Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Внешний фактор


5 сентября 2018 года Игорь Надеждин, Lenta


Катастрофа Ту-154 в апреле 2010 года под Смоленском, в результате которой погибли высокопоставленные польские политики, в том числе президент страны Лех Качиньский с супругой, не дает покоя Польше. Казалось бы, расследование давно завершено: доказано, что к трагедии привели ошибки командира воздушного судна, 35-летнего капитана польских ВВС Аркадиуша Протясюка. Однако конспирологи продолжают утверждать, что Ту-154 то ли взорвали, то ли сбили, то ли вмешались в работу его электроники. Именно поэтому под Смоленск прибыла очередная группа специалистов из Польши, которая уже в 12-й раз попробует установить истину. Почему дело смоленской катастрофы никак не уйдет в прошлое, выяснял корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

Пир конспирологов

Девять представителей Польши — сотрудники прокуратуры республики, специалисты и переводчики — прибыли в Смоленск 2 сентября. Они пять дней будут работать в ангаре, где хранятся обломки. Их цели заявлены туманно — проверка некоторых возможных версий катастрофы Ту-154; от подробных комментариев и МИД Польши, и посольство воздерживаются. По официальной версии, польская делегация намерена провести 3D-съемку каждого из обломков самолета. Затем это позволит создать компьютерную модель авиакатастрофы и вкупе с планом осмотра места происшествия (там указано положение каждого из фрагментов на земле) восстановить полную картину произошедшего.

Такой подход должен помочь тщательному изучению всех версий катастрофы — в том числе умышленной. По данным «Ленты.ру», будет проверяться информация о некоем устройстве, установленном в самолете при его профилактическом ремонте в России в 2007 году. Кроме того, польские специалисты планируют искать следы взрывчатых веществ и другие «внешние воздействия». Еще одна версия — умышленная передача искаженной информации на борт самолета, которая и привела к недопустимо низкому снижению борта и столкновению его с деревьями. Впрочем, как это можно выяснить при осмотре обломков, не вполне понятно.

Формально основанием для повторного расследования стало аннулирование в апреле 2018 года доклада государственной комиссии по расследованию авиапроисшествий Республики Польша, опубликованного 29 июля 2011 года. Он датирован 1 июля 2011 года; сторонники версии теракта на борту Ту-154 используют эту задержку с публикацией как одно из доказательств вины тогдашнего премьер-министра Польши Дональда Туска (ныне председателя Евросоюза), которому якобы была выгодна смерть Качиньского.

В докладе 2011 года не было данных об умышленном характере катастрофы под Смоленском, но содержался вывод о низком уровне подготовки пилотов 36-го специального авиаполка польских ВВС. Был в документе и вывод о том, что руководитель полетов намеренно не информировал экипаж об истинной погоде и о реальном положении Ту-154 в пространстве — но уже через три дня это было опровергнуто Межгосударственным авиационным комитетом, причем тогда впервые были обнародованы расшифровки переговоров диспетчеров с экипажем.

В них четко звучали и рекомендации немедленно уйти на запасной аэродром, и предупреждения о снижении ниже глиссады (траектории посадки), и даже звуки автоинформатора, предупреждавшего о критически малой высоте. Тем не менее аннулировать выводы в Польше решили только семь лет спустя. Формальным основанием для этого стало заявление, что Дональд Туск, будучи премьер-министром страны, полностью контролировал ход работы комиссии и фальсифицировал выводы в свою пользу.

Польский десант

Возобновление расследования катастрофы Ту-154 под Смоленском в Польше было инициировано в 2016 году: в республике считают, что к смерти президента, летевшего на траурные мероприятия в Катынь (там захоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году), причастны либо Дональд Туск, либо власти России, недовольные политикой Качиньского.

По последним данным социологических опросов, только 20 процентов поляков верят в официальную версию произошедшего, а остальные убеждены: авиакатастрофа была спланирована заранее. Впрочем, мало того, что ни один из фактов не подтверждает эти конспирологические версии, — специалисты убеждены: выводы международного авиационного комитета убедительны и логичны.

Столь политически сложная ситуация (юридических сложностей в расследовании не оказалось) вынудило СКР принять свои меры, абсолютно формальные. Все представители Польши вначале пройдут тщательный досмотр по правилам международной организации гражданской авиации (полный контроль вещей с помощью интроскопов, проверка на наличие взрывчатых веществ и посторонних предметов). Затем они переоденутся в специальные костюмы, исключающие появление посторонних веществ в помещении.

Лишь после этого польские специалисты в сопровождении следователей СКР и российских переводчиков будут допущены в ангар, где смогут наблюдать за осмотром обломков — им самим ничего трогать не разрешат. По словам одного из сотрудников следственной группы, это будет сделано «для исключения попадания на вещественные доказательства не имеющих отношения к произошедшему предметов и материалов». Фактически Россия намерена не допустить даже теоретической возможности фальсификации выводов о катастрофе — и будет действовать в строгом соответствии с международными криминалистическими требованиями.

Без темных пятен

— Польские коллеги 11 раз приезжали в Россию для работы с вещественными доказательствами, — рассказала в беседе с «Лентой.ру» официальный представитель СКР Светлана Петренко. — При их участии неоднократно проводились осмотры как места крушения самолета, так и его фрагментов. В настоящее время СКР исполняется очередной запрос компетентных органов Республики Польша об оказании правовой помощи. Поэтому с 3 по 7 сентября в их присутствии будет проведен дополнительный осмотр агрегатов, узлов и конструктивных элементов самолета, хранящихся в Смоленске.

По словам Петренко, криминалисты СКР обеспечат при этом применение современной криминалистической техники, которая потребуется для фиксации хода и результатов осмотра. В ведомстве считают, что на сегодняшний день основная работа по уголовному делу выполнена, а его материалы составляют более 700 томов. Допрошено более 500 свидетелей, осмотрено более 17 тысяч вещественных доказательств, среди которых различные фрагменты самолета, предметы и документы как на русском, так и на польском языках, проведены полторы тысячи судебных экспертиз. Потерпевшими по уголовному делу признаны более 80 человек.

У российского следствия не осталось вопросов относительно причин произошедшего: к трагедии привела совокупность факторов. Это, с одной стороны, непринятие командиром экипажа своевременных действий по уходу на запасной аэродром при фактических метеоусловиях на аэродроме в Смоленске. С другой — ошибочные действия экипажа в условиях снижения вне видимости наземных ориентиров, продолжение захода на посадку, а также отсутствие должной реакции и требуемых действий при неоднократном срабатывании системы раннего предупреждения приближения земли.

Все остальные версии, в том числе высказанные польской стороной, были тщательно проверены. В частности, версия о взрыве проверялась в числе первоочередных и своего подтверждения не нашла. К таким же выводам пришли и специалисты Межгосударственного авиационного комитета по итогам проведения собственного расследования.

— Поэтому проведение дополнительного осмотра фрагментов самолета — это исключительное пожелание польской стороны, которое мы готовы выполнить в рамках тесного сотрудничества при расследовании этого уголовного дела, — отметила Светлана Петренко.

Смертельный бардак

Расследование уголовного дела о катастрофе Ту-154 под Смоленском продолжается восемь лет. У отечественных следователей уже нет вопросов: формально расследование гибели 96 человек — пассажиров и членов экипажа — можно прекращать в связи со смертью лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Это — командир воздушного судна, 35-летний капитан ВВС Польши Аркадиуш Протясюк. Именно он несет ответственность за все действия экипажа, и именно он, согласно выводам авиакомиссии, должен был прислушаться к российскому руководителю полетов, рекомендовавшему лайнеру уйти на запасной аэродром.

Приказать руководитель полетов не мог — ведь борт был «литерный» (с государственной делегацией). Как показали расшифровки «черных ящиков», командир самолета игнорировал информацию диспетчера и пытался совершить посадку в условиях густого тумана. И он же перед четвертым заходом вручную ввел в компьютер неверные данные о давлении у земли, чтобы исключить работу автоматического информатора (как бы «заткнул» его). Но тем самым обманул высотомер.

По российским законам, к уголовной ответственности должно быть привлечено и его руководство, точнее, командование: на 10 апреля 2010 года капитан Аркадиуш Протясюк, в соответствии с польскими законами, не имел допуска к командованию самолетами Ту-154 и Як-40, так как у него вышли сроки допусков. Аналогичная ситуация — и со вторым пилотом, майором Робертом Кживна, и со штурманом, поручиком Артуром Зентаком. Из всего экипажа только бортмеханник, хорунжий Анджей Михайляк в установленные сроки сдал все необходимые экзамены на Ту-154. Но в данных условиях СКР вряд ли будет привлекать к ответственности иностранных военных.

Но, с другой стороны, формально прекращать следствие нельзя: еще есть международные поручения о правовой помощи, которые не исполнены. Между тем хранение разбившегося Ту-154 требует денег: поэтому следственная группа до сих пор продолжает существовать и исполнять свои обязанности.

...В 2016 году останки погибших в авиакатастрофе поляков, захороненные на родине, были эксгумированы. Ничего подозрительного польские эксперты так и не нашли.

Теперь вот ищут в самолете.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer