Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса


27 декабря 2019 года Герман Костринский, КоммерсантЪ


Российский авиарынок весь год прожил в ожидании кризиса — если не от скачка цен на топливо в 2018 году, так от запрета полетов в Грузию. Однако в итоге ни одна авиакомпания не обанкротилась. Наоборот, перевозки продолжили уверенно расти вопреки удорожанию билетов и снижению доходов населения. Даже катастрофа единственного нового российского самолета SSJ100 к значимым последствиям не привела. Тем не менее проблемы до сих пор не решены, факторы риска сохраняются, и отрасль зависла в предкризисном состоянии.

2019 год мог подтвердить наметившуюся закономерность: каждый нечетный год с российского рынка авиаперевозок уходит крупный игрок. Начало положила в 2015 году «Трансаэро», тогда вторая в стране и прямой конкурент «Аэрофлота», 2017 год запомнился уходом «ВИМ-Авиа». Поскольку в 2018 году авиакомпании получили рекордный общий убыток в 51 млрд руб., все предпосылки к продолжению тенденции были и теперь. Да и очевидный кандидат тоже был — Utair с долгом перед банками в 56,5 млрд руб. и первым дефолтом еще в канун Нового года (потом в течение года последовали второй и третий). Но компания устояла, по расчету ли кредиторов или политической воле, до сих пор остается неясным.

Особенно удивительным выглядит отсутствие громких банкротств на фоне того, что никакой существенной господдержки отрасль за год не получила, хотя участники рынка активно ее добивались: жаловались, умоляли, угрожали. Даже после того, как в июне президент Владимир Путин в ходе прямой линии признал наличие проблемы скачка цен на авиакеросин и необходимость ее решения, вопрос о компенсациях перевозчикам заблудился в кабинетах чиновников. Никаких денег отрасль не получила и вряд ли уже может на них рассчитывать. Точно так же спустили на тормозах в никуда компенсации потерь авиаторов за остановленные государством полеты в Грузию.

Такое индифферентное, если не выражаться крепче, отношение властей к бедам гражданской авиации объясняется, видимо, тем, что правительство никакого кризиса в отрасли не наблюдает.

Ну то есть, вероятно, до выделения реальных денег дойдет, только если начнут прямо страдать пассажиры.

Между тем по итогам 2019 года отрасль снова ждет убыток, пусть и не рекордный — 35–40 млрд руб. на всех. И в новый год она вступает в хронически болезненном состоянии: цены на керосин перестали расти, но и не снизились до значений, позволивших бы большей части авиакомпаний выйти в прибыль. Благосостояние пассажиров тоже не улучшается.

Странный, парадоксальный рост, возможно, объясняется появлением нового поколения пассажиров, для которых путешествия стали важной статьей расходов, более приоритетной, чем многие другие.

Единственный фактор, который держит авиарынок на плаву,— растущие более чем на 10% в год объемы перевозок. Они увеличиваются, несмотря на удорожание билетов и на фоне стагнации доходов населения. Этот странный, парадоксальный рост, возможно, объясняется появлением нового поколения пассажиров, для которых путешествия стали важной статьей расходов, более приоритетной, чем финансовые накопления или приобретение автомобилей и недвижимости. Вопрос теперь в том, насколько это весомый фактор и как долго он будет определять жизнь отрасли.

История авиации знала много примеров, когда авиакомпании долго жили на грани рентабельности или временами даже за ней. В США, например, конец именно такому периоду положили теракты 11 сентября, когда нескольких недель запрета на полеты хватило для перехода крупнейших игроков в стадию банкротства. Последовавший затем кризис продолжался около 15 лет, в результате произошла консолидация рынка, выжившие разделили между собой направления и подняли цены до уровня, обеспечивающего устойчивую маржинальность. Аналогичный процесс, по мнению экспертов, идет сейчас в Европе, сопровождаясь банкротствами перевозчиков.

В результате строить прогнозы о развитии российского авиарынка даже только в 2020 году почти невозможно.

Болезненное состояние отрасли может затянуться, но может и быстро обернуться жестким кризисом в результате появления какого-нибудь малопредсказуемого «черного лебедя».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3seh
Объявление: http://photo.youdo.com/videoedit/price/, лучшие цены здесь.
Ремонт спальной комнаты 12 кв.м. на http://remont.youdo.com/repair/room/12-13/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer