Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Овербукинг подводят под санкции


20 июня 2018 года КоммерсантЪ FM


Авиакомпаниям грозят штрафы за овербукинг — продажу большего количества билетов, чем мест на борту. «Общероссийский народный фронт» разработал законопроект, который обяжет перевозчиков выплачивать до 200 тыс. руб. за подобное нарушение. Такая мера, как считают авторы документа, защитит права пассажиров. Но аналитики рынка видят здесь и риски для клиентов авиакомпаний. Какие именно? Разбирался Сергей Соболев.

Около года назад москвич Александр оказался в крайне неприятной ситуации: молодой человек приобрел авиабилеты на Сардинию с пересадкой в Милане. Однако ни до одного из этих мест вовремя Александру добраться не удалось — перевозчик просто не пустил его на борт. По словам пассажира, представитель авиакомпании в подробности вдаваться не стал, сухо объявив, что на всех пассажиров мест не хватило.

«Когда я стоял в очереди к стойке регистрации, появился сотрудник аэропорта и попросил подойти тех, кто летит в Милан. Кроме меня, таким пассажиром оказался еще один мужчина. Мы очень долго ждали сотрудника авиакомпании "Победа", который появился лишь спустя минут 20-30. Он сказал, что они не могут нас сегодня посадить на рейс, потому что все места оказались распроданы. Стало понятно, что у меня сгорает билет из Милана в Ольбию, плюс смещаются все планы. Все это я сообщил сотруднику авиакомпании. А в ответ услышал, что это риски, на которые я сам пошел», — рассказал Александр.

Теоретически Александр мог рассчитывать на компенсацию. Правда, для этого ему пришлось бы написать заявление в авиакомпанию, собрать чеки, предоставить документы, подтверждающие ущерб. В худшем случае к этому могли бы добавиться оплата услуг юриста и судебные издержки. Одно лишь перечисление всех этих мер способно убить всякую жажду справедливости.

Вот на защиту таких пассажиров рассчитан законопроект, который предложили в ОНФ. Там считают, что усиление ответственности заставит авиакомпании отказаться от овербукинга. По мнению автора документа, депутата Госдумы Александра Васильева, зачастую перевозчики прикрывают сверхнормативную продажу билетов ссылками на технические сбои, например, экстренную необходимость подать судно меньшей вместимости. Такая формулировка позволяет авиакомпаниям избежать возможных претензий.

Если же законопроект примут, перевозчикам придется доказывать, что пассажира не пустили на рейс на законных основаниях. Все это сделает овербукинг нерентабельным, считает господин Васильев: «Для того чтобы наши граждане были лучше защищены в этой ситуации, мы увеличим степень ответственности. Это сделает нерентабельным введение овербукинга на своих рейсах, потому что стоимость перевозки изменяется, и экономика уже нарушается. То есть если граждане будут добиваться каждый раз возмещения хотя бы штрафа со стороны авиакомпаний, то для последних продажа таких мест станет менее привлекательной».

Российское законодательство запрещает овербукинг, однако прямой меры ответственности за это не предусмотрено. В Кодексе об административных правонарушениях есть лишь общая норма о нарушении условий оказания услуг с возможным штрафом в 30 тыс. руб. Но она не учитывает реальный размер убытков и издержек пассажира, не попавшего на рейс.

При этом в Европе и США сверхнормативная продажа билетов законодательно разрешена, что позволяет избегать возможных конфликтных ситуаций, пояснил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Такая практика во всем мире не просто не наказывается, наоборот, существуют специальные законы об овербукинге. Он разрешен, там четко регламентировано его использование. В том же случае, если возникают "лишние" пассажиры, то тогда четко прописаны те обязательства авиакомпании, которые она должна выполнить перед ними, в частности, речь идет о выплате определенных компенсаций. Если мы хотим защитить интересы авиапассажиров, то, в первую очередь, надо вывести такое явление, как овербукинг, из "серой" зоны».

Авиакомпании пока неохотно комментируют предложение ОНФ — например, воздержались от оценок в «Аэрофлоте» и S7. Участники рынка уже давно пытаются закрепить понятие овербукинга.

Основной аргумент — это позволит, хоть и немного, повысить рентабельность авиаперевозок, рассказал гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключерев: «Это способ повышения доходности. У нас крайне низкодоходный рынок, всем авиакомпаниям очень тяжело рентабельно работать и заниматься оперированием. Во всем мире существует статистика, сколько людей не приходит на рейсы. И почему бы не отвезти других пассажиров на этих пустых местах?».

Аналитики считают, что в нелегких для бизнеса условиях любое ужесточение ответственности негативно отразится и на авиаперевозчиках, и на пассажирах. Первые будут искать возможности избежать санкций, в том числе и страховать свои риски за счет увеличения тарифов, что неминуемо отразится на стоимости билетов.

Пока же авиакомпании вынуждены самостоятельно выстраивать диалог с непопавшими на рейс пассажирами. Как правило, перевозчики заинтересованы в сохранении лояльности клиентов и стараются минимизировать неудобства. Но бывает и иначе. Весной этого года суд обязал авиакомпанию «Уральские авиалинии» выплатить пассажиру компенсацию более 200 тыс. руб. за овербукинг. В такую цену заявитель оценил стоимость первоначальных билетов, покупку новых, расходы на проживание в гостинице, неустойку, услуги юриста и моральную компенсацию.

Ранее в Госдуме предлагали в десятикратном размере компенсировать пассажиру стоимость билета, если ему не хватило места в самолете из-за овербукинга.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmqrx
http://remont.youdo.com/building/villa/ - подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer