Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вернемся к нашим квазарам. Как космос в 2019 году стал обыкновенным предпринимательством


27 декабря 2019 года Надежда Краснушкина, КоммерсантЪ


Уходящий год ярко продемонстрировал, что космическая гонка перестает быть уделом ученых и военных, а все больше становится областью конкуренции мейнстримного бизнеса. Учитывая только заявленные планы новых космических игроков, в ближайшее десятилетие на орбите появится в пять с лишним раз больше спутников, чем за последние 62 года. SpaceX, OneWeb, канадская Telesat и проект Amazon Kuiper собираются запустить более 46 тыс. спутников, тогда как, по данным управления по вопросам космического пространства ООН, до сих пор их насчитывалось всего 9 тыс. Как и в любом глобальном бизнесе, это американский бизнес, что бы об этом ни думали в России.

По прогнозу Morgan Stanley, объем выручки космической отрасли вырастет с $334 млрд в 2015 году до $600 млрд в 2030-е годы, а к следующему десятилетию перевалит за $1 трлн. Причина проста: бурное развитие технологий ракето- и спутникостроения привело к кардинальному сокращению издержек, и в отрасль, некогда создавшуюся преимущественно с военными целями, устремился частный бизнес — как это произошло в 90-е годы с интернетом. SpaceX заявляет, что может производить в день два спутника. OneWeb уверяет, что каждый спутник обходится ей в жалкий $1 млн. Илон Маск с присущим ему размахом обещает, что Starlink будет ежегодно приносить $30 млрд в год — почти в десять раз больше, чем сама материнская компания. В космическую гонку включаются и инвесторы — бизнес-ангелы, венчурные и частные фонды. Часть из них действительно охвачена романтической страстью к новым пространствам, часть просто боится опоздать, отмечают в Morgan Stanley. По подсчетам аналитической компании Bryce Space and Technology, с 2000 года более 180 космических стартапов привлекли свыше $18,4 млрд инвестиций, причем основной рост наблюдался с 2015 года.

Впрочем, государства, хотя и стремительно теряют монополию на космос, уходить оттуда тоже явно не собираются — возрождение былого могущества не только на Земле, но и за ее пределами прекрасно рифмуется со всей политикой президента Дональда Трампа.

Помимо разговоров о создании шестого рода войск — космических — NASA год назад заявило о намерении перезапустить программу собственных пилотируемых полетов к МКС, свернутую в 2011 году,— правда, на ракетах коммерческого производства, так что космическое ГЧП тоже не за горами. Одновременно на пятки старым гигантам — США, Китаю и России — начинают наступать и молодые космические державы: за последнее десятилетие в мире появилось не менее 13 новых национальных космических агентств, большая часть — в последние пять лет. Список может выглядеть довольно странно — Люксембург, Парагвай, Филиппины, Португалия, но космос больше не дорогая игрушка для раздутого эго сверхдержав. Это бизнес.

Наиболее зрелой и очевидной нишей уже стал — и останется в среднесрочной перспективе — спутниковый интернет. Мегасозвездия низкоорбитальных спутников обеспечат сплошное покрытие не только для удаленных районов, до которых так и не добралось оптоволокно и сети 3G, но и для скучающих (и готовых щедро платить за возможность полистать ленту в соцсетях) пассажиров самолетов и морских судов — именно с них предлагают начинать в OneWeb. При этом новый космический телеком пока вроде бы не пытается объявлять войну Земле: тот же Маск призывает телеком-гигантов работать вместе. Дальнейшее же развитие космической индустрии до сих пор отдает научной фантастикой. Добыча полезных ископаемых на астероидах? Вывод вредных производств и космические мусорные полигоны? Бурное развитие космического туризма? Последнее, впрочем, уже почти реальность. Если первый турист — Деннис Тито — в 2001 году заплатил за полет $20 млн, то сейчас Virgin Galactic Ричарда Бренсона уже предлагает предоплатить 90-минутный суборбитальный полет за $250 тыс.

Россия же в этой едва начавшейся гонке, видимо, уже успела с треском проиграть и остается в позиции наблюдателя и потребителя будущих космических благ.

Что происходит с российскими спутниками, не зная деталей подковерной борьбы в «Роскосмосе», сказать решительно невозможно. Попытка космического ведомства создать совместное предприятие с OneWeb (60% у российского «Гонца», 40% — у британской компании) взамен на запуск спутников российскими «Союзами» успехом не увенчалась. В 2019 году государственная комиссия по радиочастотам вновь отказалась выделить частоты OneWeb — против активно выступали Роскомнадзор и ФСБ, ссылаясь на угрозу национальной безопасности, в итоге британцы свою долю уступили. Взамен вроде как предполагалось развернуть собственную глобальную многофункциональную инфокоммуникационную спутниковую систему «Эфир», ее даже включили в нацпрограмму «Цифровая экономика». Однако в сентябре сам «Роскосмос» предложил ее оттуда исключить, ссылаясь на то, что проект не нашел инвесторов. Теперь те же задачи предполагается решить в рамках комплексной спутниковой программы «Сфера» — до 2030 года она должна объединить 600 спутников различного назначения. А тем временем другая рука «Роскосмоса» готовится в январе запустить с Байконура 34 спутника OneWeb из тех первых 650, что начнут предоставлять коммерческие услуги уже в 2021 году. Как тебе такое, Илон Маск?

Интересно, когда в колонках светской хроники появится отчет о первой космической свадьбе. И, хотя нельзя недооценивать саудовских принцев, японских банкиров и французских топ-менеджеров, мы все же верим, что это будут русские из Майями.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1rm7
Экономия на кадрах: http://freelance.youdo.com/polygraphy/printing/color/ - исполнители с портфолио >>>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer