Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиапром с китайским клеймом


3 апреля 2018 года Казанин Максим, Военно-промышленный курьер


С-919 – самый большой пассажирский самолет китайской разработки. Это узкофюзеляжный среднемагистральный лайнер. Обозначение модели расшифровывается так: 9 – срок разработки и достижения летной годности, 19 указывает на максимальное количество пассажиров, а именно 190 при моноклассной компоновке.

Новейшие «Боинг-737 МАХ8» и «Эрбас А-320NEO» позволяют перевозить более 200 пассажиров, а значит, обладают конкурентным преимуществом перед китайским лайнером. К тому же максимальная дальность полета американского и европейского аналогов достигает 6500 километров, что позволяет выполнять рейсы Торонто – Манчестер (5500 км) и даже Нью-Йорк – Франкфурт (6220 км).

Заказов больше, чем возможностей

Следует отметить, что уже к моменту первой выкатки С-919 компания-производитель Commercial Aircrfat Corporation of China (COMAC) подписала контракты на поставку 570 самолетов, из которых более 50 процентов выкуплено 28 китайскими лизинговыми компаниями, а также национальными и зарубежными авиаперевозчиками. После успешного первого испытательного полета количество твердых заказов выросло до 850 (по другим данным – до 815). Китайские специалисты отмечают, что заводы страны не смогут даже в течение 15 лет выполнить все заказы в силу загруженности производством авиатехники для НОАК и гражданских эксплуатантов. В этой связи вполне вероятно строительство еще одного сборочного предприятия. По расчетам, в ближайшие 20 лет авиакомпаниям КНР понадобится около четырех тысяч самолетов вместимостью 50 человек и более. Стоимость такого авиапарка оценивается в 300 миллиардов долларов.

Согласно требованиям Управления гражданской авиации КНР для прохождения программы госиспытаний необходимо предоставить минимум пять самолетов, два из которых выполнят этап полетов в Тибете, два будут направлены в северо-восточные провинции для тестирования в холодных условиях, еще один борт предназначен для проверки всех элементов планера на птицестойкость.

Разработка и испытания

Лайнер создавался почти десять лет. Ключевые вехи:

ноябрь 2008-го – начало проектирования;

сентябрь 2009-го – первый масштабный макет представлен на Азиатской международной авиационной выставке;

май 2014-го – на авиазаводе в Наньчане изготовлен первый образец центральной части фюзеляжа;

июль 2014-го – на авиазаводе в Чэнду собран первый образец носовой части, утверждено расписание статических и динамических испытаний, начата разработка бортового оборудования;

19 сентября 2014-го начата установка оборудования на центральной производственной базе в аэропорту «Пудун» (Шанхай);

2 ноября 2015-го состоялась выкатка первого опытного образца самолета с обозначением В-001А;

10 апреля 2016-го опытный образец самолета передан на статические вибрационные испытания;

8 ноября 2016-го опытный образец прошел испытания с перегрузкой 2,5g, впервые запущены двигатели самолета;

13 февраля 2017-го выполнена первая серия пробегов по взлетно-посадочной полосе на средних скоростях;

1 марта 2017-го самолет успешно выполнил программу испытаний по разгону и торможению на полосе в аэропорту «Пудун» на средних скоростях;

20 марта 2017-го технический комитет в составе 63 академиков и специалистов принял согласованное решение о проведении испытаний на электромагнитные возмущения фюзеляжа, систем механизации и подачи топлива, бортовой электрики и электроники;

17 апреля выполнены контрольные пробеги по полосе;

18 апреля комиссия из 25 сотрудников АН КНР, Академии инженерных наук, Управления гражданской авиации, Китайской авиакосмической промышленной корпорации и COMAC пришла к выводу о необходимости проведения контрольных разбегов до максимальной взлетной скорости и торможения; получен сертификат летной годности от Федерального авиационного агентства США;

22 апреля выданы специальное летное разрешение для опытного лайнера, временный национальный сертификат типа воздушного судна, разрешение на использование радиочастот;
23 апреля в аэропорту «Пудун» успешно проведена четвертая серия разгонов до максимальной скорости и торможений;

5 мая первый летный экземпляр С-919 выполнил тестовый полет продолжительностью 79 минут, развив скорость 400 километров в час и выполнив два разворота в форме буквы S в воздушном районе севернее о. Чунмидао, максимальная высота была определена на уровне 4000 метров, однако реально С-919 поднимался до 2400 метров, лайнер сопровождали два самолета-наблюдателя – ARJ21-700 и ЕМВ-135;

17 декабря в указанном выше районе воздушных испытаний первый тестовый полет выполнил второй опытный экземпляр С-919, который затем совершил перелет в Сиань.

Там оба опытных летных образца С-919 выполняют программу ресурсных испытаний, поскольку в отличие от основной производственной базы компании, расположенной в Шанхае, в западной части КНР воздушное движение менее интенсивное, а кроме того, в провинции Шэньси расположено пять аэродромов, которые примут лайнер при нештатной ситуации. Как было доведено до сведения членов 1-й сессии 13-го созыва Всекитайского собрания народных представителей, третий опытный самолет будет собран во второй половине этого года.

Композитный ресурс

Известно, что самолет на 8,8 процента состоит из алюминиевых сплавов и на 12 процентов – из композитных материалов. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и элементы механизации делают на предприятиях в Харбине, Хунду, Чэнду, Сиане.

Ресурс планера, по заверениям китайских специалистов, составляет 90 тысяч часов, то есть на уровне «Боинга-737 МАХ», тогда как у «Эрбаса-320 НЕО» – 65 тысяч часов.

Китайские конструкторы смогли разместить два ряда по три кресла в каждом. Ширина крайних кресел в ряду составляет 18 дюймов, центральное шире – 18,5. Центральный проход – 20 дюймов, как у «Боинга-737» и А-320. Нижний грузовой отсек рассчитан на стандартные контейнеры типа LD3.

По данным китайского специализированного издания «Авиационное знание», в случае приобретения самолета в стандартной версии (условное производственное обозначение С-919ST) авиакомпании могут совершать перелеты внутри КНР по таким маршрутам, как Харбин – Гуанчжоу (2800 км), Шанхай – Урумчи (3300 км). Версия с удлиненным фюзеляжем (условное производственное обозначение C-919 ER) позволит выполнять рейсы между Пекином и Сингапуром (4400 км), Гуанчжоу и Мальдивами (4900 км), Шанхаем и Сингапуром (3800 км), Москвой и Урумчи (3750 км).

С миру по лопатке

Опытные образцы воздушных лайнеров проходят программу ресурсных испытаний с двигателями LEAP-1C. Это совместная разработка General Electric и французской Safran Aircraft Engines. Тяга – от 124,5 до 133,4 килоньютона. Двигатели LEAP-1A устанавливают на А-320NEO, а для «Боинга-737 МАХ-9» выпускается модель LEAP-1B. Следует отметить, что представители франко-американского совместного предприятия разрабатывали данный двигатель именно под требования китайских заказчиков, которым необходим простой в обслуживании турбовентиляторный двигатель с надежной системой реверса тяги для посадки в высокогорных аэропортах.

В отношении вентилятора LEAP-1C известно, что 18 лопастей изготовлены благодаря технологии 3D WRTM из углеволоконного материала с сотовым резиновым заполнителем, что позволяет повысить скорость раскрутки, снизить массу и аэродинамические потери.

Интересна двухкольцевая камера сгорания, в которую топливовоздушная смесь подается вертикально из центральной камеры предварительного смешения. Конструкция обладает лучшими характеристиками в плане охлаждения.

Гондолу двигателя и систему реверса тяги разработали специалисты французской компании Nexcelle. Снабжение двигателей топливом обеспечивают насосы от американской Parker Aerospace. Антиобледенительня система фюзеляжа создана в немецкой Liebherr-Aerospace, модули борьбы с обледенением крыльев – от Nexcelle.

По данным китайских специалистов, разработка двигателя CJ-1000A для этого лайнера была начата восемь лет назад по проекту «Коммерческий двигатель-А» (SF-A). За основу CJ-1000А был взят ТВД WS-20, который предназначен для комплектации военно-транспортного «Юнь-20». Этот самолет разработан как альтернатива российским Ил-76МД, составляющим основу подразделений тяжелой транспортной авиации ВВС НОАК. Конструкция CJ-1000A включает следующие компоненты:

одноступенчатый вентилятор с широкими трехмерными пустотелыми лопатками, изготовленными из титанового сплава ТС4, благодаря чему CJ-1000A сопоставим с ТВД третьего поколения Trent 800/900 производства британской Rolls-Royce;

трехступенчатый компрессор с активным контролем тяги;

10-ступенчатый компрессор высокого давления – степень компрессии от 21:1 до 22:1, расчет формы цельнолитых лопаток и их производство осуществляет компания MTU (Германия);

одиночная кольцевая камера сгорания с предварительной камерой смешения топливной смеси, китайские специалисты указывают, что такая конструкция была характерна для двигателей третьего поколения типа CFM56-5B;

двухступенчатая высокотемпературная турбина высокого давления по своим показателям сопоставима с аналогичными узлами двигателей V-2500 и CFM-56;

шестиступенчатая турбина низкого давления, рабочие лопатки выполнены из титанового сплава, а направляющие лопатки – из керамических композитных материалов, которые позволяют выдержать температуру 1200 градусов.

Всего для создания двигателя 24 компании изготавливают 3500 деталей.

Известно, что первый натурный образец CJ-1000AX компания China Aviation Commercial Aviation Engine Ltd. представила в декабре 2017 года на специализированной выставке в Шанхае. При диаметре вентилятора 1,95 метра длина двигателя составляет 3,29 метра.

По данным китайских источников, двигатель должен пройти 18-месячные стендовые испытания в 2018–2019-м, а динамические – в период с 2020 по 2022 год. Задача всего комплекса исследований – подтвердить возможность получения тяги в диапазоне от 113 до 134 килоньютонов. К настоящему моменту проведено 46 тестовых запусков на стенде.

Китайские двигателестроители должны передать опытную партию CJ-1000A для С-919 к 2022-му, далее три года отводится на получение сертификата. Одновременно будут идти работы над CJ-1000B, серийные поставки которого запланированы на 2026 год. При проектировании китайские специалисты рассчитывают широко использовать трехмерные технологии печати комплектующих, которые они надеются получить от компаний Concept Laser и RCAM.

Таким образом, самолет – пример тесной кооперации китайских, американских, немецких и французских компаний.

В отношении создания на базе С-919 военной модификации китайские аналитики не испытывают большого оптимизма, поскольку авиастроители КНР не обладают достаточным опытом создания подобных машин.



комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhTY4
Услуги профессионалов: http://remont.youdo.com/furniture/repair/sofas/flatbook/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer