в космонавтике, в то время как 23% респондентов назвали ситуацию свидетельством провала отечественной космической программы.

Аналогично мнения разделились и по вопросу влияния инцидента на международный престиж нашей страны: 62% уверены, что репутация России не пострадала.

Обратное мнение высказали 34% респондентов.

По данным опроса ВЦИОМ, 53% россиян уверены, что освоение космоса способствует развитию науки и высоких технологий, 46% - обеспечению обороноспособности страны. А 21% опрошенных уверен, что освоение космоса способствует развитию авиакосмической отрасли и созданию рабочих мест.

При этом 72% соотечественников полагает, что наша страна сегодня является лидером в освоении космического пространства и укрепляет свои позиции в этой сфере.

Мнение об утрате позиций выражает лишь каждый четвертый опрошенный - 23%.

Справка РГ

11 октября произошла первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике. Ракета-носитель "Союз-ФГ" не смогла вывести на орбиту космический корабль с новым экипажем МКС. Грубо говоря, она развалилась на части почти сразу после старта с Байконура. На борту "Союза МС-10" находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Для Овчинина аварийный полет был вторым в карьере: в 2016 году он провел в космосе 172 дня. Хейг летел в космос впервые. Экипаж остался жив благодаря уникальной системе аварийного спасения на российских кораблях.

В настоящее время на МКС работают россиянин Сергей Прокопьев, американка Серена Ауньон и немец Александер Герст.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer