Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Катастрофа, изменившая авиацию: крушение DC-10 в Антарктиде


28 ноября 2019 года Павел Котляр, Дмитрий Окунев, Газета.ru


40 лет назад экскурсионный авиарейс из Новой Зеландии врезался в склон вулкана Эребус на острове Росса в Антарктиде. Погибли 257 человек. Изначально причиной катастрофы считалась ошибка пилотов. Впоследствии вину с экипажа частично сняли, пояснив, что крушение произошло из-за неверного плана полета.

28 ноября 1979 года новозеландский самолет McDonnell Douglas DC-10-30 компании Air New Zealand, выполнявший экскурсионный рейс, из-за навигационной ошибки врезался в вулкан Эребус в Антарктиде. Эта ошибка возникла из-за неверного плана полета, заложенного в компьютер. Ввиду переоценки собственных возможностей экипаж снизился ниже предписанной высоты в условиях облачности, а после срабатывания сигнала опасного сближения с землей (GPWS) не успел подняться. Основным усугубляющим фактором явилось отсутствие у экипажа опыта полетов в Антарктиду. Жертвами катастрофы стали 257 человек – 237 пассажиров и 20 членов экипажа.

В конце 1970-х экскурсионные полеты на Douglas DC-10 были достаточно распространены и пользовались спросом у туристов. Борт вылетал из Окленда на Северном острове Новой Зеландии, а затем, достигнув побережья Антарктиды, снижался у пролива Мак-Мердо. Гид вел экскурсию, как в обычном автобусе, а пассажиры могли любоваться антарктическими пейзажами. На обратном пути, через 11 часов после вылета, авиалайнер делал остановку для дозаправки в Кристчерче на Южном острове и еще примерно через час возвращался в Окленд.

Рейс TE 901 ничем не отличался от многих других.

В 07:17 по новозеландскому времени он вылетел из оклендского аэропорта в соответствии со штатным расписанием.

Самолетом управлял опытный экипаж, не летавший, однако, ранее по этому маршруту. На борту находились также экскурсовод и 15 бортпроводников. Около 12:40 авиалайнер пролетал над островом Росса у побережья Антарктиды. Он был открыт в 1841 году британцем Джеймсом Кларком Россом и известен, прежде всего, благодаря Эребусу, одному из двух активных вулканов континента, возвышающемуся на 3795 м над уровнем моря. Еще побывавший там в середине XX века автор книги «Вот она какая, Антарктида!» Юрий Гаврилов отмечал, что «небо над этой четырехметровой горой неподалеку от побережья почти всегда закрыто тучами» и потому практически недоступно для наблюдения с борта самолета.

Вот и в случае с Douglas DC-10 видимость вплоть до острова Росса была отличной, пока на высоте 4,8 км не появились облака. Капитан воздушного судна Томас Коллинс, налетавший к тому времени более 11 тыс. часов, начал снижение до высоты 470 м. В соответствии с планом полета рейс TE 901 должен был вернуться к острову Росса на небольшой высоте, чтобы туристы смогли посмотреть на полярную станцию Мак-Мердо. Однако в реальности самолет сбился с курса и двигался в нескольких десятках километров к востоку от запланированной траектории.

Сразу по занятии высоты 470 м сработала GPWS. КВС в последний момент дал двигателям взлетный режим и потянул штурвал на себя. Однако было уже слишком поздно. Экскурсионный лайнер на полной скорости врезался в Эребус: борт буквально размазало по склону, и даже пожара не возникло. Часы показывали в этот момент 12:49.

Около 18:00 в аэропорту Кристчерча заволновались, к вечеру выслали несколько вертолетов для поиска. В 21:00 было объявлено о потере самолета. Тогда же на склоне Эребуса обнаружили обломки. До 9 декабря на месте работала команда, занимавшаяся сортировкой останков.

«28 ноября 1979 года я сел за радиоприемник, настроенный на эфирную частоту: меня и других радиолюбителей просили послушать, посылал ли DC-10 сигнал бедствия, — отмечал новозеландец Барри Манро. – Мы ничего не услышали, зато одними из первых узнали, что поисковый самолет обнаружил обломки».

Расследование тянулось до 1983 года.

Изначально причиной катастрофы было названо решение КВС продолжить полет на низкой высоте в направлении области с горной поверхностью, в то время как экипаж не был уверен в своем положении.

Однако позже выяснилось, что координаты в плане полета отличались от изначальных, которые были одобрены еще в 1977 году новозеландским отделом транспортного подразделения гражданской авиации для таких экскурсий.

Сохранилась видеозапись, сделанная одним из пассажиров незадолго до гибели. На уникальных кадрах видно, что полет протекал в расслабленной и позитивной атмосфере. Пассажиры спокойно ходили по салону, периодически занимая место у иллюминатора, смотрели на снежно-ледяную пустыню под самолетом, улыбались, выпивали и фотографировали. Впервые запись была продемонстрирована телезрителям в 1982 году, а теперь легла в основу серии подкастов, посвященных 40-летию трагедии. По словам потомков жертв авиакатастрофы, многие семьи смогли окончательно удостовериться в гибели своих родственников только после просмотра видео. До этого люди лелеяли надежду, что их близкий не сел на злополучный рейс и, может, живет где-нибудь в другом месте.

Как признавалась дочь КВС Кэтрин Картер, предъявленные ее отцу посмертно обвинения в крушении самолета явились дополнительным ударом для семьи, и так уже понесшей потерю.

«Все мы пережили череду психологических травм и, я думаю, эти кадры должны быть показаны для того, чтобы люди смогли понять, что значит страдать так, как мы страдали», — резюмировала она.

На днях впервые после трагедии в деле выяснились новые обстоятельства. Оказалось, что незадолго до катастрофы летящий прямо на гору лайнер заметил Мэрлин Нок, штурман американского транспортного самолета C-141 Starlifter.

«Они дали мне свое положение, которое я отметил, и сказали, что снижаются до 5 тыс. футов. Мое сердце остановилось, поскольку они были чрезвычайно близко к Эребусу, — рассказал Нок новозеландским СМИ. – Я передал – верните их обратно, верните обратно срочно! Я передал, что они летят прямо на гору и снижаются. Но ответа не было».

На то время катастрофа рейса TE 901 стала четвертой по числу жертв в истории мировой авиации и до сих пор считается самой крупной в истории Новой Зеландии.

Огромное число жертв и невероятные трудности, с которыми столкнулись спасательные команды, стали настоящей травмой для новозеландского общества в те дни. Однако случившееся оставило след не только в тяжелых воспоминаниях родственников. Эта трагедия оставила след в мировой гражданской авиации, поскольку авиакомпании мира и власти стран не могли не сделать выводов из этого печального урока.

Ким Бьюкенен в одном из подкастов поведала, что ее дед Поп имел билет на экскурсию в Антарктиду, но застудил ноги и в последний момент решил отказаться от путешествия. Его бухгалтер, как раз и подаривший Попу билет, отправился в рейс и там погиб.

По словам Эндрю Ридлинга, председателя ассоциации пилотов Новой Зеландии, катастрофа DC-10 послужила толчком к совершенствованию важной системы, которая есть сегодня на всех гражданских лайнерах — GPWS. Сегодня в такие системы закладывается рельеф планеты, с которым сравнивается текущее местоположение самолета. «Это возможно важнейший урок, вынесенный из катастроф типа Эребуса», — считает Ридлинг, пролетавший пилотом в авиакомпании Air New Zealand 30 лет. – Тот единственный инцидент определил облик компании в наши дни».

По его словам, подобной катастрофе сложно случиться в наши дни благодаря совершенствованию авиационных технологий и тренировкам пилотов.

Так, внесение в маршрут определенных точек, которое раньше делалось вручную, сегодня представляет собой совершенно иной процесс, который происходит автоматически и проверяется пилотами до и во время взлета.

По словам авиационного консультанта Ирен Кинг, именно катастрофа новозеландского борта заставила в 1980-е годы заняться разработкой CRM (Управление ресурсами экипажа) – системы управления, ориентированной на оптимальное использование всех доступных ресурсов экипажа самолета, что потребовало объединения усилий расследователей катастрофы и психологов.

«Это одно из важнейших достижений в области безопасности после той катастрофы», — резюмировала она. Впервые примененная в 1981 году в авиакомпании United Airlines, сегодня эта система используется во всем мире.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpRYu
Мастер по ремонту электрики: http://remont.youdo.com/electrician/panel/other/sborka/, подробное описание здесь.
Смотрите: https://youdo.com/promo/costumerental/national/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer