Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неизбежный МиГ


3 апреля 2018 года Илья Крамник, Известия


Последовательный провал нескольких попыток найти замену постепенно выводимым из строя истребителям МиГ-21, истребителям-бомбардировщикам «Ягуар» и МиГ-27 заставляет военное руководство Индии искать быстрые решения. Одним из таких может стать закупка в России очередной партии истребителей МиГ-29. Iz.ru изучает возможные последствия решения.

Проверенный вариант

Сообщения о возможной покупке Индией 21 истребителя МиГ-29 появились на фоне подготовки визита в Россию министра обороны Индии Нирмалы Ситхараман. Это количество позволит полностью укомплектовать еще одну эскадрилью (по штатам ВВС Индии истребительная эскадрилья включает 18 самолетов). В настоящее время Индия располагает 37 эскадрильями боевых самолетов, в том числе 12 — на истребителях Су-30МКИ, 11 — на МиГ-21, шесть на «Ягуарах», по три — на «Миражах-2000» и МиГ-29 — и две — на МиГ-27. По данным индийских источников, к 2027 году это число сократится до 31 — с учетом расформирования всех эскадрилий на МиГ-21 и МиГ-27 и сокращения боеготовых частей на «Ягуарах» до трех эскадрилий. Вместо них в состав ВВС поступят две эскадрильи, укомплектованные истребителями «Рафаль» и шесть — «национальным истребителем» Tejas, кроме того, возрастет до 14 число эскадрилий на Су-30МКИ. При этом большая часть эскадрилий на МиГ-21 должна быть расформирована уже в ближайшие пять лет.

При этом планы строительства ВВС Индии требуют наличия минимум 40, а лучше 42 эскадрилий боевых самолетов, что означает необходимость приобретения до 200 многоцелевых истребителей сверх уже законтрактованных. Потребность Индии в таком составе ВВС определена исходя из численности военной авиации основных соперников: Пакистан и Китай располагают примерно 20 и более чем 80 истребительными эскадрильями соответственно.

История последних 20 лет, однако, показала, что считающаяся основной «тендерная» процедура выбора самолетов практически лишилась смысла. Тендер MMRCA, призванный дать Индии 126 истребителей, что позволило бы укомплектовать до семи эскадрилий, фактически провалился — обернувшись контрактом на закупку 36 истребителей «Рафаль», поставки которых так до сих пор и не начались. После этого Индия вновь попыталась объявить тендер на поставку одномоторных истребителей, но в итоге вернулась к поискам двухмоторной машины в средней и тяжелой весовой категории. Всё это сопровождается мучительным процессом выбора истребителя пятого поколения, в котором участвуют российско-индийский проект FGFA, очередной «национальный проект» AMCA, и с некоторых пор — американский F-35, однако решения в пользу какого-либо из вариантов пока нет.

В целом стандартная политическая процедура приводит фактически к параличу закупок, то заставляет прибегать ко «внетендерным» вариантам обновления парка боевой техники. Таким образом, например, было принято решение о закупке в России ЗРС С-400, прошедшее вне стандартной тендерной процедуры.

Покупка 21 МиГ-29 на этом фоне выглядит логичным решением: эти машины уже есть в строю ВВС Индии, ставшей в 1987 году их первым покупателем. 62 истребителя из числа полученных в 1988–1991 годах в настоящее время проходят модернизацию в вариант МиГ-29UPG, и прибавление к ним новых бортов со схожим уровнем оборудования позволит увеличить парк однотипных современных истребителей среднего класса.

Более продвинутый по своим ТТХ Су-30МКИ одновременно и более дорог — покупка 21 истребителя этого типа сегодня обойдется более чем в $2 млрд, в то время как МиГ-29М/М2 будут примерно вдвое дешевле. При этом Су-30МКИ уже является самым многочисленным самолетом ВВС Индии, число укомплектованных им частей будет расти, и дополнительное расширение парка этих довольно сложных и дорогих в эксплуатации машин, по мнению некоторых специалистов, нецелесообразно с точки зрения потребностей индийских военных.

В этих условиях альтернативы МиГ-29 в качестве «экстренной закупки» не остается: его ровесник и конкурент Мираж-2000 уже более 10 лет как снят с производства компанией Dassault в пользу намного более дорогостоящего и сложного «Рафаля».

Что дальше?

Возможный контракт на 21 МиГ-29М/М2 не сделает погоды: возможность Индии поддерживать боеготовность своих ВВС на заданном уровне зависит от того, насколько быстро будет принято решение о закупках истребителя пятого поколения и, видимо, выбора нового «среднего истребителя». Здесь Индии предстоит сделать нелегкий выбор между «Рафалем», который она вроде как уже решила закупать, «Супер Хорнетом», который интенсивно лоббируют США, и, видимо, всё же истребителем на платформе МиГ-29 — будь то очередной МиГ-29М или всё же МиГ-35. Возможны и нестандартные варианты, включая закупку Су-35, особенно на фоне приобретения этих самолетов Китаем и Индонезией.

Комментируя возможное возвращение Нью-Дели к закупкам МиГа, можно отметить, что за последние 10 лет «Микояновская» платформа очень серьезно изменилась, получив новое оборудование, вооружение, двигатели и ряд других улучшений. С учетом завершающейся разработки для этой машины радара с активной фазированной антенной решеткой, МиГ становится вполне разумным выбором, что подтверждается ростом его поставок на экспорт в последние годы. Не в пользу крупного (на 100 и более машин) контракта на МиГ в индийских условиях может говорить разве что традиционное для Индии стремление к диверсификации поставщиков. За вычетом этого фактора МиГ-29М/МиГ-35 будет, очевидно, более сбалансированным по цене и качеству решением, чем «Супер Хорнет» и тем более «Рафаль».

Make in India и беды от разнообразия

Программа с этим названием, предусматривающая стремление к максимально возможной локализации в Индии производства импортируемой высокотехнологичной продукции, становится в последние годы одной из причин противоречий в индийской системе военных закупок. Промышленность, добившаяся определенных успехов в локализации техники российского производства, нервно относится к попыткам навязать ей западные машины, учитывая как сложность освоения изделий иной инженерной школы, так и в принципе меньший уровень локализации (а следовательно и долю в цене), который готовы предоставить западные производители. В свою очередь, военные, в рамках упомянутой выше политики диверсификации поставщиков, стремятся не допустить монополии одного производителя.

Однако это стремление может в итоге оказаться не под силу индийскому военному бюджету, в результате чего руководство страны и вооруженных сил окажется перед нелегким выбором между сохранением разнообразия поставщиков и поддержанием боеготовности ВВС. У основных соперников Индии такой проблемы нет: Пакистан вынужденно ориентируется в закупках военной техники на Китай, а тот, в свою очередь, развивает собственную разработку и производство боевых самолетов с опорой в основном на российскую техническую школу. Заметно меньший, чем у КНР, объем военных расходов в итоге, скорее всего, подтолкнет Индию к уменьшению разнообразия. Вопрос, кто будет выбран основным техническим донором, остается открытым.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBho1z
Курьер на час: http://courier.youdo.com/courier-services/geo/egorevsk/ - подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer