Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе


9 ноября 2018 года Анна Юдина, ТАСС


Андрей Туполев — продолжатель династии, давшей имя целому семейству всемирно известных самолетов, многие из которых были созданы его дедом — Андреем Николаевичем Туполевым. В канун 130-летия со дня рождения своего знаменитого деда Андрей Алексеевич Туполев рассказал в интервью ТАСС, что подарил их семье маршал Рокоссовский, чем любил заниматься в свободные минуты глава всемирно известного конструкторского бюро и почему так важно, чтобы самолеты были не только технически совершенными, но и красивыми.

Конструктор
 
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по старому стилю — 29 октября) 1888 года в Тверской губернии. Там же окончил гимназию, а в 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище, которое окончил через десять лет.
 
Биография Туполева как конструктора и даже летчика берет свое начало в 1909 году, когда он становится членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского и одним из его любимых учеников. Молодой человек участвовал в постройке небольшого планера, на котором в 1910 году совершил первый полет. С тех самых пор небо, по-видимому, прочно завладело сердцем Андрея Туполева на всю оставшуюся жизнь.
 
В 1920-е годы Туполев начинает серьезную конструкторскую деятельность и создает первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, а уже через год — первый боевой АНТ-З.
 
До 1936 года под руководством Андрея Туполева были спроектированы и построены несколько типов аэросаней и торпедных катеров, часть из которых запустили в широкую эксплуатацию, а также около 15 типов самолетов различного назначения, в том числе тяжелые серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3).
 
21 октября 1937 года Туполев был репрессирован, как многие ученые того времени. Находясь в заключении до лета 1941 года и занимаясь конструкторской деятельностью в специальном ЦКБ-29 (Особое техническое бюро НКВД СССР), впоследствии получившем название "Туполевская шарага", он руководил созданием Ту-2 — одного из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.
 
После окончания войны под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил.
 
С 1955 года КБ Туполева вело работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 и сверхзвуковых бомбардировщиков "120". В 1956–1957 годах в КБ было создано новое подразделение по разработке беспилотных летательных аппаратов. Были созданы беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб", велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану "136" ("Звезда").
 
Широко развивалось и гражданское авиастроение. Создание семейства пассажирских магистральных реактивных самолетов Ту-104, Ту-110, Ту-124, Ту-134 и Ту-154, первого турбовинтового межконтинентального самолета Ту-114 способствовало широкому внедрению пассажирских авиационных перевозок в повседневную жизнь страны. Под руководством Андрея Николаевича Туполева был создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, ставший одной из легенд среди технических достижений ХХ века.
 
Семьянин
 
Каким человеком был Андрей Николаевич? Сам он мемуаров не оставил, лишь знаменитую фразу "Я не пишу, а делаю", но многочисленные свидетельства современников и родных рассказывают о знаменитом конструкторе лучше всякой автобиографии.
 
 
Я помню деда лет с семи-восьми. На работе он был одним человеком, а дома — совсем другим. В рабочей обстановке мог "приложить" как следует, был единоличным руководителем, можно сказать, авторитарного склада. Дома картина была иной — все вопросы решались вместе с Юлией Николаевной, моей бабушкой. Ее, к сожалению, я в живых уже не застал, но мама рассказывала мне, что, например, всю зарплату Андрей Николаевич отдавал супруге и тут же забывал про деньги. Материальное его вообще мало беспокоило
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Андрей Николаевич подолгу ходил в одних и тех же костюмах, во всем ценил скромность, граничащую со строгостью, и простоту. На машинах, которые ему дарили, он ездил мало, а потом просто передавал их директорам заводов и смежных организаций. Эти авто никогда не продавались.
 
"Мама рассказывала, что дома был даже "фюрерваген" — трофейная машина Геббельса, которую подарил ему Константин Рокоссовский. Дед поездил на ней, а потом подарил кому-то из гендиректоров, кажется, Самарского завода. Потом привозил какие-то кадиллаки, бьюики, которые стоили немыслимых денег. Ездил он на них года два-три, а дальше они тоже уходили другим сотрудникам", — рассказывает Андрей Алексеевич.
 
Туполев-старший мог быть очень строг к своим подчиненным, но если у кого-то что-то случалось со здоровьем или финансами, то он был готов на все, лишь бы помочь человеку в беде. И помогал: шел "на поклон" к мэру города, обращался в правительство, выбивал квартиры, лечение в любых госпиталях и кремлевских больницах, доставал для сотрудников лекарства. Словом, делал все, что только можно, чтобы человек быстрее вернулся к нормальной работе и жизни.
 
 
В конце 1960-х годов дед жил уже на даче. Со здоровьем у него было не очень, и его дочь, которая была хорошим терапевтом, наблюдала его как врач. В Москве он появлялся только на работе. Шоферы увозили его около шести утра, а возвращались поздно вечером, насколько я помню, часов в 11–12 ночи. Таков был его распорядок
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Андрей Николаевич Туполев увлекался историей, все время читал труды Сергея Соловьева, любил поэзию Есенина и Маяковского, дружил с Михалковым-старшим. "У нас дома есть все книжки про дядю Степу, подписанные рукой Сергея Владимировича (Михалкова — прим. ТАСС). Дачи у них были рядом", — поясняет Андрей Туполев.
 
Для внуков конструктор обязательно что-нибудь вырезал из дерева, мастерил игрушки, старался проводить с детьми хотя бы какое-то определенное время. Редкие свободные минуты он проводил в любимом саду.
 
"У него был садовник — старый фронтовик, они все время вдвоем что-то сажали. Дед очень дружил с академиком Николаем Цициным, из всевозможных питомников для него привозили деревья, кустарники. Прошло уже более 60 лет, а деревья эти все еще плодоносят. Все это растет, и в принципе планировка сада все еще видна, хотя уже столько лет деда нет в живых", — говорит внук авиаконструктора.
 
И все-таки Туполев всегда жил работой, буквально дышал ею. Даже отпуск у него всегда был подчинен рабочему графику — совещания следовали одно за другим. Чаще всего он отдыхал в Крыму, на маленькой дачке, которая принадлежала когда-то дочери Саввы Морозова. По словам Туполева, дача эта была похожа на маленький замок с мостиком и обособленным пляжем.
 
"Как мне мама рассказывала, он по утрам ходил на пляж купаться. Еще он был помешан на рыбалке и охоте. Охотились ночью на перепелок, с фонариками. А в остальное время приезжали всевозможные сотрудники. Туполев дружил с министром обороны СССР Дмитрием Устиновым, который бывал у него в Крыму, с министром авиапромышленности Петром Дементьевым.
 
 
Я помню автомобильные поездки с его другом академиком Александром Павловичем Виноградовым, который показывал нам окрестности Звенигорода, Николиной Горы, село Раздоры. Это были целые экскурсии на полтора-два часа на старом разбитом ЗИМе, очень забавном. Я помню, у него из пола шла пыль, настолько он был старенький
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Наследие

Сын Туполева, Алексей Андреевич, бывал дома еще меньше отца. "Я застал времена, когда рабочие совещания руководства начинались только в девять вечера. Возвращался из института часов в семь, по два-три часа работал над дипломной работой, и только после десяти вечера приходил к своему руководителю проекта Глебу Васильевичу Махоткину", — рассказывает внук Андрей Алексеевич.
 
Люди трудились так годами, суббота была обычным рабочим днем. После совещаний расходились ближе к 12 ночи, а по воскресеньям руководящий состав обыкновенно ездил в баню. Это тоже был, можно сказать, ритуал — в непринужденной обстановке обсуждались проекты, "выбивались" и лоббировались различные заказы.
 
Конструкторскую профессиональную среду того времени отличала необыкновенная сплоченность, крепкие дружеские связи с военными и чиновниками разных рангов, отмечает Туполев. Летом главы конструкторских бюро играли в теннис, зимой катались на коньках и лыжах. Все друг друга знали, постоянно общались. А главное, совершенно по-другому решали все вопросы.
 
"Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения", — рассказывает Андрей Туполев.
 
В те времена во главе всех научных организаций стояли очень сильные, особенно в техническом отношении, руководители, которые не боялись спорить не только со своими коллегами, но и с вышестоящим руководством. "Тогда их слышали", — признает внук Туполева.
 
Сравнивая проекты, которые воплощал в жизнь его дед, с принципами работы современных мировых конструкторских бюро, Андрей Туполев уточняет, что сейчас в гражданской авиации понятие "национальный" самолет потеряло актуальность, так как давно наблюдается унификация по оборудованию, материалам, технологии сборки. "Пришло время международных коопераций: крылья собираются в Японии, двигатели в Германии, в Британии, во Франции, складов нет вообще. Со всего мира привозят запчасти, вплоть до гаек, и дальше роботы все это подвозят. На пунктах сборки находятся два-три человека, которые контролируют весь процесс", — рассказывает Туполев.
 
Кроме того, в современном мире самолеты собирают методом конвейерной сборки, как у Генри Форда. Огромные машины движутся по цехам, идет стыковка блоков фюзеляжа и их отладка. Все это сильно удешевляет процесс и одновременно позволяет отобрать лучших производителей комплектующих, поясняет Андрей Туполев.
 
 
Сложно сказать, понравилась бы деду идея слияния технологий и стирания границ. Но он как-то спокойно к этому относился, ведь сам часто ездил в Америку, во Францию, Германию. В 1990-е годы мне приходилось встречать в той же Германии людей, которые его помнили. Он дружил и с Хенкелем, и с Мессершмидтом. Ему, правда, потом это все припомнили... Бывал он и в КБ Сикорского в Соединенных Штатах
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Современный гражданский самолет должен быть безотказным, комфортным, с практически стопроцентной гарантией вылета, отмечает собеседник агентства. На современных самолетах стоят системы реагирования на сдвиги ветра, что позволяет им избежать неприятной болтанки. Новая технологическая революция в мире идет уже вовсю. Это уже  следующее поколение воздушных судов. Они почти что наполовину электрические, с совершенно другими условиями комфорта, системами безопасности и адаптирования к условиям окружающей среды", — рассказывает Туполев.

Будущее
 
В области пассажирских перевозок самолеты Туполева сегодня занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают комфортные условия для перевозок первых лиц государства и глав различных ведомств. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения.
 
Несколько месяцев назад появилась информация о том, что "Туполев" во взаимодействии с ведущими научными организациями страны завершает предпроектные работы по новому перспективному сверхзвуковому пассажирскому самолету примерно на 30 пассажирских мест. Разработчики проводят исследования по способам снижения звукового воздействия, проводят эксперименты, готовятся к созданию полномасштабного экспериментального самолета-демонстратора для проведения предварительных летных испытаний.
 
И все-таки основное направление развития предприятия, созданного авиаконструктором Туполевым, сегодня связано с укреплением обороноспособности страны. "Туполеву" по-прежнему поручаются проекты государственной важности. В числе приоритетных задач — выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, возобновление производства стратегического ракетоносца Ту-160, создание нового перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Последний, пожалуй, является одним из самых интересных проектов современного бюро Туполева — ожидается, что ПАК ДА превзойдет по своим свойствам все существующие самолеты и совместит в себе лучшие их качества.
 
 
Этим проектом руководят серьезные технические специалисты, и я не сомневаюсь, что все у них получится. Эта машина должна быть очень красивой. Она достойно заменит предыдущие поколения самолетов, совмещая многие их параметры и возможности
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Говоря о принципах своего деда, внук Туполева вспоминает его знаменитую формулу "Летают только красивые самолеты" и заверяет, что по отношению к ПАК ДА это правило будет реализовано в полной мере.


комментарии (1):

Дикая тварь из дикого леса      13/11/2018 [21:36:08]#1
"шел "на поклон" к мэру города"

Анна Юдина не в курсе, что во времена Туполева мэров не было? Вот уж точно журналажка!













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer