Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ту-22М3: крылатый ужас НАТО


15 июня 2018 года Владимир Щербаков, Независимое военное обозрение


«Бомбардировщик, который может потопить авианосец». Это – из названия статьи о российском самолете Ту-22М3. Статьи из американского издания National Interest, которое вряд ли можно заподозрить в излишней любви к нашему оружию.

«В годы холодной войны Backfire (такое кодовое обозначение получили наши самолеты в НАТО. – «НВО») и арсенал его ракет были настоящим проклятием для ВМС США», – указывается в статье и подчеркивается, что в том числе и для борьбы с армадой уникальных советских ракетоносцев-бомбардировщиков Пентагону пришлось создать не менее уникальный авиационный комплекс в составе истребителя F-14 и ракеты «Феникс» с дальностью пуска около 190 км. Однако ракета была снята с вооружения в 2004 году, а истребитель – в 2006-м. Защищать авианосцы от Ту-22М3 сегодня фактически некому. По крайней мере, по мнению зарубежных экспертов, у ВМС США нет возможности перехватить все «тушки» в случае нанесения ими группового удара.

Впрочем, потопить американский атомный многоцелевой авианосец и нанести мощные удары по боевикам в Сирии – это еще не все, на что способен этот уникальный самолет, созданный в ОКБ А.Н. Туполева. Более же подробно об истории создания, конструкции, эксплуатации, боевом применении и модернизации ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 можно прочитать в новой книге серии «Знаменитые летательные аппараты», вышедшей в издательстве «Полигон-пресс».

УНИКАЛЬНЫЙ ТРУД

Подготовленная известными отечественными историками авиации Александром Затучным, Владимиром Ригмантом и Павлом Синеоким книга «Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3» получилась, вне всякого сомнения, уникальной. В полной мере соответствующей тому самолету, которому она посвящена. В данном труде максимально подробно рассказано о зарождении, создании, эксплуатации и совершенствовании как самолета Ту-22М3, так и созданного на его базе авиационного комплекса. Основанная на кропотливом сборе и исследовании уникальных документов, она представляет интерес и для специалистов, и для широкого круга читателей, увлекающихся историей отечественной боевой авиации.

Данная книга – уже четвертая в серии «Знаменитые летательные аппараты», подготовленная указанными авторами. В 2015 году вышел труд о пассажирском Ту-144, в 2016-м – о ракетоносце Ту-160, а в 2017-м – о семействе Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС. Все они выдержаны в едином стиле, отличительные особенности которого: эксклюзивный материал, уникальные фотографии и иллюстрации, подробные схемы и информационно емкие графики и таблицы, а также, что тоже немаловажно, прекрасное полиграфическое качество. По большому счету каждая из книг – это настоящий шедевр, каким и должен быть фундаментальный труд, посвященный упомянутым выше уникальным самолетам, каждый из которых – символ своей эпохи.

Следует отметить при этом, что рассматриваемый нами труд посвящен не только Ту-22М3, как может показаться из его названия, но весьма подробно излагает историю всего семейства Ту-22. Первая глава, в которой кратко, но емко описан весь путь, проделанный ОКБ А.Н. Туполева от Ту-22 к Ту-22М3, так и называется «От Ту-22 к Ту-22М3».

«Перед вами редкая книга об истории создания в Советском Союзе самого прорывного проекта тяжелого самолетостроения XX века, проекта, послужившего началом создания тяжелых сверхзвуковых военных и гражданских самолетов, – отмечает генерал-лейтенант Михаил Опарин, подготовивший это своеобразное предисловие. – И я благодарен судьбе за то, что вместе с моими товарищами стал не только свидетелем, но и активным участником этих событий».

ЭКСКЛЮЗИВ ВО ВСЕМ

Первая же крупная глава – около 100 страниц – посвящена реализации концепции многорежимного ударного самолета. «Принятое на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ во второй половине 1960-х годов семейство сверхзвуковых дальних ударных самолетов Ту-22 не смогло ни количественно, ни качественно с учетом новых требований полноценно заменить семейство массового дальнего дозвукового самолета Ту-16 и тем самым решить на новом техническом уровне требуемые задачи, – указывают авторы. – Изучив особенности боевого применения самолетов Дальней авиации, состояние и перспективы развития систем бортового вооружения, радиоэлектронных комплексов навигации и управления самолетом и его системами, а также состояние и направления совершенствования техники ПВО, ОКБ совместно с ВВС принимают концепцию многорежимного самолета-носителя. Эта концепция нашла свою практическую реализацию в СССР во второй половине 1960-х и в 1970-е годы в ходе проектирования, постройки, доводок и освоения самолета Ту-22М».

Следующие главы – «Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3» (около 80 страниц), «Конструкция Ту-22М3» (более 200 (!) страниц) и «Эксплуатация Ту-22М2 и Ту-22М3» (70 страниц) – в каком-то специальном представлении не нуждаются. Из их названия и так ясно, о чем идет речь. Поэтому единственное, что можно здесь сказать, – это колоссально: и по объему подаваемой информации, и с художественной, иллюстративной точки зрения ее подачи.

Здесь полезные для себя сведения найдет каждый: и историк или любитель авиации, и специалист по истории боевого применения Дальней авиации, и даже авиамоделист. Настолько все здесь расписано подробно, четко и с большим количеством иллюстраций.

Причем в первой из трех упомянутых глав можно найти сведения о некоторых проектах и предлагавшихся модификациях на базе Ту-22М3, о которых многие, вероятно, и не слышали. Например, дальний перехватчик Ту-22ДП (ДП-1) для борьбы с ударными самолетами противника на больших удалениях от защищаемых объектов, а также уничтожения самолетов ДРЛО врага и даже целых соединений его транспортных самолетов. Или перспективный авиационно-ракетный космический комплекс «Скиф» для выведения с помощью специальной ракеты – космического разгонщика на низкую околоземную орбиту малогабаритных, массой до 300 кг, спутников.

А помните шум, поднявшийся в СМИ по поводу идеи сделать на базе «стратега» Ту-160 пассажирский вариант? В книге вы найдете аналог – проект созданного на базе Ту-22М3 сверхзвукового пассажирского (административного) самолета Ту-344. Представлены различные проработки его компоновок.

Отдельные главы посвящены Дмитрию Сергеевичу Маркову – главному конструктору самолета, Герою Социалистического Труда, ведущему, а затем главному конструктору ОКБ А.Н. Туполева по самолетам, начиная с Ту-2 и заканчивая Ту-22М3, а также Казанскому авиационному заводу им. С.П. Горбунова (сегодня – филиал ПАО «Туполев» в составе ОАК), где и строились эти машины.

Изюминкой книги является обилие воспоминаний участников создания, постройки и эксплуатации самолетов семейства Ту-22М.

«В этот самолет нельзя было не влюбиться – с первого взгляда, – вспоминает, к примеру, полковник запаса Александр Магащук, проходивший службу в 185-м гвардейском краснознаменном кировоградско-будапештском тяжелом бомбардировочном авиаполку и бывший старшим техником на лидерном Ту-22М3. – Он был не похож ни на один бомбардировщик. Несмотря на внушительные размеры, самолет выглядел очень изящно даже по сравнению со своим предшественником Ту-22М2. Все в нем поражало и удивляло».

ПОДАРОК ФИЛАТЕЛИСТАМ

Несколько слов необходимо сказать и о приложениях. В первом – полный реестр самолетов семейства Ту-22М всех модификаций. Второе приложение – не совсем радостное: это как бы фоторепортаж о том, как в 2002–2006 годы министерства обороны Украины и США в рамках «Программы совместного сокращения угрозы» порезали шесть десятков самолетов Ту-22М2/М3. Оставили тогда всего четыре машины, передав их музеям. Третье приложение – традиционное для этой серии: Ту-22М3 на знаках почтовой оплаты. Вот, к примеру, почтовый блок Гвинеи-Бисау. Он полностью посвящен российской авиации, а самолеты марки «Ту» заняли в нем 2 из 5 позиций (Ту-22М3 и Ту-144). А на почтовом блоке Республики Джибути Ту-22М соседствует с американскими самолетом-шпионом «Черный дрозд» (SR-71) и бомбардировщиком XB-70 «Валькирия».

Кстати, в этом году в том же издательстве вышла отдельная книга-справочник «Самолеты АНТ и Ту на знаках почтовой оплаты», которая станет отличным подарком не только филателистам, но и любителям авиации. Это книгу, подготовленную Александром Затучным, отличает необычный и оригинальный подход к знакомству читателей с разработками ОКБ А.Н. Туполева. Объем материала можно оценить даже по тому факту, что в общей сложности 34 самолета, созданных ОКБ А.Н. Туполева, оказались на марках, конвертах и открытках 55 стран мира!

«Эта книга – замечательный материал для познания исторического хода развития тяжелой авиации как для молодых специалистов, так и для историков авиации. Она же является хорошим учебным пособием по авиационной технике для летного и инженерно-технического состава частей Дальней авиации, – подчеркивает генерал-лейтенант Михаил Опарин, заслуженный военный летчик России, командующий Дальней авиации РФ в 1997–2002 годы. – Ее авторам удалось собрать редкие документы из истории отечественного сверхзвукового тяжелого самолетостроения. Опираясь на уникальные первоисточники, они смогли скомпоновать и так подобрать материалы, что даже сегодня, по прошествии десятилетий, они вызывают в наших душах живые воспоминания о тех далеких и близких нашему поколению годах настоящего авиационного счастья служить великой авиационной державе – Российской Федерации и русскому народу».

Добавить к этому, пожалуй, и нечего. Разве что привести напоследок еще одну цифру, которая уже сама по себе говорит о многом: в книге насчитывается 1400 (!) иллюстраций – фотографий, рисунков, чертежей и пр. Многие из них – уникальны и не публиковались ранее.



комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer